Курс лекций «История и теория религии»

Тема 1. Что такое религия вообще? — 9 июня в 19-30

На лекции слушатели смогут поближе познакомиться с различными вариантами определений и концепций религии: от конфессиональных до биологических. Разобраться в сущностных характеристиках религии, вероятных причинах и предпосылках возникновения религиозных систем. Особое внимание будет уделено религии в статике и таким вопросам как:

из чего состоит любая религиозная система?

может ли существовать религия без веры?

каковы функции и роль религии в системе культуры и цивилизации: нужна ли она вообще и может ли общество существовать без нее?

Тема 2. Проблема происхождения религии — 16 июня в 19-30

Лекция будет посвящена вопросу «откуда же взялась религия?» и всем возможным версиям ответа на него. Слушатели узнают о теории «прамонотеизма», а также познакомятся с гипотезой «дорелигиозного» периода развития человечества.

Особое внимание будет уделено практике захоронений первобытных людей и пещерной живописи, как признакам рождения религиозных верований. Будут разобраны формы первобытных верований: фетишизм, тотемизм, магизм, анимизм; рассмотрены отголоски первобытных верований в ставших религиозных системах; а также на лекции удастся проследить за эволюцией древних религий: от полидемонизма к политеизму, от родо-племенных к народностно-национальным.

Тема 3. Народностно-национальные религии древности — 23 июня в 19-30

Простейшие формы религиозных верований существовали с самого начала появления человека современного, который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

На данной лекции слушатели узнают о религии в Древнем Египте: ее ключевые космогонические и антропогонические представления, а также развитие культовой практики.

От египетской религии лекция плавно перейдет к древнегреческой, описанной «со слов Гомера и Гесиода». А далее внимание слушателей устремится к религии Древнего Рима: от чувственной конкретики к сухой абстракции.

Закончится лекция обсуждением религии древних славян, где особое внимание будет уделено вопросу, почему остается открытым вопрос о достоверности мифологии и общем характере славянской религии.

Тема 4. Народностно-национальные религии современности: Индия и Средний Восток — 30 июня в 19-30

На лекции будет подробно рассказано о таких религиях, как индуиз, джайнизм, сикхизм и зороастризм, случайно забредший в область востока.

Слушатели смогут проследить путь зарождения индуизма, его эволюцию, основные направления и те факторы, что легли в его основу. Особое внимание будет уделено специфике «философской» системы индуизма и, конечно же, его влиянию на политику страны, как внешнюю, так и внутреннюю.

Также на лекции будет рассказано о джайнизме: основах этого вероучения, его предписаниях и ритуалах. Слушатели смогут узнать, в чем заключаются отличия джайнизма от Ислама, Индуизма и Сикхизма — монотеистической веры последователей Нанака.

Тема 5. Народностно-национальные религии современности: Дальний Восток — 7 июля в 19-30

На данной лекции слушатели узнают о Конфуцианстве: что это — религия или же философия? Увидят, на каких пяти «постоянствах» было основано учение Конфуция и проследят за его эволюцией: от ритуализированной этики до современности.

От конфуцианства лекция плавно перейдет к даосизму, Лао-Цзы и «Даодэдзин». Слушатели узнают о специфике «философской» системы Даосизма и пронаблюдают за эволюцие даосских верований и институтов.

Закончится лекция обсуждением синтоизма, в ходе которого участники рассмотрят его влияние на современную жизнь японца.

Тема 6. Народностно-национальные религии современности: Дальний Восток, ч.2

На лекции слушатели смогут поближе познакомиться с понятиями конфуцианств, даосизма, лао-цзы, синтоизма и тэнноизма. — 14 июля в 19-30

В частности, будет разобрано, чем все-таки является конфуцианство — философией или религией? В чем именно заключалось учение Конфуция (Кун-цзы) и какие отличия между неоконфуцианством, даосизмом, Лао-цзы и «Даодэдзин». Особое внимание будет уделено специфике «философской» системы Даосизма: понятиям «Дао» и «У-вэй», как основополагающим даосской философии.

От даосской философии лекция плавно перейдет к синто — так называемому, «пути богов». Слушатели смогут проследить эволюция синтоизма и тэнноизма, возникновение концепции «Исэ синто» и укрепление культа императора. Будет разобрано, актуальны ли представления тэнноизма в современной Японии, и какое место занимают синтоизм и буддизм в жизненной практике японца.

