История экспериментального кино

Курс поможет слушателям по-новому взглянуть на историю мирового кино. Они узнают, почему та часть мирового кинематографа, которая сейчас воспринимается как классика, была в свое время новаторской. Речь пойдет о фильмах, часто выходящих за рамки классической киноэстетики, о том, что считалось экспериментом в самые различные периоды мировой истории, от самого начала кино до современности.

В момент появления кино в кинематографе не было установившейся системы правил. Практически любой фильм можно было считать экспериментальным. Но и позднее, когда менялись технологии и стили искусства, на первый план всегда выходили новаторские экспериментальные работы, представляющие теперь особенный интерес.

Предметом обсуждения будет творчество братьев Люмьер, Мельеса, Эдисона, французское, английское и американское кино 1910-х годов, ранние советские ленты, французский авангард первой и второй волны (дадистские фильмы, «чистое» кино, сюрреалистический фильм), немецкий авангард (Викинг Эггелинг, Вальтер Рутман, Ганс Рихтер и др.) и немецкий экспрессионизм. Отдельной темой для изучения будут пародии: слушатели узнают, почему «Антракт» Рене Клера не стоит воспринимать так серьезно.

Особое внимание будет уделено экспериментальной и абстрактной анимации, уникальным фильмам Александра Алексеева, сделанным во Франции на «игольчатом экране», нарисованным на кинопленке фильмам канадца Нормана Мак Ларена, ни на что не похожим английским фильмам Лена Лая.

Смотрите также