Цикл лекций «Философия и искусство: удивительные параллели, необычные интерпретации»

Программа курса:

Лекция 1. Теория мифа и символа. Обзор эволюции символов в искусстве. — 10 октября в 17-00

Как связан миф с символом? Чем отличается символ от знака и аллегории? Все эти элементы являются неотъемлемой составляющей традиционного искусства. Развитие символики прошло путь от архетипических знаков в древних орнаментах до пиктограмм шумеров и иероглифов египтян. В дальнейшем архаические символы перекочевали в христианскую символику и обрели новое значение. Средневековая тайнопись уже представляла собой гремучую смесь из символов разного происхождения, к которым еще добавились кодовые знаки тайных орденов и кабалистических учений. Как изменилась символика в эпоху Возрождения? Система символов стала еще более сложной и разветвленной, так как появились индивидуальные знаки, лично изобретенные художниками. Это вводная лекция к целому курсу, в течение которого мы будем говорить о символических системах гениальных художников разных культурных эпох.

Лекция 2. Микеланджело — великий и ужасный. Тайные символы Сикстинской капеллы. Статуя Моисея в интерпретации Фрейда. — 17 октября в 17-00

Микеланджело был антиподом Леонардо, они как две стороны Луны — темная и светлая. Микеланджело отличался тяжелым мрачным нравом, замкнутостью, упорностью и целеустремленностью, в отличие от жизнелюбивого общительного красавца Леонардо, редко завершающего свои многочисленные проекты. Как и все гении Ренессанса Микеланджело возрождал и одновременно реформировал антично-религиозный миф, укореняя в европейском сознании антропоцентрические мотивы.

Странные неканонические образы и символы в росписи Сикстинской капеллы скрывают тайны и загадки, до сих пор провоцирующие исследователей на новые интерпретации. Почему художник создает не одно, а два изображения Творца в необычном ракурсе? Какую революционную идею зашифровал в своей знаменитой фреске великий скульптор? И можно ли найти закодированную информацию в других произведениях Микеланджело? При анализе творчества гениального флорентийца оказывается, что почти в каждом его произведении есть свой секрет.

Лекция 3. Иероним Босх — сюрреалист 15 века или средневековый алхимик? — 24 октября в 17-00

Может показаться удивительным, что Леонардо да Винчи и Иероним Босх жили практически в один и тот же период времени, и оба являются яркими представителями эпохи Ренессанса. Кроме того, что их живопись кардинально различается, они абсолютно противоположны по образу жизни. Если про Леонардо известны многие подробности его биографии, то про Босха, кроме того, что он провел около 40 лет в братстве Богоматери Хертогенбоса, неизвестно ничего, даже точный год его рождения. Но его творчество неизменно вызывает интерес зрителей, и, прежде всего, из-за сложной системы символов, разгадка которых была известна лишь самому художнику. Есть ли ключ к расшифровке загадочных триптихов великого голландца? Некоторые исследователи предполагают, что он был знаком с практикой алхимии, магии, оккультных наук, астрологии, спиритизма, владел искусством применения галлюциногенов, вызывающих адские видения и многое другое. Кто-то называет символы на его картинах сюрреалистическими, говоря о нем, как о предшественнике Сальвадора Дали. Однако, насколько образы, воспроизведенные Босхом, были бессознательными? Или совсем наоборот, его послание было аллегорическим и точно рассчитанным, таким образом, совершенно прозрачным для посвященных? К кому тогда обращены эти послания гения Северного Возрождения? Разберемся на лекции!

Лекция 4. Караваджо и Рубенс: символика Нового времени. — 31 октября в 17-00

В Новое время символизм претерпевает упадок и закат, поскольку разрушается мировоззрение, построенное на антично-христианском мифе. Художники все еще обращаются к традиционным сюжетам древнегреческих легенд и библейских историй, но облики богов, героев, святых все больше похожи на простых парней и девушек с соседней улицы. Психоаналитики называют эту стадию в личном развитии «убийством архитепических родителей», то же самое происходило и на уровне культуры. В драматических натуралистичных ракурсах Караваджо трудно узнать благородного Давида, скорее перед нами хладнокровный юный убийца, только что отрезавший голову Голиафу. Узнаем ли мы привычную библейскую героиню Юдифь, во всем театральном жизнеподобии отсекающую голову своему врагу и отпрянувшую от фонтана крови? А что вы скажете о пышнотелой блондинке Рубенса, со всей страстью припадающей к ногам Христа? А три античные грации, нарушающие все древнегреческие и ренессансные каноны, изображенные фламандцем во всей полноте женской чувственности. Понаблюдаем вместе, как символичность уходит из произведений искусства.

Лекция 5. Мифология Северной Европы. Нордические легенды в произведениях прерафаэлитов. Теория Германа Вирта о значении рун. — 7 ноября в 17-00

Сюжеты северной мифологии, не столь часто представленные в изобразительном искусстве, хорошо знакомы нам по литературным и кинематографическим произведениям. Герои кельтской, скандинавской, немецкой мифологии практически не становились предметом внимания живописцев вплоть до 19 века. И только прерафаэлиты, восстав против академических правил, обратились к богатому материалу собственной северно-европейской традиции, поставив ее в один ряд с образами древнегреческой и библейской культуры. Значение символики и мифологии Северной Европы было недооценено в истории искусства, однако, по теории Германа Вирта, именно она дала основание для формирования алфавита и всех монотеистических религий. Вирт исследовал общеиндоевропейскую систему символов, связанную с первой архаической религией, эволюционировавшую в дальнейшем в руническую письменность, и породившую в конечном итоге европейский алфавит.

Лекция 6. Что такое неомифологическое сознание? Кубизм Пабло Пикассо. — 14 ноября в 17-00

В начале 20 века в эпоху Модернизма возник интерес к изучению мифологического сознания. С одной стороны, впервые была проанализирована структура мифа и способы его функционирования с точки зрения философии и антропологии. А с другой стороны, художники, писатели и философы начали активно вплетать в ткань своих произведений архаические и классические мифы, а также уподоблять свои тексты структуре мифа, что и получило название «неомифологического сознания». Достаточно вспомнить Толкиена с его эпической сагой о Средиземьи или Булгакова с его переписанной библейско-гностической историей о Мастере и Маргарите, чтобы понять, о чем идет речь. В изобразительном искусстве одним из ярчайших представителей этой эпохи был Пабло Пикассо. Он намеренно использовал приемы искусства первобытных культур для развития своего живописного метода. Например, в «Авиньонских девицах» он использовал образы африканских масок, заразившись этой страстью от Матисса. Чем так привлекали модернистов архаические образы и древние мифы? И почему эта тенденция «неомифологического» актуальна и для современной постмодернистской культуры, поговорим на лекции.

Стоимость одной лекции — 400 рублей.

Студентам и школьникам — скидка 50% (при предъявлении школьной карты или студенческого билета).

Регистрация на курс и более подробная информация доступны по ссылке http://punktum.ru/archives/17125 или по телефону +7 910 478 65 54

Смотрите также