Тема 7. Иудаизм: история, вероучение, обычаи — 21 июля в 19-30

Лекция будет посвящена истории иудаизма, в частности, происхождению термина. Лектор рассмотрит иудаизм в узком и широком смысле слова:

являются ли слова «иудей» и «еврей» словами-синонимами?

как именно возникла и сформировалась Танаха: предположения и гипотезы?

как именно последовательное единобожие смогло стать центральной доктриной иудаизма?

в чем заключается идея богоизбранности еврейского народа?

что именно представляют из себя «Десять заповедей»?

Также внимание будет уделено мессианским пророчества Танаха. Слушатели узнают, есть ли в иудаизме идея первородного греха, в чем заключалось учение о сверхъестественных существах, смогут проследить эволюцию представлений о загробной жизни.

Финал лекции будет освящен разбору «Талмудического иудаизма»: рождение Талмуда и института раввината, основные направления в иудаизме, каббала и средневековый еврейский мистицизм.

Тема 8. Иудаизм: основные направления. 28 июля в 19-30

Эта лекция будет посвящена основным направлениям в иудаизме, а также следующим вопросам:

почему говорить о ересях или даже о направлениях в иудаизме довольно сложно?

что такое «нусах»?

в чем заключается различие между ашкеназской и сефардской традициями?

почему русское царское правительство предоставило караимам гражданские права?

можно ли считать «Субботники» русскими караимами?

Особое внимание будет уделено хасидам: «альтернативному» мистическому иудаизму. Слушатели поближе познакомятся с «Культом» цадиков и «хасидскими историями», узнают различия между хасидами и миснагедами, гаскалой и ортодоксией. Также лектор обсудит тему реформистов и консерваторов, рассматривая сионизм как «переселение в Библию».

Тема 9. «Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие…»: духовная Революция Библии — 4 августа в 19-30

Можно ли прочесть Библию глазами ученого или почему она меняет свой смысл в зависимости от веры или неверия читающего? Этому вопросу и будет посвящена лекция.

Слушатели узнают, как Библия стала Книгой Книг и из чего она все-таки состоит, в чем заключается разница между Библией и Танахом, что такое «Завет» в иудейском и христианском понимании и многое, многое другое.

Основное внимание будет уделено фундаментальным идеям Библии, поднимающимся над греческим философским дискурсом: монотеизму, креационизму, провиденциализму и новому антропоцентризму.

Тема 10. Возникновение христианства — 11 августа в 19-30

Верно ли, что Христос учил о карме и переселении душ, а «попы все извратили»?

На лекции слушатели вместе с лектором разберут общественно-исторические и культурные условия возникновения христианства:

почему оно возникло в Палестине в I в. н. э?

как жили общины ессеев-предтечи Христианства?

в чем заключалась проповедь равенства?

Отдельно внимание будет уделено идейным предшественникам: Филону Александрийскому и Сенеке. Слушатели смогут поближе познакомиться с различными гипотезами о личности Иисуса Христа, а также сутью мифологических и исторических школ в религиоведении. А также проследят за превращением Христианства в государственную религию Римской империи, становлением Церкви и возникновения Константинова эдикта.

Лектор разберет причины внутрицерковной борьбы за становление догматов христианского вероучения и культа, расскажет о христологических спорах и догматах «преткновения»: триединства Бога, воплощения и искупления.

Тема 11. Нехалкидонские церкви — 18 августа в 19-30

На лекции слушатели узнают о причинах возникновения нехалкидонских религиозных течений, а том, как происходило отпадение Восточных церквей и можно ли это считать историческим недоразумением. Лектор проведет сравнительный анализ между православием и нехалкидонскими церкви: подчеркнет как сходство, так и различия между ними.

Особое внимание будет уделено Единой Святой Вселенской Апостольской Православной Армянской Церкви. В частности, причинам, по которым армянские епископы не присутствовали на Соборе, догматическим особенностям и специфике культовой практики Армянской Церкви. Также будут рассмотрены Коптская Православная церковь: особенности ее догматики, богослужения и иерархического устройства; Эфиопская Церковь: во что и как веруют потомки царицы Савской?; Сиро-яковитская Православная Церковь: что же проповедуют последователи псевдонищего?; и нехалкидонские церкви в Азии: взлет и падение миссии, или почему бесполезно проповедовать разовое спасение тем, кто верит в карму.

