По мнению аналитиков, наступающий год станет тяжелым для российской экономики. По разным прогнозам нас ждет продолжение скачков курсов валют, рост цен, девальвация рубля и увеличение уровня инфляции. T&P обратились к молодым компаниям с просьбой рассказать о своих планах и настроении в преддверии 2015 года, от которого, кажется, никто не ждет ничего хорошего.

Денис Миганов

ComfortWay, сервис, предоставляющий доступ к Wi-Fi без роуминговых наценок

«Так как мы работаем в трэвел-индустрии, проблемы с курсами валют и выездами людей за рубеж, конечно, нас коснулись. Мы недополучили прибыль, которая предполагалась. Но пока для компании это не смертельно, поскольку у нас уже есть некоторое число клиентов, которые стабильно летают и пользуются интернетом. Поэтому, наша основная цель на следующий год — остаться на прежнем уровне: не потратить, что уже заработано, сохранить клиентов и поддерживать 15 работающих точек продаж. Сейчас пока и спрос упал, одну, к сожалению, пришлось закрыть, но и то скорее всего до весны. Но у нас работает офис и команда агентов в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Калининграде, а также в Белоруссии, Англии, Германии и других странах, которые продают наши продукты.

Кроме того, устройство ComfortWay предназначено для туристов по всему миру, и мы хотим сделать упор на старт продаж в США и закрепиться на основных рынках: в Америке, Европе и Азии. Там уже есть и партнеры, и предзаказы, и агенты. Если у вас глобальный продукт, лучше всего идти в Европу: Германию, Англию, либо в США и Канаду, или на восток: в Китай с растущей экономикой, Японию, Корею. Это аксиома: любой проект изначально должен идти на ведущие экономики мира. Если есть рост в этих странах, можно идти в другие регионы. Это некая лакмусовая бумажка, показывающая, выживет твой проект или нет. Мы стартовали в Москве и Праге одновременно, чтобы смотреть, как будут вести себя зарубежные клиенты и россияне, и видим отрицательную зависимость от факторов, о которых я говорил выше. Сейчас наши доходы разделены пополам между Россией и зарубежными офисами, и наша задумка в том, чтобы прибыль с российского рынка составляла 15% от общей. С иностранными партнерами мы общаемся совершенно нормально, никаких изменений в связи с санкциями, экономикой и политическими взглядами я никогда не замечал, никто нам палки в колеса не ставил. Никаких преград мы не видим, наоборот, все идут навстречу, хотят сотрудничать. Зарубежные коллеги очень любят новые технологии, уважают российских программистов и следят за тем, что ими создается.

В целом, настроение у нас совершенно нормальное, даже ближе к позитивному. Ориентация — на новые каналы, партнеров и инвесторов, в том числе иностранных, которым интересен наш проект. Люди будут путешествовать всегда, глобальная тенденция снизилась несущественно. Если вы едете в другую страну, конечно, вам потребуется устройство, которое даст интернет без роуминговых затрат. К 2018 году внутри Европейского союза планируется совсем отменить роуминговые наценки, думаю, что нашей большой тройке это тоже под силу».

Валерий Мифодовский

цифровое музыкальное издательство 3plet

«Наш план — расти, несмотря ни на что. Разговоры с западными инвесторами сейчас замерзли, значит, начнем активней работать в этом отношении в России. Курс вырос, и нам сложнее оплачивать сотрудников за пределами страны, значит, найдем их тут или перейдем на частичную занятость, с кем это возможно. Не найдем фонд, значит будем искать финансовых партнеров, заинтересованных в синергии с «Триплетом».

Конечно, в текущей ситуации есть сложности, которые влияют на нас. Но мы опираемся на базовую потребность артиста — желание выпускать яркие и содержательные альбомы. Эта потребность может быть больше или меньше, но она не исчезнет из-за курсов валют и перманентных экономических кризисов. Мы же делаем свой проект не для инвесторов и фондов, а для себя: музыкантов и меломанов. Если не поднимем инвестиций, будем расти с той скоростью, которую сами сможем обеспечить. Кризис — время поиска возможностей.

