Монументальная скульптура: победы и поражения

Скульптура, особенно монументальная, требует серьезных материальных вложений, ее создание невозможно без участия заказчика, государства или общественности. В связи с этим интересно сопоставить скульптурные образы, созданные в советское и постсоветское время, отношение пафосное и ироничное.

В нашем курсе мы не будем ограничиваться рассказом о достижениях в искусстве скульптуры, но поговорим и о проблемах, возникавших при проведении многочисленных конкурсов проектов, и требованиях, помешавших воплотить множество достойных из них.

Мы также рассмотрим монумент как «гений места»: в Москве есть пространства, которые настойчиво требуют присутствия скульптуры и где памятники с поворотами нашей истории сменяли друг друга. Наконец, интересна тема современных парков скульптуры: на примере лучших из них с их различными задачами и концепциями собирания мы продемонстрируем, насколько активную, созидательную роль приобрела скульптура в организации городского и ландшафтного пространства в современном мире. Курс проходит при участии Третьяковской галереи: лекторы — сотрудники Отдела скульптуры XX века.

РАСПИСАНИЕ:

18 июля, 19:30 — Язык скульптуры и особенности монументальной формы

Городская скульптура — монумент, памятник или декоративная статуя — обращена ко всем и каждому. Скульптура в городском пространстве призвана заострить внимание на какой-либо идее, напомнить о значимом событии или личности, а также одухотворить, украсить, облагородить место. Монументальная скульптура — произведение искусства. Но не обязательно идти на выставку или в музей, чтобы увидеть ее. Место монументальной скульптуры — улица, площадь, сквер или парк. Из каких впечатлений складывается наше суждение о памятнике? Насколько важны в восприятии скульптуры свет, форма, масштаб, соотношение объема и массы?

Лариса Бедретдинова — кандидат искусствоведения, сотрудник отдела скульптуры XX века Третьяковской галереи, автор книг «Александровский ампир» и «Екатерининский классицизм», автор цикла лекций «Язык скульптуры», «История русской скульптуры» в ГТГ.

25 июля, 19:30 — Жизнь монумента в пространстве города

Город — живой организм, который постоянно меняет свой облик, растет и расширяется, реконструируются старые пространства, появляются новые здания, образуются новые площади и улицы, создаются новые монументы и памятники. Постоянные трансформации вносят коррективы в восприятие прежних памятников. В лекции будут рассматриваться — преимущественно на примере Москвы — отдельные монументы и скульптурные ансамбли, их основные типы, принципы синтеза искусств в советской скульптуре.

Елена Бушуева — искусствовед, старший научный сотрудник отдела скульптуры XX века Третьяковской галереи, эксперт в области современной скульптуры, автор курса лекций по скульптуре 18- 20 века в ГТГ.

1 августа, 19:30 — Монумент: идея и образ

Лекция посвящена разговору о монументальном образе как призыве и как знаке памяти. Мы рассмотрим оценку разных исследователей осуществления монументальной пропаганды в 1918 — 1921 гг. и ее последствий для развития советской скульптуры. Слушатели узнают о практике проведения конкурсов и истории создания отдельных памятников и ансамблей Москвы (Красный стадион; памятники Я.М. Свердлову, М.Горькому, П.И. Чайковскому и др.). Как создавалась скульптурная группа «Рабочий и колхозница»? Какова роль скульптуры в ЦПКиО, ВСХВ-ВДНХ? Чем интересна скульптура Московского метрополитена? Далек ли от нас героический пафос предыдущих поколений (сравним старые и новые памятники Чехову, Шолохову, Достоевскому) и возможна ли ирония в монументальной скульптуре?

Лариса Бедретдинова — кандидат искусствоведения, сотрудник отдела скульптуры XX века Третьяковской галереи, автор книг «Александровский ампир» и «Екатерининский классицизм», автор цикла лекций «Язык скульптуры», «История русской скульптуры» в ГТГ.

8 августа, 19:30 — Гений места — скульптурное воплощение

Если город — единая художественная среда, то монументы в нем — акценты в градостроительной структуре. На лекции обсудим план реконструкции Москвы 1935 года и поговорим о замысле Дворца Советов. Вы узнаете, как делаются пространственные акценты и как функционирует их скульптурное оформление в пространстве города. На лекции также будут рассмотрены проблемы и значение замены памятников на поворотах истории (Тверская площадь — площадь Моссовета; Воробьевы горы; Гоголевский бульвар; стрелка Обводного канала).

Елена Бушуева — искусствовед, старший научный сотрудник отдела скульптуры XX века Третьяковской галереи, эксперт в области современной скульптуры, автор курса лекций по скульптуре 18- 20 века в ГТГ.

15 августа, 19:30 — Опыт организации парков скульптуры за рубежом и в СССР.

Возникновение и широкое распространение парков скульптуры за рубежом началось в 50-х годах ХХ столетия. Парки скульптуры и ныне существуют во многих европейских столицах. На лекции будут рассмотрены практики организации парков скульптуры в разных странах в исторической перспективе. Мы поговорим о первом и уникальном парке скульптуры Мидлл Хайм в Бельгии, посвященном истории европейской скульптуры с начала ХХ века, о всемирно известном японском парке скульптуры Хаконэ, о парках, сформированных за счет проведения больших скульптурных биеннале, и о парках Советского Союза, оказавшихся вне России, — парке в городе Паланга в Литве и большом парке в Бишкеке.

Людмила Марц — искусствовед, заведующая отделом скульптуры ХХ века Третьяковской галереи, куратор ряда выставок «Острова современного искусства», «Михаил Дронов. Скульптура. 1960-2000», «Лазарь Гадаев. Скульптура» «Виктор Корнеев. В поисках света» и многих других, член-корреспондент РАХ, заслуженный работник культуры.

Билеты: 350 руб./лекция или 1500 руб./курс.

Купить билет можно по ссылке.

Смотрите также