Тема 12. Великая Схизма: Раскол христианской церкви (1054) — 25 августа в 19-30

История Раскола: Великая Схизма как трагический итог двухсотлетних разногласий. Кардинал Гумберт и Патриарх Михаил Кируларий: две таких разных анафемы. Причины раскола: точка зрения Западной (Католической) Церкви. Десять пунктов претензий отлучительной грамоты латинян в адрес Михаила Кирулария «и сообщников его глупости»: не только в filioque было дело. Причины раскола: точка зрения Восточной (Православной) Церкви. Вопрос о первенстве римской кафедры. Почему «первенство чести» не отменяет Соборного устройства Церкви. Карл Великий и укрепление института Папства. Восприятие Раскола на Руси: почему Русская Церковь не занимала однозначной позиции в поддержку какой-либо изсторон конфликта вплоть до татаро-монгольского нашествия? «Отдать всю русскую землю под покровительство Св.Петра»- княжеское посольство в Рим Ярополка-Петра. Вселенский Патриарх Афиногор и Папа Павел VI: снятие взаимных анафем как «жест справедливости и взаимного прощения». Почему ничего не случилось дальше: догматы «преткновения».

Тема 13. Православие, ч.I — 1 сентября в 19-30

Специфика существования Христианской Церкви в Византии: «Всякая власть от Бога». Цезарепапизм и папоцезаризм. Возникновение Православия. Богословский смысл термина. Особенности становления и развития вероучения, культа и канонической деятельности. Православная догматика. Основные канонические нормы и институты. Православные автокефальные церкви и их внутреннее устройство. Ступени иерархии священства. «Черное» и «Белое» духовенство. Институт монашества и его роль в жизни Православной Церкви. Что включает в себя исторически сложившееся православное богослужение? Четыре богослужебных круга. Божественная Литургия. Православные Таинства. Посты и Двунадесятые праздники. Источники внутреннего права Православной Церкви. Отношения с инославными. Лишены ли инославные Благодати Божьей? Православие и Католицизм: кто кому еретик и кто кому раскольник?

Тема 14. Православие, ч.II — 8 сентября в 19-30

Принятие Христианства Киевской Русью: нужна была объединяющая идея единого Бога или «избавление от варварства»? Почему именно Православие? «Выбор веры» в «Повести временных лет». Православие на Руси до татаро-монгольского нашествия. Феномен «двоеверия». Православная Церковь при татаро-монгольском иге: квазигосударство или почему митрополиты были свободны от выплаты дани. Православная Церковь и образование Русского централизованного государства. Еретические движения конца XV — начала XVI вв. «Путь Марии и путь Марфы»: Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Появление идеи о Москве как «третьем Риме». «Мракобесие» XVI века: службы без проповедей. Несчастная судьба Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Стоглавый собор как попытка урегулировать взаимоотношения между государством и церковью. Окончательная победа «иосифлян». Учреждение патриаршества. Русская православная церковь в XVII веке. Реформа Патриарха Никона. Появление старообрядчества. Государственные преобразования и церковь в первой половине XVIII в.: от патриаршества к синоду. От Петра I до Николая II: Русская Православная церковь как государственный департамент. Феномен православного светского богословия. Церковь и революция: восстановить патриаршество или «взять всех попов да повесить»? Русская Православная Церковь в СССР: эпоха гонений? — не все было так просто… Православие в современной России: время больших искушений.

Тема 15. Католицизм, ч.I Чем Католическая Церковь отличается от Православной? 15 сентября в 19-30

«Мы-христиане, а они-католики»: предвзятость, неосведомленность и предубеждение на пути к пониманию. «Сконструированный католицизм» как предмет нападок. Православие и Католицизм, сходство и различие: чего все-таки больше. Почему мы по-разному понимаем единство церкви и ее вселенскость. Филиокве как догмат преткновения или почему иногда не нужно все уточнять. Развод как католический кошмар. Католическое Чистилище как православные мытарства? Догматы о Непорочном Зачатии Девы Марии и ее взятии на небеса телом и душой. «Непогрешим» или «безошибочен»?: превратности понимания православными догматов о Папе Римском. Отношение к Вселенским Соборам. Католицизм и инославие: неверующий мир нуждается в нашем общем свидетельстве о Христе.

