Курсы литературного письма «Прикладная филология»

Авторский курс Ольги Андреевой «Прикладная филология»: мы приглашаем вас принять участие в непредсказуемом творческом эксперименте. Что будет, если, поставить лошадь филологии впереди телеги произведения? Мы попробуем сделать именно это. На нашем курсе мы будем изучать те или иные приемы литературного творчества и немедленно применять их в реальной художественной практике. Вы проанализируете приемы Бориса Виана и Милорада Павича, Толстого и Бунина и научитесь использовать их в собственных произведениях.

Программа курса:

Занятие 1.

  • Вводная лекция. Природа авторства. Бесстрашие. Гете об индивидуальном (Эккерман). Здесь, сейчас, больше никогда и никто. Только ты. Ортега-и-Гассет о культуре как катастрофе. Искусство начинается за пределами культуры. НО. История дадаизма. Кризис авторства. Дмитрий Быков о современном авторе.

  • Метафора. Аристотель: старость так относится к жизни, как август к лету. Соответственно, старость — август жизни. Определение есть, а правило невозможно.

Стертые языковые метафоры. Метафорическая природа человеческого мышления. Потебня. Исландские гномы. Современная компьютерная терминология. VS. История языка, религии, науки. Метафорическое мышление свойственно человеку как виду.

Какие бывают метафоры? Бабель. Реализация метафоры. Жюль Сюпервьель, Борис Виан.

Занятие 2.

  • Деталь. Точка автора. Чехов — теория детали из «Чайки». Рассказ «Волки». Набоков «Подвиг». В чем прием? Найпол «Средний путь». В чем прием? Отстранение.

  • Точка автора. Достоевский. Предисловие к «Кроткой». Где автор? Автор между богом и негодяем. Толстой — Зощенко. Косвенная речь. Авторское я. Сказ. Анализ рассказа «Ионыч» А. Чехова.

Занятие 3.

  • Традиции взаимодействия с реальностью. Латинская — «Анналы» Тацита, «Мемуары» Сен-Симона, Пушкин, Чатвин. Византийская (русская) — исихазм, плетение словес, Тургенев, Булгаков, Саша Соколов. Речевая характеристика героя. Как устроена живая речь? Один речевой день. Аграмматизм русской речи.

  • Речевая характеристика героя. Голос. Монолог. Рената Литвинова «Монологи медсестры».

Занятие 4.

  • Диалог. Как устроен диалог. Европейский диалог и русский диалог. Чехов, Годар.

  • Интервью. Герой. Подготовка к интервью. Типы вопросов. Практикум. Интервью с В. Путиным. Интервью с Ксюшей Собчак. Герой -Портрет. Игра в ассоциации.

Занятие 5.

  • Герой. Метафорический портрет героя. Метонимический портрет героя. Портреты героев по серии фотографий Уильяма Кляйна «Нью-Йорк – 55».

Портреты живых героев, взятых из жизни. Интервью с героем.

Занятие 6.

  • Проблема начала. Проблема финалов. Какие бывают начала. Джойс, Чатвин, Булгаков, Пушкин. Финалы. Идеальный финал. Джон Кутзее «В сердце страны». Игра в финалы. ОГенри. Мопассан. Юрий Казаков. Средневековые новеллы «Римские деяния».

  • Экзотика. Безумный сюжет. Амос Тотуола. Безумная стилистика. Лотреамон. Прекрасно как…

  • Композиция, сюжет, фабула, монтаж. Анализ рассказа Бунина «Легкое дыхание». Л. Выготский. Схема сюжета и фабулы. Хронология рассказа. Монтаж. Типы монтажа. Монтаж в кино. Гриффит, Эйзенштейн, Виго, Дзига Вертов, Орсон Уелш. Параллельный сходящийся монтаж. Монтаж аттракционов. Флешбеки.

Записаться можно по тел: 8(929)585-82-56 или отправить заявку на tortugabookshop@gmail.com

Смотрите также