Мы по-прежнему работаем над триплет-альбомами больших западных и отечественных музыкантов, отрабатываем технологию взаимодействия и продукт. Уже в первом квартале 2015 года мы намерены создать успешный кейс, который наглядно подтвердит возможность артистов зарабатывать заметные суммы с помощью 3plet и решать их другие задачи. Мы также собираемся сделать тактический акцент на адаптации нашего продукта под проекты не только музыкального рынка. У нас уже есть первые контракты на выпуск образовательных материалов с использованием даже текущего функционала. Возможно, что по этой части мы начнем сотрудничать с одним из акселераторов. Есть и ряд маркетинговых решений. Например, фиксация цены в рублях для российских артистов, специальные условия для разных категорий партнеров, скидки.

Настроение у нас рабочее. Все равно прорвемся! Положительных сигналов на то, что мы делаем, очень много. Мы находимся в переписке с менеджментом больших западных артистов. Называть их не буду, чтобы не сглазить. Только что подписали договор с Борисом Гребенщиковым на выпуск триплет-альбома «Соль», возможно, лучшего альбома года. Это заряжает оптимизмом, несмотря на новости и курсы валют. Я помню и 1998 год, и 2008. Мы их пережили. Переживем и этот.

Наблюдать информационный шум вокруг стартапов и венчуров без юмора уже не получается. Якобы логичное поведение инвесторов разбивается о события типа покупки WhatsApp’а. Итоговая сумма этой сделки после закрытия осенью 2014-го поднялась до $22 млрд. За компанию без прибыли и внятной бизнес-модели. А Nokia в 2013-м купили за $7,2 млрд. То есть реальную компанию с историей купили в три раза дешевле мессенджера. Как в анекдоте. Это нельзя понять, это надо запомнить. Это какая-то другая реальность, на которую можно не обращать внимания, если вы заняты понятным и важным делом. Созидайте пользу, а не иллюзии».

Айнур Абдулнасыров

сервис для изучения английского языка LinguaLeo

«Инвестиции в знания — самое правильное решение, которое может принять человек в данной ситуации. С учетом проникновения интернета и развития технологий сегодня каждый может получить необходимое образование для развития и карьеры. Я уверен, что в следующем году люди будут больше вкладывать в самообучение, так как времени на классическое дополнительное образование не хватает. Поэтому мы в LinguaLeo сделали ставку на качество продукта и персонализацию сервиса.

Настрой у нас боевой. Уже в этом году вышла новая версия LinguaLeo: теперь сервис учитывает интересы и цели пользователя, и, основываясь на этих данных, предоставляет персональный учебный план. В 2015-м мы обновим наши мобильные приложения. LinguaLeo кроме России и стран СНГ доступен в Турции и Бразилии. Сервис набирает обороты, уверен, в следующем году мы укрепимся на этих рынках».

Анастасия Лазибная

портал для старшего поколения «Баба-Деда»

«2014 год стал решающим для нашего проекта: мы нашли ниши, в которых активно развиваемся и планируем остаться — это социальный и профессиональный образ человека зрелого возраста. Под социальным образом мы понимаем проблему восприятия людей в возрасте как запасного варианта вроде «с внуком посидеть», под профессиональным — неравное отношение к таким сотрудникам в компаниях. С последним в кризисное время очень сложно: в связи с сокращениями и молодому поколению трудно найти работу, что говорить о старших.

Однако мы рассматриваем кризис как «волшебный» пинок: социально значимые проекты тоже должны быть конкурентоспособными и выживать в рыночных условиях самостоятельно. Так, в конце первого квартала 2015-го мы завершим серию просветительских HR-семинаров для компаний-потенциальных работодателей людей пред- и пенсионного возраста. Упор будем делать именно на кризисную составляющую: помощь возрастных специалистов в отстройке бренда от конкурентов, сокращении издержек, сплочении команды. Также попробуем сделать дополнительный семинар для медицинской отрасли. В рамках очередной реформы здравоохранения в Москве и области начались массовые сокращения квалифицированных медицинских сотрудников, многие из которых старше 50-ти. Совместно с центром «Содействие» мы планируем собрать 300 главврачей и представителей фармацевтической отрасли, которые формируют заказ на высвободившихся специалистов, и рассказать им об успешных примерах трудоустройства сотрудников 50+. Мы не смотрим на мир через розовые очки, поэтому можем посоветовать всем много работать и формировать хорошую команду, на которую можно положиться как на себя».