Тема 16. Католицизм, ч.II Католическая Церковь и католическое вероучение как они есть — 22 сентября в 19-30

Католическая Церковь как широкое вероисповедное сообщество. Структура и организация церкви. Общие основания католического вероучения. Как католики понимают Традицию (Священное Предание). Почему Католическая Церковь не считает «нововведения» в догматике нововведениями. Неотомизм как философское отражение католической картины мира. Католическая этика и ее философская и теологическая составляющие. Социальная доктрина Католицизма и ее специфика в современном мире: от папы Льва XIIIдо папы Франциска. Несколько слов о специфике католической культовой практики в прошлом и настоящем. Католическая Церковь и инославие, проблематика взаимодействия и признания. Католицизм в различные эпохи: вслед за миром, вместе с миром.

Тема 17. Протестантизм, ч.I: Начало — 29 сентября в 19-30

Протестантизм как духовный продукт Реформации. «Назад, в будущее»: возвращение к евангельским истокам как основа вероучительной программы. «Предпротестантизм» в Европе: Джон Виклиф и Ян Гус. Гуситские войны. Противоречия гуситского движения: калликстинцы (чашники) и табориты. Виттенбергские тезисы Мартина Лютера. Филипп Меланхтон и распространение Реформации. Томас Мюнцер и анабаптизм. Учение Мюнцера о «Царстве Божием на земле». 67 тезисов Ульриха Цвингли. «Божья метла» Жан Кальвин и женевская «республика святых» как протестантский «талибан». Solo Fidei — Solo Gratia — Solo Scriptura. Основы протестантского вероучения и культа. Протестантские «вероисповедания» и «катехизисы».

Тема 18. Протестантизм, ч.II: Основные течения, общее и особенное

Ф.И. Тютчев. «Я лютеран люблю богослуженье…» — 6 октября в 19-30

«Не делайте из религии культа» или почему нет единой ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЦЕРКВИ. Что такое «классический» протестантизм? Лютеранская или евангелическая церковь: основы вероучения и культа. Лютеранство в современном мире. Реформатские церкви: Кальвинизм как наиболее последовательное воплощение демократических требований к вероучению и культу. Успех как признак избранности для кальвиниста. Англиканство: король как глава церкви может быть удобен. Квакеры: чему учило и учит «Христианское общество друзей внутреннего света». Методизм как попытка преодолеть религиозный индифферентизм в англиканстве XVIII в. Меннониты и их историческая близость к анабаптистам. Баптизм и первый английский баптист Джон Смит. «Пророчество» Уильяма Миллера и рождение адвентизма. Адвентисты седьмого дня. Пятидесятники: каждый может стать апостолом. Жизнь в ожидании армагеддона: Свидетели Иеговы. «Маргинальный протестантизм»: мормоны, Новоапостольская церковь, Христианская наука и бесконечное и т.д. Тенденции развития современного протестантизма.

Тема 19. Ислам, ч.I: Начало — 13 октября в 19-30

Рождение Единобожия 3.0: почему именно на Аравийском полуострове? Ханифы как предтечи. Как племенной бог мекканских курейшитов стал Единственным Всемогущим. Идея «завершения пророчества» как основание для исключительного положения Ислама среди авраамитических религий. Последний пророк: история земной жизни Мухаммада. Возникновение Халифата и распространение Ислама за пределы Аравии. Основные положения исламского вероучения. Пять «столпов веры» (аркан ад-дин) или важнейшие обязанности мусульманина. Шариат как вера воплощенная в жизнь. Источники Шариата. Должное и запретное. Тотальность Ислама: Ислам- не только вера.

