Мастерская Дениса Драгунского в CWS: «Короткий рассказ: реальность-вымысел-реальность»

Creative Writing School (CWS) открывает поэтическую мастерскую под руководством писателя Дениса Драгунского. С 28 января по 7 апреля 2016 года слушатели курса будут еженедельно собираться в библиотеке-читальне им. Тургенева на Чистых Прудах, чтобы писать, читать и обсуждать свои и чужие тексты. Кроме 10 занятий в мастерской участников ждут три общешкольные лекции: писателя Евгения Водолазкина, критика, издателя и телеведущего Александра Гаврилова, руководителя проекта и писателя Майи Кучерской.

Как попасть в мастерскую? Выполнить творческое задание и отправить его до 23 декабря: http://litschool.pro/req/zakaz/

Конкурс в мастерскую проходит в два этапа. Первый этап — конкурс на бесплатные места — продлится с 3 по 18 ноября. Объявление победителей — 22 ноября. Второй этап — конкурс на платные места — с 23 ноября по 23 декабря, итоги будут объявлены 25 декабря.

Подробнее о курсе и мастере: http://litschool.pro/prose-3

Программа мастерской:

  1. Четыре вопроса писателю: зачем писать, кому писать, что писать, как писать.

  2. Что такое фабула и чем она отличается от сюжета.

  3. Автор, рассказчик и герой — сходство и различие.

  4. Точка зрения и голос. Что такое композиция и зачем она нужна.

  5. Приметы реальности в рассказе. Границы достоверности.

  6. Жизненный опыт, наблюдения, заметки — что с ними делать.

  7. Диалог, внутренний монолог, мысли героя, мысли автора.

  8. Любовь, разлука, утрата и прочие сильные эмоции — как сделать, чтоб поверили.

  9. Охота за штампами и лишними словами. Учимся сами себя редактировать.

  10. «Сокол», «Ожерелье», «Хористка» и рассказы участников. Заключительный анализ.

Конкурсное задание:

Написать короткий (2.500 знаков, то есть 1 (одну) страницу на компьютере 12 кеглем с одинарным интервалом)

рассказ на одну из трех тем:

«Утро. Сборы. Неожиданная встреча. Куда мне теперь деваться?»

«На свидании все пошло не так. Впрочем, я так и думал/думала».

«В мамином альбоме, под новогодней фотографией, был спрятан маленький снимок».

Мастер:

Драгунский Денис Викторович, родился в декабре 1950 года, получил классическое образование, работал преподавателем, сценаристом, журналистом, политическим аналитиком, главным редактором научного журнала и партийной газеты.

Рассказы начал писать в 57 лет. Первая книга вышла, когда автору было 59. На сегодняшний день написал около 1.000 коротких рассказов. Издал 8 сборников рассказов, три сборника эссе и один роман.

По мнению коллег и критиков — признанный мастер короткого рассказа.

«Драгунский пришел со своим ноу-хау, изобрел новый тип новеллы: очень короткую, очень язвительную. Он решил рассказать ту правду, которую деликатные люди видят, но скрывают: о неловкостях, упущенных возможностях, преувеличенных амбициях, о межличностных барьерах, куда более непреодолимых, чем государственные и о том, что мужчины с женщинами принадлежат к разным биологическим видам, а жить им приходится вместе. Драгунский говорит то, что говорить не принято, и безошибочно попадает в самые больные точки, и ты ему за это еще и благодарен, потому что, оказывается, ты не один такой. Не знаю человека, который смог бы оторваться от его прозы» (Дмитрий Быков)

«Окна во двор» — коллекция забавных (с разными оттенками — от язвительных, вроде уже, считай, хрестомайтийного «Гидроплана», до трогательных, почти душещипательных) историй, часто — хотя не всегда — имеющих отношение к тому, что в глянцевых журналах называется «секс энд рилейшнз» (поженились — разбежались, такие разные — а сошлись в два счета; в таком духе). В них описывается сугубо частная — ну да, окна во двор — жизнь поздне- и постсоветских обитателей мегаполисов (хотя и не только мегаполисов). Хотя… хотя… хотя… — сразу понятно, что в прозу Драгунского заложен антидот от любых чересчур общих квалификаций; здесь все выстроено на уступках, нюансах и частностях; не любовь, а сплошные уступительные отношения: на одно «хотя» — два «несмотря на то что».

Литератор Драгунский равнодушен к «большому нарративу», «магистральным линиям», «монументальным» сюжетам — зато проявляет неподдельный интерес к нюансам — и работает на них же. Его трудно поймать за руку: кажется, он нигде, ни разу, не говорит «серьезно». Он знает цену первой и последней фразы; знает, чего стоит разница между повествователем и автором, между голосами лирического героя — и просто персонажей; знает — филолог-классик все-таки — что такое cum grano salis; знает, наконец, что все, что имеет отношение к сексу, может обеспечить запланированный комический эффект; именно поэтому ему удается писать — хорошо писать, без всяких «хотя» — на довольно скользкую тему, да еще и — не всегда, но частенько — с привлечением личного опыта. В чужом изложении все это выглядит крайне подозрительно — однако всем известно, что у Драгунского слишком хороший слух, чтобы он мог позволить себе хоть что-нибудь вульгарное» (Лев Данилкин)

Смотрите также