Международная тенденция проведения художественных и исследовательских резиденций постепенно захватывает просторы нашей страны. Осваиваются уже не только крупные города, но самые отдаленные ее участки, с бытом которых приглашают познакомиться как российских, так и зарубежных художников. T&P публикуют подборку самых интересных арт-резиденций России с комментариями участников и кураторов.

Уральская индустриальная биеннале современного искусства — крупное международное событие, организованное Екатеринбургским отделением ГЦСИ. Ее формат предполагает взаимодействие художников с индустриальной средой области, а поэтому выставки проходят в бывшем здании типографии «Уральский рабочий». На данный момент в биеннале уже успели поучаствовать многие иностранные и российские художники. Среди последних: Юрий Альберт, Илья и Эмилия Кабаковы, Авдей Тер-Оганян, «Что делать?», Андрей Монастырский, Ирина Корина, «Куда бегут собаки?», а также «Синие носы».

Арт-резиденции появились в программе биеннале с 2012 года, и с тех пор изменилось лишь требованию к форме работ — сейчас это могут быть только проекты, ориентированные на продакшн. В остальном все так же: резиденты живут в индустриальных пространствах Свердловской области: например, в 2015 году это будут заводы Ревды, Ирбита, Касли, Сысерти, Арти, Асбеста и Алапаевска. Проекты создают по мотивам окружающей местности и прислушиваются к рассказам рабочих и просто местных жителей. Для полного погружения в творчество художники живут уединенно, ведь девиз резиденций: «Каждому художнику по заводу!», что означает практически полное отсутствие связей с внешним миром.

Стоимость: бесплатно.

Где: города Свердловской области.

Когда: весна 2015 года.

Продолжительность пребывания: от одной недели до одного месяца.

Леонид Тишков

Художник, участник арт-резиденции Второй уральской индустриальной биеннале современного искусства

«Коньковый завод в Верхотурье появился в программе арт-резиденций внезапно, не по плану. Там услышали, что в несколько мест приезжают художники, чтобы сделать работы для биеннале, и тогда они сами обратились в Уральский филиал ГЦСИ, чтобы и их тоже посетили. И тогда мне написали из Екатеринбурга и предложили эту тему. Было довольно поздно для начала работы, уже все художники были на местах, а я даже и не предполагал, что возьмусь за этот проект. Но я сразу согласился, потому что мой отец родом был из тех мест и мне захотелось увидеть реку Тура, которую я видел однажды шестилетним мальчиком.

Перед поездкой я посмотрел в интернете фотографии Верхотурья, изучил скупую историю этого места. Это были главные ворота в Сибирь в древние времена, родина святого Семена Верхотурского, покровителя бродяг и портняжек, любимые места Григория Распутина, но мало было там про советские времена. Для меня никаких загадок здесь не было. История Верхотурья похожа на историю моего родного уральского городка, построенного на задворках металлургического завода. Поэтому я сразу решил встречаться с бывшими рабочими конькового завода, чтобы записать с ними интервью и расспросить о заводе. Так как было совсем мало времени на это, где-то неделя на полевую работу и десять дней на обработку материала, я попросил помощника. Со мной поехала сотрудница Уральского филиала ГЦСИ, отважная Ирина Кудрявцева, которой я безмерно благодарен.

Мы были переправлены в этот забытый богом уголок на легковой машине и высажены на центральной площади Верхотурья, где почувствовали себя двумя белыми медведями на льдине в Черном море. Благодаря Ирине и Свете Усольцевой, которые заранее сообщили о нашем приезде в местный краеведческий музей, нас там ждали. В музее нам предоставили материалы по заводу, а потом мы попали на сам завод. В его пустых цехах с мертвыми станками и грудами заржавленных лезвий коньков я провел два дня. В другие дни мы встречались с рабочими в музее и у них дома, где мы беседовали, ели хозяйские пирожки и самодельный коньяк, собирали материалы для документального фильма «Конец рабочего дня».

Центр современного искусства «Заря» с момента своего основания занимается развитием локальных творческих идей в различных сферах искусства. До недавнего времени главным предложением центра зрителю и художникам были выставки, лекции и кинопоказы. Однако уже в декабре этого года в ЦСИ «Заря» по программе международного культурного обмена «A-I-R: Artists-in-Residence», заработает первая арт-резиденция на Дальнем Востоке. Ее специализацией должна стать работа с локальным контекстом и оживление культурного ландшафта Владивостока.