Тема 19. Ислам, ч.II: Основные направления в Исламе — 20 октября в 19-30

Внутренние противоречия в исламе второй половины VII века. Хариджиты (араб. «харад-жа» — выступать) как самая ранняя в Исламе религиозно-политическая группировка. Хариджиты — «вахаббиты»VIIвека? Разделение Ислама на суннизм и шиизм как результат политической борьбы за престол халифата. Суннизм — крупнейшее направление в Исламе. Почему почти 90% мусульман мира относятся к суннитам? Почему, в отличие от других направлений Ислама, в суннизме почти никогда не возникали особые течения или секты? Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб (1703- 1787) и вахаббизм как исламский «протестантизм». «Шиат-Али» — партия Али: история возникновения шиизма. Становление учения об имамате. Учение о Махди. Шиитские течения и секты вчера и сегодня. Различные юридические школы в суннизме и шиизме.

Тема 20. Ислам, ч.III: Ислам и современность — 27 октября в 19-30

Исламские страны как единое религиозно-мировоззренческое целое. Специфика Ислама как религиозной системы — причина широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии на все сферы жизни современного мира. Причины и источники «мусульманского возрождения». «Новая» религия для молодых: молодость ислама как конкурентное преимущество. Простота, доступность и непротиворечивость догматов и культа. Жизненность и гибкость мусульманской религии или почему Ислам пережил западный колониализм. Еще раз о тотальности Ислама: Ислам как возможность жизни «по-другому». Идея исламской «социальной справедливости». Почему мессианизм и воинственность всегда привлекательны. Идея «завершения пророчества» как основание представлений об исключительности мусульман как избранного народа и особом положении Ислама относительно других религий. Аутентичность Ислама личности мусульманина или почему мусульмане всех стран одинаковы. Концепции построения «исламского государства». Модернизм, традиционализм и фундаментализм в современном Исламе.

Тема 21. Буддизм Ч.I Начало — 3 ноября в 19-30

«Если ты крутой пацан, то построй себе дацан»-русская народная мудрость.

Возникновение буддизма. Буддизм: философия или религия? «Жизнь есть страдание…»: как принц Сиддхартха Гаутама стал Буддой. Идейно-культурный фон брахманизма и его видоизменение в буддизме: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), долга, праведного пути (дхармы).Почему главная цель буддиста — выход из цепи перевоплощений. Царь Ашока и III Собор в Паталипутре: процесс канонизации учения. Утверждение представления о «трех драгоценностях» буддизма: учителе — Будде, учении — дхарме, хранителе истины — сангхе. Палийский канон «Типитака» (или «Трипитака» — «Три корзины»).

Тема 22. Буддизм, ч.IIОсновные идеи и направления — 10 ноября в 19-30

Жизнь как выражение различных «потоков» нематериальных частиц — дхарм. Перерождение в соответствии с законом кармы — воздаяния. Почему и для чего бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана. Нирвана — состояние покоя, блаженства, слияния с Буддой. Нирвана как сверхбытие. «Четыре великие истины» буддизма. Буддийский пантеон. «Узкий» путь спасения — хинаяна и «широкий» — махаяна. Исторические этапы и ареал распространения буддизма. Ламаизм и его особенности. Чань-буддизм и Дзэн-буддизм как его разновидность. Буддизм на территории России как «экспонат этнографического музея»: слияние буддийских ценностей с этноспецификой регионов распространения.

Тема 23. Современные нетрадиционные культы: «религии Нового века», ч.I — 17 ноября в 19-30

Причины и предпосылки поиска новых систем ценностей на рубеже веков. Для кого «нетрадиционные культы» становятся прибежищем прежде всего? Общие особенности и классификация «нетрадиционных культов». Неоориенталистские культы («Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света» Махарай Джи, «Трансцендентальная медитация» и др.) и их специфика. Неохристианские объединения («Церковь Унификации», «Дети Бога», «Церковь Тела Христова» и др.) и их характерные черты.

