В этом году Девятый ежегодный марафон галереи «Серпантин» был посвящен исчезновению видов животных. В презентациях, которые длились не более пятнадцати минут, ученые, философы и художники обратились к теме вымирания как метафоре для анализа целого ряда проблем эпохи антропоцена. T&P выбрали десять наиболее важных и интересных событий.

Мартин Джон Рис

Лекция британского космолога и астрофизика Мартина Джон Риса, известного своими исследованиями в области реликтового излучения и квазаров, — хайлайт-марафона. Рис описал несколько апокалиптических сценариев развития событий от сбоев в инфраструктуре, которые могут повлечь необратимые последствия, до сохранения Земли путем насильственного сокращения населения. Ученый приходит к выводу, что единственный выход — разрабатывать технологии, основанные на ценностях, которые наука сама по себе не в силах предложить.

«Возраст нашей планеты составляет 45 миллионов столетий, но это первое столетие, когда один вид может определить судьбу всей биосферы. Это связано с увеличивающейся численностью населения Земли, большими требованиями ресурсов, и возрастающей силой техники».

Джудит/Джек Халберстам

Квир-теоретик Джудит/Джек Халберстам прочитал (а) серию коротких эссе о становлении экс-человеком. В первую очередь Халберстам ставит под вопрос саму тему конференции: идея спасения изначально является лицемерной, так как угрозу выживанию представляют сами «спасители» — европейский и американский средний класс, не желающий отказаться от высокого уровня жизни. Во второй части он (а) использует термин Ахилла Мбембе «некрополитика», описывая систему распределения «возможности умереть», и утверждает, что образ зомби — это иллюстрация того, что привилегированная часть населения земли делает со странами третьего мира.

«Некрополитика приговаривает к смерти одних, чтобы для других сохранить высокий уровень жизни. Это могут быть магазины органической еды или зеленые дома; рынок выживания доступен лишь некоторым людям. Всем остальным остается — фастфуд и быстрая смерть».

Джеймс Брайдл

В презентации «Чему учит нетворк» художник, писатель, издатель и технолог Джеймс Брайдл рассказывает о своих художественных проектах (Antiglacier, Drone Instagram и другие), где неосязаемые технологии, которые он называет «гиперобъектами», обретают зрительную оболочку посредством сбора, передачи и визуализации информации.

«Я стараюсь показать, что атака дронов и социальные средства коммуникации на самом деле имеют один и тот же технологический субстрат и основаны на одной сетевой инфраструктуре. Однако первая из них связана с сохранением секретности, сокрытием, надзором и насилием. А вторая, по общему мнению, ориентирована на эмпатию и общение».

Джереми Шоу

В основе фильма Quickeners, отрывок которого доступен на сайте галереи «Серпантин», Джереми Шоу, канадский художник, занимающей проблемой измененного сознания, использовал документальную ленту 1967 «Люди Святого Духа», запечатлевшую секту пятидесятников. В результате нехитрых манипуляций с найденным материалом получился галлюцинаторный фильм о квантовых людях будущего, приобщающихся к облачному хранилищу данных через ритуал.

Фредерико Компанья

В своей лекции «Корень вымирания» философ, писатель и активист Фредерико Компанья проводит этимологический анализ понятий вымирание (exctinction), подстрекательство (instigation), отличие (distinction), инстинкт (instinct), которых объединяет общий корень stick (протыкать). По его теоррии, нигилизм современного мира проявляется во все большей трансформации реальности в абстракцию языка, в то время как исход из этой ловушки затруднен тем, что любое человеческое действие возможно лишь изнутри лингвистики.

«Смерть имеет отношение ко мне и к вам: и я умру, и вы умрете. Но мы не сможем вымереть: вымирание относится к абстрактным понятиям… Наш мир подвержен вымиранию, но не смерти. Потому что наш мир все более и более состоит не из живых организмов, но из лингвистических конструктов».

Катя Новичкова

В своей лекции «Бесконечная история: схемы выживания и кривые расширения» Катя Новичкова, художница, связанная с течением «постинтернет-искусства», проводит анализ взаимосвязи между циркуляцией дигитальных изображений и миром природы. Иллюстрируя презентацию своими собственными работами, она, в частности, показывает, что современная культура и цифровые технологии обусловлены родовой общностью людей и физиологией нашего зрения.

«Нам потребовалось цветное зрение, чтобы видеть фрукты, чтобы видеть и привлекать друг друга. В этом смысле я рассматриваю современную визуальную культуру как продолжение этих самых фруктов. Мы можем понимать изображение как визуальный заряд энергии, привлекающий наше внимание вне зависимости от медиума. Так, сегодня это — волны, проецируемые на нас с экрана, которые мы распознаем через визуальные паттерны».

Этель Аднан


Ливанская художница и литератор Этель Аднан, которую организаторы марафона пророчат в нобелевские лауреаты, зачитала на сцене фрагмент поэмы «Пост-вымирание», написанной своей подругой, поэтессой поколения битников Джоаной Кайгер. Затем она прочитала отрывок уже из своего известного поэтического цикла «Арабский апокалипсис», посвященного гражданской войне в Ливане.

Элизабет Повинелли

Профессор антропологии Колумбийского университета в своем выступлении «Три фигуры исчезновения» анализирует понятие вымирания в метеорологии, геологии и биологии, указывая на то, как конструируется его смысл через его противоположность.

«Нежизнь — это то, что содержит более радикальный потенциал, так как нежизнь создала то, чем она радикально не является — жизнь. Она может свернуть свое собственное вымирание внутрь самой себя, как она уже это часто делала раньше, сворачивая исчезнование жизни внутрь геологических напластований и скал, где жизнь становилась не более, чем тем, чем она была изначально — осадочной субстанцией».

Элена Кронин

В своей лекции «Пол на работе: цепкая хватка вымерших идей» философ-дарвинист и рационалист Элена Кронин утверждает, что, несмотря на реально существующую половую дискриминацию, общепринятая позиция, что мужчины автоматически получают самые лучшие должности, безосновательна. Согласно ее исследованию, эта асимметрия имеет свои корни в различии интересов, которые определяют карьеру, при этом приоритеты обусловлены именно полом, а не гендером.

«Ортодоксия смешивает равенство с одинаковостью, но мы не можем ожидать тождества между мужчинами и женщинами, потому что существуют различия. Согласно общепринятому мнению, женщина начинается с несправедливости, женщина лишена выбора просто потому, что она женщина, но эта идея выродилась в ошибочный поиск — тождественность результата во всех областях: 50 на 50».

Гилберт и Джордж

Вместо того чтобы выступать с речью, культовый британский художественный дуэт Гилберта и Джорджа представил живую скульптуру в духе своих ранних работ 60-х годов. В течение нескольких минут они молча стояли на сцене, держа в руках два постера-манифеста «Burn That Book» и «Fuck That Planet».