В эти выходные Международный Мемориал в партнерстве с Институтом «Стрелка» откроет мастерскую по созданию интерактивных документальных фильмов. После серии открытых лекций, посвященных веб-документалистике и работе с архивами, участники лаборатории смогут создать свой собственный проект на основании работы с потомками репрессированных в XX веке. T&P взяли комментарий у одного из идеологов мастерской, фотографа Ольги Кравец, и рассказали о нескольких уже существующих вебдоках.

Ольга Кравец

фотожурналист, режиссер документального кино и мультимедиа-продюсер, один из авторов вебдока «Грозный: девять городов»

Интерактивность уходит корнями глубоко в историю — на тысячелетия назад. К примеру, древнегреческий актер обращался к аудитории в театре. Документальные проекты, преследующие масштабные цели и апеллирующие к широкой аудитории, — тоже явление не новое, взять хотя бы гобелен из Байе.

Сегодня технологии позволяют нам легко совмещать документалистику и интерактивность, а размещение интерактивных проектов в интернете дает доступ к аудитории настолько широкой, насколько вам позволяют ваши SMM-навыки. Неудивительно, что родился такой жанр, как вебдок. К примеру, если вы фотограф, и один из ключевых героев вашего проекта отказался фотографироваться по соображениям безопасности, у вас не будет истории. Но если вы работаете в интерактивном жанре, вы можете взять у него интервью и интегрировать его в историю. Если вы ищете способ сочетать инфографику, архивные фото и видео-интервью с экспертами — нелинейный фильм также является лучшим решением. Режиссерами вебдоков редко становятся классические режиссеры-документалисты, так как это формат для тех, кто ставит полноценность истории выше совершенства формы и готов играть со зрителем.

О том как использовать возможности интерактивных фильмов для привлечения внимания к социальным проблемам, как превратить архивные материалы, десятилетиями пылившиеся на полках в закрытых учреждениях, в историю, понятную аудитории, — в открытых лекциях «Время пересматривать».

© Maria Morina

© Maria Morina

Практически уничтоженный войной Грозный давно перестал быть лишь точкой на карте, стал живым кровоточащим свидетельством российской истории, знаком коллективной травмы нашего общества. При этом в публичном пространстве осмысление происходящих в нем событий практически не происходит, во многом он остается слепым пятном на карте России. В течение четырех лет три фотографа — Ольга Кравец, Оксана Юшко и Мария Морина — снимали его жителей и записывали их воспоминания о войне, свидетельства, рассказы о повседневном быте. Кажется, что болезненность и сложность темы, ее ускользание от прямых трактовок и привело к расщеплению Грозного в итоговом проекте на девять разных городов: зрителю дается возможность узнать девять историй о катастрофе и связать их в единый нарратив о последствиях начавшейся двадцать лет назад войны. В октябре 2014 года проект получил премию за лучший веб-фильм на фестивале военных корреспондентов в городе Байе в Нормандии.

Отправной точкой для проекта Олега Нестерова «Из жизни планет» стала идея написать саундтрек к неснятым советским фильмам 60-х годов. Готовясь к записи и работая с архивными документами «Мосфильма», музыкант наткнулся на целое кладбище незавершенных и отмененных картин и решил создать нечто более амбициозное — мультимедийную летопись, повествующую об их судьбах. Неснятые ленты времен оттепели, по словам цитируемого на главной странице проекта писателя Валерия Фомина, представляют собой особый интерес. Парадоксальным образом, именно талант и смелость авторов не позволили им воплотиться — фильмы остались пылиться на архивных полках в виде сценариев и распоряжений советских бюрократов от кино.

Среди героев вебдока — Владимир Китайский, талантливый кинематографист, однокурсник Шукшина и Тарковского, покончивший с собой из-за несчастной любви; Геннадий Шпаликов, сценарист фильмов «Застава Ильича» Марлена Хуциева, «Я шагаю по Москве» Георгии Данелии, «Ты и я» Ларисы Шепитько; Андрей Смирнов, которого постоянный конфликт с советской цензурой и недовольство собственными «компромиссными» работами вынудили уйти из кинорежиссуры.

«Краткая история высоток», культурологическое исследование The New York Times в формате интерактивного фильма, охватывает две с половиной тысячи лет истории жилых многоэтажек. Вебдок предлагает зрителю разносторонний и свежий взгляд на урбанистический пейзаж, знакомый каждому обитателю спальных районов, будь он жителем Нью-Йорка, Москвы или Каракаса. Постройка Вавилонской башни, роль социального жилья в истории хип-хопа, модернистские эксперименты Ле Корбюзье и южно-американские вертикальные сквоты — все исторические вехи развития домостроительства и культурные особенности использования высоток сопровождаются анимированными фотографиями.

«Hollow» — это вебдок о будущем сельской Америки. Он включает в себя тридцать историй жителей округа МакДауэлл в Западной Вирджинии, население которого уменьшилось на 80% за последние полвека. Что интересно, в этот проект интегрированы блоги его героев, которые могут обновляться и после премьеры вебдока. Таким образом, по замыслу создателей, зрители получают возможность постоянно участвовать в жизни героев истории, быть в курсе их насущных проблем и, при желании, помогать в их разрешении.