Жить и творить в резиденции будут российские и зарубежные художники и художественные коллективы, работающие в жанре живописи, скульптуры, графики, фото и видео, инсталляции, перформанса, хореографии, театра, музыки и уличного искусства. Материал для творчества и исследовательской культуры резиденты смогут черпать из Дальневосточной культуры, встреч с широким сообществом и творческой атмосферы креативного кластера дизайн-завода «Заря», в цехах которого расположился ЦСИ.

Стоимость: бесплатно.

Где: Владивосток, дизайн-завод «Заря», ЦСИ «Заря».

Когда: декабрь 2014 — май 2015 (первый набор), лето-осень 2015 (второй набор) .

Продолжительность пребывания: две недели или один месяц.

Дополнительная информация: резиденция оплачивает дорогу до Владивостока общей суммой в 18 000 рублей, возможно получение гранта в размере 15 000 рублей (на две недели) или 30 000 рублей (на один месяц).

Алиса Багдонайте

куратор ЦСИ «Заря»

«Резиденция рассчитана на проекты, ориентированные на место, то есть город Владивосток и Дальневосточный регион, или понятие места в каком-то ином фокусе. Мы предлагаем искать и исследовать материал в особенностях локальной среды.

Особенностью резиденции является то, что художник будет знакомить со своей работой аудиторию не только на финальной презентации — выставке, но и в процессе работы. В план пребывания художника мы вносим его регулярные лекции, мастер-классы, а также открытые дни в мастерской. Для нас важно сделать резиденцию эффективной коммуникативной платформой.

Основным фоном для работы будет, конечно, программа Центра современного искусства «Заря», который является самой мощной арт-институцией в регионе. Успешные проекты станут частью выставочной программы «Зари». В будущих выставках будут участвовать и отдельные произведения, переданные в коллекцию».

Архангельское отделение Союза художников России также в этом году приняло участие в международной программе культурного обмена «A-I-R: Artists-in-Residence» и запустило сразу два проекта: арт-резиденции и Международный культурный центр. Основатели резиденции называют своей главной целью продвижение современного искусства в Архангельске и поддержку местных художников, арт-критиков и кураторов.

Собственно, арт-резиденция, которая уже существовала в Архангельске, но не в статусе участника международной программы, приглашает к участию российских и зарубежных авторов и предоставляет комфортные условия для совместного пребывания до трех резидентов. Особенно здесь приветствуются художники, готовые провести события с сообществом и выставки про городскую специфику. Студия располагается рядом с рекой Северная Двина и предлагает художником погрузиться в атмосферу Русского Севера. Здесь уже успели поработать режиссер Эмилия Скарнулите, фотохудожник Матти Айкио и еще одиннадцать авторов. Для тех художников, которым по вкусу больше загородное размещение, Arkhangelsk Artist in Residence Program предлагает услуги своих партнеров — резиденций заповедных уголков Архангельской области: «Звозландия», «Страна Вага» и «Мир мастера».

Стоимость: 350 евро за десять дней, 750 евро за месяц, 1800 евро за три месяца; в 2015 году один художник или коллектив из трех человек будет принят бесплатно по конкурсу

Где: Архангельск.

Когда: круглогодично.

Продолжительность пребывания: от десяти дней до трех месяцев.

Саймон Ример

Фотограф и уличный художник, Гамбург, резидент 2014 года

«В Архангельской резиденции я был два раза. Оба раза — примерно по 12 дней. Однако первый раз не очень удался из-за моего самочувствия, а вот от последнего раза у меня остались очень приятные воспоминания. Кроме того, в прошлый раз я работал над традиционной фотовыставкой с рукопожатиями, цветами и так далее, в этот была более свежая, современная история. В этот раз я точно провел время с пользой. Все, с кем я встречался, очень помогали мне и поддерживали в моей идее, делились своими мыслями, помогали с печатью материалов. Неожиданно мне была оказана даже финансовая поддержка. Что касается самого Архангельска, то это небольшой город, но там было много людей, с которыми стоило встретиться, и много идей для творчества. В городе не развит паблик-арт и стрит-арт, поэтому там много возможностей для развития своих идей. Например, в Гамбурге эти ниши уже заняты. Здесь же все совсем не так. Я даже уже получил одно предложение из Волгограда распространять применение моего проекта на другие города России. Ну и я еду на следующую выставку резиденции тоже».

Созданная на территории скульптурного парка «Легенда», на котором проходит Международный скульптурный симпозиум, круглогодичная резиденция ART-Residences Penza обладает всем необходимым для плодотворного творчества: прекрасным пейзажем, комфортабельным размещением в гостиничном комплексе «Чистые пруды» и соседством с галереей «Арт-Пенза». Причем у всех перечисленных объектов один владелец.

