Жак Лакан в кино

Цикл лекций Виктора Мазина. Четыре лекции — четыре сеанса в кино с Лаканом. Причем, если первые три основаны на комментариях, которые психоаналитик сделал в свое время к фильмам, то четвертый, «Стыд», — фантазия на тему, что бы сказал Лакан сегодня, если бы увидел фильм Стива МакКуина.

27.01. 2015. Нарциссизм, паранойя, основания субъекта и общества. Луис Бунюэль «Он» (1952).

Творчество величайшего режиссера истории мирового кино, Луиса Бунюэля, отличается необычайным стилистическим разнообразием, но при этом всегда сохраняется мотив критики лицемерия буржуазного общества. Снятый в 1952 году в Мексике кинофильм «Он», был поначалу с недоумением принят критиками, зато его сразу высоко оценил Жак Лакан. Причем, для Лакана «Он» — это не просто фильм о бреде ревности и паранойе, а фильм о фундаменте социального порядка. Средствами кино Бунюэль достигает невероятной глубины понимания основ человеческого сообщества.

30.01. 2015. Кино — множественная точка зрения. Акира Куросава «Расемон» (1950).

После выхода на экраны кинофильма «Расемон» Акира Куросава был признан выдающимся классиком мирового кино. Как никакой другой, этот фильм позволяет говорить о множественности точек зрения в кино и о поисках истины — истина познания, истины желания. Лакан не мог пройти мимо «Ворот Расе», и не только потому, что всерьез увлекался японской культурой. О фильме Куросавы он говорит в связи с осмыслением природы человеческого желания. Режиссер помогает Лакану сформулировать принципиальную мысль: «Желание — это желание Другого».

04.02.2015. Любовь и страх, скорбь и меланхолия. Ален Рене «Хиросима, любовь моя» (1959).

Первая же художественная картина Алена Рене, «Хиросима, любовь моя», снятая в 1959 году по сценарию Маргерит Дюрас, стала новым словом в кино. Фильм о памяти и забвении, любви и травме, скорби и меланхолии не мог не привлечь внимания Жака Лакана, который говорит о нем в конце своего Х семинара в связи с вопросом, «что же такое скорбь?»

06.02.2015. Аффект разделенности. Стив Маккуин «Стыд» (2011).

«Стыд» — вторая полнометражная картина британского видеохудожника и режиссера Стива Маккуина. Жак Лакан говорит о стыде и бесстыдстве в своем XVII семинаре, во многом предсказывая в 1969 году особенности того общества, в котором живет в 2011 году герой кинофильма «Стыд». Общество нарциссизма и наслаждения нацелено на снятие стыда как последней преграды на своем пути самораспада.

Смотрите также