Коллаж: от Пикассо до поп арта.

Если относиться к коллажу как к техническому приему, заключающемуся в создании живописных произведений путем наклеивания на какую-либо основу различных по фактуре материалов, то история коллажа уходит в далекую древность, примерно в то время, когда изобрели бумагу в Китае. Коллаж использовали и в Средневековой Европе, для украшения соборов и изображений святых.

Однако если рассматривать коллаж как искусство, то его история начинается не во втором веке до нашей эры, а в начале двадцатого, вместе с приходом в искусство модернизма.

Коллаж — это, прежде всего, новый взгляд на мир, новый взгляд на искусство — фактурность и объем входят в противоречие с обыденной плоскостью картины.

Это сравнительное новое, бесспорно современное, так как многие художники продолжают творить в этой технике, искусство проникло и в музыку, и в литературу, и в кинематограф, и в театр. В основном благодаря тому, что границ у коллажа еще нет! И в этой безграничности его главная привлекательность.

  1. Пикассо. Портрет-коллаж

С Пабло Пикассо и началась история коллажа. Клочки бумаги, газет, обоев, тканей — все эти материалы служили для художника инструментами игры с фактурой и цветом. Считается, что Пикассо стал первым использовать технику коллажа в работах, выполненных маслом.

  1. Матисс. Декоративный коллаж, декупаж

В творчестве Анри Матисса коллаж занял заметное место. Художник стал основоположником разновидности коллажа — декупажа, приемы которого заключаются в основном в том, чтобы вырезанные или выкроенные детали составить в единое произведение. Матисс работал с цветом и формой, отходя от реалистического изображения, чтобы достичь гармонии, подобно той, что царит в природе.

  1. Дадаизм, сюрреализм. Макс Эрнст, Френсис Пикабиа, Ханна Хох.

Дадаизм родился как способ самовыражения себя через провокацию, единственно возможный, по мнению приверженцев, метод существования. Один из лозунгов дадаизма гласит: «Дадаист наиболее свободный человек на земном шаре». И для самовыражения художники дадаисты выбирают коллаж — такой же свободный и, в определенном смысле, беспринципный вид искусства.

  1. Баухауз, Александр Родченко,Эль Лисицкий. Эпоха экспериментов. Фотоколлаж+плакат

Активное развитие фотографии и агитационного искусства дало толчок для появления фотомонтажа и фотоколлажа. В России знаковыми представителями этого направления коллажа стали Родченко и Лисицкий, а в Германии Баухауз. За счет использования новых форм и техник они стали изобретателями новой выразительности, которую попробуют использовать на занятии и наши ученики в создании плаката, основываясь на принципах построения коллажа великими экспериментаторами и геометрии форм.

  1. Ассамбляж.

Коллаж не замыкается на плоскости, ему нужен выход за пределы картины и этим выходом является объем. Ассамбляж стал особенным направлением в искусстве коллажа: при помощи подручного материала создается новое уникальное пространство.

  1. Параджанов. Коллаж как кино.

Сергей Параджанов, гениальный режиссер, для того, чтобы рассказать свою историю, использовал не только кинематографический метод, но и коллаж. Так почему бы и нам не обратиться к этой функции коллажа как способу повествования, и не рассказать о чем-нибудь своем, используя всевозможные средства, от банальной бумаги и ткани, до собранных в давней поездке ракушек и елочных игрушек?

  1. Поп-арт. Коллаж-реклама, коллаж-комикс.

«Поп — это любовь, так как поп признает все… Поп подобен разрыву бомбы. Это американская мечта, оптимистичная, щедрая и наивная», — говорил представитель поп-арта Роберт Индиана. Поп-арт коллаж похож на рекламу, он привлекает внимание, он молод, остроумен и быстрозабываем.

  1. Современный коллаж. Артбук.

Современный коллаж не стоит на месте, он развивается и движется дальше. Сегодня ценится индивидуальность автора, его неповторимое «я», его личность, это важно и для такого искусства, как коллаж. Одним из способов выражения собственного «я» является артбук.

  1. Раушенберг. Живопись + коллаж

Искусство коллажа развивается и переходит на новый уровень в середине XX века в Америке.

10.Способы развития креативности на примере коллажа.

Есть ли свои законы и правила у креативности? Можно ли развить креативность? Что такое креативность?

Обо всем этом вы узнаете на этом курсе, а также попробуете создать нечто прекрасное своими руками!

(Все занятия включают обязательную теоретическую часть с показом слайдов и рассказом о художниках, направлениях в искусстве, использованных техниках)

Записаться можно на сайте — http://punktum.ru, по почте — gz.punktum@gmail.com, или по телефону — +7 910 478 65 54

Смотрите также