Люди давно заметили, что различные звуки оказывают влияние на человеческий мозг. В 20 веке началось активное изучение этой взаимосвязи.

[Купить на Amazon.com](http://www.amazon.com/Cognitive-Neuroscience-Music-Isabelle-Peretz/dp/0198525206).

В 1933 году у французского композитора Мориса Равеля появились симптомы локальной мозговой дегенерации — заболевания, сопровождающегося атрофией отдельных участков мозговой ткани. Композитор хорошо исполнял свои старые произведения, но не мог сочинять музыку. В 1953 году после инсульта русский композитор Виссарион Шебалин оказался парализован и перестал понимать речь, но сохранил способность к сочинительству. Ученые-нейрофизиологи пришли к выводу, что в головном мозге нет специального центра музыки.

Музыка очень схожа с языком: обе эти системы обладают синтаксисом и являются средством общения. По мнению Анирудха Патела из Института нейробиологии в Сан-Диего, правильную конструкцию языкового и музыкального синтаксисов обеспечивает участок фронтальной (лобной) коры, а другие отделы мозга отвечают за переработку связанных с ним компонентов языка и музыки.

Восприятие музыки имеет биологическую природу, и различные аспекты переработки музыкальной информации связаны с деятельностью многочисленных мозговых структур, одни из которых обеспечивают восприятие музыки (например, понимание мелодии), а другие — за эмоциональные реакции.

©peabody

Врач и музыкант Чарльз Лимб изучает, как человеческий мозг ведет себя во время музыкальной импровизации. Он и его команда проводят такого рода исследование: они помещают реппера и джазового пианиста в магнитно-резонансный томограф, сканируют им мозг и смотрят, как он себя ведет в момент импровизированной игры на музыкальных инструментах или во время фристайлинга (тоже, по сути, музыкальной импровизации).

Йонах Лерер рассуждает в своей [книге](http://www.amazon.com/Proust-Was-Neuroscientist-Jonah-Lehrer/dp/0618620109) о том, какое влияние на людей оказывала музыка Игоря Стравинского к балету «Весна священная».

Не так давно исследователи из Медицинской школы Бостонского университета провели эксперимент и выяснили, что пациенты с болезнью Альцгеймера лучше запоминают информацию, если она сопровождается музыкой.

В ходе эксперимента пациентам были предложены тексты сорока песен — на экране компьютера и в распечатанном виде. Двадцать из них к тому же были спеты с полным музыкальным сопровождением, а остальные — просто выразительно прочитаны вслух. И в первом случае текст запоминался намного лучше. Но удивительно то, что аналогичный эксперимент среди здоровых людей не дал никаких результатов: музыка не помогла им лучше запоминать стихи. Воздействие музыки на больной мозг — следующий вызов для нейрофизиологов.