В ART-Residences Penza приезжают художники, работающие с живописью, скульптурой и лэнд-артом и остаются на один-два месяца, после чего демонстрируют получившиеся работы на итоговой выставке. За четыре года работы резиденцию посетили художники из Франции, Сербии, Турции, Аргентины и Польши. Среди российских художников здесь побывали Наташа Шалина, Владимир Карначев, Сергей Горшков и Денис Саунин.

Стоимость: бесплатно, художникам оплачивается их работа на резиденциях и проезд.

Где: Пензенская область, Мокшанский район, село Рамзай.

Когда: круглогодично.

Продолжительность пребывания: один-два месяца.

Дополнительная информация: программа арт-резиденций для художников предлагает комфортное проживание в комплексе «Чистые пруды», художественные мастерские, материалы и инструменты для работы, выставочное пространство, освещение хода программы арт-резиденции в средствах массовой информации, сертификат участия.

Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», как и AiR Karelia, образована региональным «Центром культурных инициатив», но в данном случае совместно с некоммерческим партнерством «Город-Музей». «Арткоммуналка» принимает в своих стенах художников и писателей, работающих в рамках современного искусства. Специфика и цель резиденции — поддержка наиболее радикальных и смелых творческих предложений, соответствующих духу и задачам развития современного искусства и литературы, а также вовлечение в творческую работу местного сообщества. В качестве материала для размышлений — редкая для Московской области активная культурная жизнь Коломны и собственно музей «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», посвященный коммунальному быту и диссидентской культуре хрущевской оттепели.

Стоимость: бесплатно.

Где: Коломна.

Когда: круглогодично.

Продолжительность пребывания: от двух недель до двух месяцев.

Дополнительная информация: на конкурсной основе выдаются гранты художникам — 100 тысяч рублей, писателям — 65 тысяч рублей. Проезд и визы оплачивает резиденция.

Евгения Романова

журналист, резидент 2014 года

«В резиденции я провела месяц и все это время работала над литературно-исследовательским проектом об общественных пространствах “За углом”. Я была одним из двух литературных резидентов, которые проживали на тот момент в «Арткоммуналке». Я посещала коломенские антикафе, цирюльни, кузницы, музеи в Старом городе и общалась с людьми, которые занимаются этими общественными пространствами. Если было бы больше времени, я бы поработала и в Новой Коломне, так как Новая и Старая Коломна — это два разных города. В результате у меня получилось тринадцать исследовательских интервью, которые уже расшифрованы, и еще необходимо написать эссе. В моей работе, как и всем резидентам, мне помогал мой куратор, а также Екатерина Ойнас.

В целом впечатления у меня остались очень положительные. В основном это впечатления от общения с людьми в ходе работы над проектом. Ведь в Коломне есть очень интересные примеры креативных индустрий, чего, например, у нас в Калининграде нет. Они очень активно развиваются, и люди умеют работать с брендами. Особенно «Город-Музей». Но в музее жить сложно. Студия, в которой ты живешь, конечно, автономна, но все, что происходит в музее, происходит у тебя за стеной. Получается, что ты являешься в некотором роде музейным экспонатом. С другой стороны, я приехала издалека и жила там лишь месяц, поэтому это был для меня интересный опыт. Ведь в Калининграде большой России не знают. Санкт-Петербург, Москва — все, что мы видели. Я, кроме прочего, вопрос для себя хотела закрыть с Россией».

AiR Karelia

Петрозаводск

Карельская арт-резиденция AiR Karelia основана «Центром культурных инициатив» Карелии весной 2014 года и располагается в многоэтажном доме в Петрозаводске. Пока AiR Karelia только принимает заявки на проживание, но уже сейчас ясно, что в 2015 году резиденция примет участие в проекте A-i-R Barents — программе обмена для профессиональных художников, кураторов, критиков и исследователей, работающих на севере Норвегии и северо-западе России. Одновременно в AiR Karelia будут жить по три резидента. Их выберут из числа художников, специализирующихся на видео, медиа или графике, либо исследователей в области искусства и мастеров декоративно-прикладного искусства. В качестве мастерских им предоставят помещения других проектов ЦКИ: Центра традиционных ремесел, медиацентра «Vыход» с КОМART-клубом и арт-слободы в историческом центре города. Особенности карельской культуры позволяют не только погрузиться в контекст городской жизни Петрозаводска, но и в природную и историческую самобытность региона.

Где: район Карелия, город Петрозаводск.

Продолжительность пребывания: от одной недели до трех месяцев.