Тема 24. Современные нетрадиционные культы: «религии Нового века», ч.II

«ОТКРОЙ СВОЮ ЦЕРКОВЬ И СТРИГИ СВОИХ ОВЕЦ!»(Рон Хаббард) — 24 ноября в 19-30

Сайентологическое направление («Церковь сайентологии», «космические религии») и их проповедь «космического разума» и связи Земли и высших космических сил. «Сайентология»и»Дианетика» Рона Хаббарда: где же тут буддийская нирвана? Спиритизм и «новая магия»: чем же может закончиться употребление «волшебных грибов» или привет Кастанеде. Обаяние Зла: Сатанизм и современные сатанистские группы; мировоззрение последователей Синей книги. «Сатининская библия» Антона Шандора ЛаВэя и его Церковь Сатаны. «Сатана — не враг человеку…»-Алистер Кроули. «Хочешь похудеть — спроси меня, как-компания «Гербалайф» и феномен коммерческих культов.Вместо эпилога: современные нетрадиционные культы — синтетичность, синкретичностьpar excellence и…вам-таки все еще хочется похудеть? ;)

Тема 25. Философия «внутри» религии. Ч.I. Религиозная философия и ее особенности — 1 декабря в 19-30

Почему не нужно путать философию религии и религиозную философию.

Отношение «Бог — человек — мир» как основной предмет религиозно-философской мысли. Религиозно-философское понимание онтологии и гносеологии: Высшее бытие как предмет разума. Разум и вера, разграничение компетенций религиозной философии и теологии. Религиозно-философские проблемы антропологии и аксиологии: сакральное и мирское; личность и Святыня; личность и ценности; религиозно-философская антропология о телесно-душевно-духовной природе человека; религиозная этика; осмысление духовно-нравственных основ социальности.

Тема 26. Философия «внутри» религии. Ч.II. Философия Иудаизма — 8 декабря в 19-30

Еврейская предфилософская мысль в раннебиблейских текстах. Античная еврейская мысль: Филон Александрийский. Философские интенции Торы и Талмуда. Еврейская философия в средние века (Каббала, Шломо Иехуда ибн Габироль, Моше бен Маймон и др.). Связи греческой, арабской и еврейской философий. Еврейская мысль в эпоху Возрождения и Новое время. Хасидизм и хабад. Влияние европейской философской мысли на еврейскую. От Льва Шестова до Мартина Бубера: еврейский экзистенциализм.

Как строить жизнь, не утратив веру после Холокоста? — религиозная философия Иудаизма наших дней.

Тема 27. Философия «внутри» религии. Ч.III. Православная религиозная философия — 15 декабря в 19-30

Византийский период. Иоанн Дамаскин и «православная схоластика». Исихазм. Григорий Палама и мистическое озарение как единственное средство познания божественной истины исихастами. Учение Григория Паламы о двух модусах Бога. Почему рационально-схоластическая тенденция так и не приобрела в русском православии заметного влияния в отличие от исихазма: закат Киево-Могилянской и Московской Славяно-греко-латинской духовных академий. «Единство мира — вне мира»: Академическая философия. Метафизика всеединства: исходные принципы философской концепции В.С. Соловьева. «Столп и утверждение Истины» П.А. Флоренского: истина как сверхрациональная целостность.

Божественное Ничто как центральная онтологическая проблема религиозной философии С.Н. Булгакова. Учение о софийности мира: слияние Софии и Ничто как акт миротворения. Новое религиозное сознание. Православный персонализм Н.А. Бердяева.

Тема 28. Философия «внутри» религии. Ч.IV. Католическая религиозная философия — 22 декабря в 19-30

Две фундаментальных тенденции в католической философии. Томизм и Неотомизм. Принцип гармонии веры и разума. Три формы постижения истины неотомизма: наука, философия и теология. Неотомистское учение о бытии. Неоавгустинизм, основныепринципы: признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; учение о непосредственном отношении между Богом и человеком;

выдвижение на первый план эмоционально-интуитивных средств познания; сосредоточение внимания на проблемах отдельной личности. Мир в процессе постоянного изменения: Философско-теологическая интерпретация природы П. Тейяр де Шардена. Тейярдизм.

Тема 29. Философия «внутри» религии. Ч.V. Протестантская религиозная философия и теология — 29 декабря в 19-30

Протестантская ортодоксия: Мартин Лютер, Жан Кальвин и их сподвижники. Либеральная теология XIX -начала ХХ в. Карл Барт и рождение Диалектической теологии. Рудольф Бультман и концепция демифологизации христианства. «Миф» и «керигма». Пауль Тиллих и возникновение «секулярной теологии». Концепции «секулярной теологии» и «теологии смерти Бога» : от Бонхеффера до Альтицера. Харви Кокс и «похороны религиозного мировоззрения». «Феминистская теология» и конец «христианского андроцентризма». Теология процесса: «биополярная» концепция Бога. Посттеистическая и деконструктивистская теология. Эсхатологическая теология и Теология надежды. Фундаментализм. Контекстуальная теология.