Степан Данилов

сервис для организации встреч предпринимателей MeYou и нетворкинг-оператор MeYou Pro

«Традиционные воскресные встречи MeYou появились в марте 2014-го. У современного поколения нет института советской бани, где все равны, поэтому мы были вынуждены сделать свой: взяли американский формат митапов и запустили в России. Позже выяснилось, что у присутствующих на любых мероприятиях есть две проблемы: они не знают, что за люди вокруг них, и не умеют знакомиться. Так появился бизнес-проект. Мы не думали, что из обычной инициативы в кризисное время может появится продукт. Только начав заниматься «новым спортом» можно понять, о чем он, и выиграть. Придумать сразу «новую крутую идею на миллиард» нельзя.

В опасное кризисное время, люди не хотят быть одиночками. Так, можно выявлять потребность в клубах по интересам, которые позволяют найти единомышленников, и пробовать запускать что-то совместное. К сожалению, деньги уже стали дорогими и недоступными. Иностранные инвестиции ушли, а из-за недальновидности чиновников усложнился климат для создания малого бизнеса. Но каким бы болезненным не был следующий год, плюс в том, что это естественный отбор, и выживут самые быстрые и легкие. Это увеличит качество наших управленцев, которые останутся на плаву».

Катерина Харченко

мобильное приложение для создания фотоисторий Croice

«Для Croice 2014-й был очень непростым. У нас такие же задачи, как и у любой компании: продукт, команда, подрядчики, инвесторы. Но от стандартного бизнеса нас отличает одна важная деталь: мы делаем новые медиа, уникальный продукт. То есть нет некой best practice, которую можно взять и применить.

Ежедневно наш проект переживает доселе невиданный опыт. Если у кого-то сработал тот или иной инструмент, он вполне может не дать эффекта в нашем случае, или наоборот может сработать то, на что ставка вообще не делалась. Каждые три месяца мы попадали в состояние «задач очень много, а результата нет». Тут важно не сдаться, не опустить руки, а продолжать каждый день искать новые способы.

Поэтому год оказался продуктивным: мы подняли раунд инвестиций, создали полную версию приложения, придумали и реализовали крутой дизайн, протестировали каналы продвижения, заявили о себе в СМИ. Теперь мы с нетерпением ждем 2015 года для осуществления задуманного, а именно миллионной аудитории вокруг Croice, выхода на азиатские рынки, создания best practice для новых медиа и следующего раунда инвестиций. Мы верим в Croice и в то, что делаем. Это помогает и движет нами. В новом году хотим пожелать всем заниматься любимым делом, а также много работы, чтобы не было времени грустить и читать новости».

Валерий Никитин

образовательный интернет-портал с заданиями и репетиторами по школьным предметам «ЯКласс»

«Финансовый кризис всегда очень интересно сказывается на рынке образования. Мудрые люди во время перемен всегда вкладывают средства в образование и развитие. Возможно, дорогостоящим MBA-центрам стоит опасаться за свое благополучие, но для средней школы — это время возможностей.

Хоть мы и технологичная компания, но живем во многом по школьному календарю. Учебный год в разгаре: впереди — самая долгая четверть, ЕГЭ и ГИА, так что первая половина 2015-го у нас расписана очень плотно. В целом, мы планируем наращивать темпы развития: внедрить наши технологии еще в семи регионах страны и увеличить количество зарегистрированных школ до 20 тысяч, то есть минимум вдвое.

Эти планы кажутся громкими, но для их воплощения достаточно продолжать динамику роста за предыдущий год. За все время работы «ЯКласс» школьники решили задач на два миллиона баллов, плюс только декабрь — на один миллион. В 2015 году наша редакция уделит особое внимание наиболее востребованным предметам: будет полностью заполнена программа по русскому языку и информатике для основной и средней школы, и по математике — для начальной. Кроме того, мы внедрим новые функции для пользователей вроде отчетов для родителей и возможности добавлять собственные задания для учителей. Кроме того, мы все время тестируем новые маркетинговые технологии, в будущем году мы предложим школам более продуманные и выгодные условия подключения и увеличим количество тренингов для преподавателей.

Рынок электронного образования для школ — особенная ниша. На нее очень сильно влияют не столько естественные процессы, сколько распоряжения федеральных и местных органов контроля образования. Поэтому ситуация сильно зависит от региона. Например, лидерами в области новых технологий в школах является даже не Москва, а Челябинск и Нижний Новгород. Но не стоит и переоценивать суровость отечественных регуляторов, ведь если сервис показывает эффективность и решает проблемы пользователей, тогда любой чиновник поддержит эту инициативу».