Тема 30. Философия «внутри» религии. Ч.VI. Мусульманская философия и теология — 5 января в 19-30

Формирование исламской философии и теологии в IX — XII вв. Спор о предопределении: джабариты и кадариты. Мусульманская спекулятивная теология — Калам. Мутакаллимы: «Следуй одному только разуму». Школы Калама. Мутазилиты: утверждение приоритета разума над верой и сотворенности Корана — «Аллах творит только наилучшее». Ханбалитство как традиционалистская реакция на распространение мутазилитской доктрины. Ашаризм как компромиссная точка зрения. Суфизм (тасаввуф)-что это такое и когда он возник? Идейно-теоретическая основа суфизма. Суфизм — это Ислам? Абу Хамид аль-Газали (1058 — 1111) и доказательства «праведности» суфизма. Религиозно-философские воззрения в шиизме. Основные положения шиитской доктрины власти: имамат как важнейшая космическая сила и эманация вечного божественного света. Арабское Возрождение (Нахда): религиозно-философские и теологические воззрения в реформаторском движении Ислама. Концепция панисламизма: почему необходимо объединить всех мусульман в рамках единого теократического государства. Современное переосмысление духовного наследия Ислама.

Тема 31. Философия «внутри» религии. Ч.VII. БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — 12 января в 19-30

Два типа философских школ в буддизме. Философия хинаяны. Учение о дхармах- центральная концепция буддизма. Нирвана — «инобытие» по отношению к бытию человека. Условия наступления просветления. Философия махаяны. Концепция Абсолюта. Будда Шакьямуни как эманация «тела Дхармы». Учение о трех «телах» Будды. Нирвана: не «успокоение» дхарм, но состояние психики буддиста. Два течения классической махаяны:мадхьямака (шуньявада) и виджнянавада (йогачара). Специфика философских взглядов Нагарджуны и Васубандху.

Тема 32. Философия «внутри» религии. Ч.VIII. ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ — 19 января в 19-30

Оккультизм и его философия. Исторические и теоретические корни оккультизма.

Теософия. Деятельность Е.П. Блаватской (1831 — 1891) и созданного ею Теософского общества. Учение Е.П. Блаватской: «Тайная Доктрина». В чем разница между теософической наукой и обычной современной наукой с точки зрения Е.П. Блаватской. Космология и антропогенез в теософии. Теософское Учение о человеке. Учение о высших мирах. Антропософия и ее основатель, Р. Штайнер (1861 — 1925). Конфликт с Теософским обществом и основание в 1913 г. «Всеобщего антропософского общества». Учение о человеке как существе семичленном. Учение о сверхфизических мирах. Теория познания Р. Штайнера. Агни Йога, или Живая Этика. Структура и функции текстов Живой Этики. Учение о высших мирах. Учение о космической иерархии. Учение о человеке.

Тема 33. СВОБОДОМЫСЛИЕ И АТЕИЗМ В ИСТОРИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ — 26 января в 19-30

Возникновение и развитие свободомыслия как закономерный процесс. Объективные факторы, воспроизводящие свободомыслие. Зависимость свободомыслия от уровня

социальной свободы. Типы и формы проявления свободомыслия в отношении религии: богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, пантеизм, деизм, атеизм и т. д. Богоборчество и скептицизм в культуре древнего мира. Свободомыслие в средние века. Еретические движения и вольнодумные трактовки вероучительных книг как формы свободомыслия? Свободомыслие в народной культуре средневековья.Влияние опытного знания на развитие свободомыслия. Свободомыслие на средневековом Арабском Востоке. Развитие свободомыслия в европейской философии. Свободомыслие эпохи Возрождения. Гуманизм и религия. Свободомыслие нового и новейшего времени. Просвещение как феномен свободомыслия и атеизм просветителей. Фейербах и «научный атеизм». Марксистская критика религии. Краткий очерк истории развития свободомыслия и атеизма в России.

http://punktum.ru/archives/16057

Смотрите также