Междисциплинарный проект, находящийся на стыке искусства, географии, антропологии, социологии, архитектуры и урбанистики, Research. Department of Research Arts открывает две выставки, посвященные коренному населению Поволжья, — марийцам и чувашам. Кураторы выставок, организованных в сотрудничестве с галереей «Триумф», рассказали T&P о своем проекте, который откроется 11 февраля в Цехе Белого при ЦСИ «Винзавод».

Николай Ссорин-Чайков

научный сотрудник и преподаватель кафедры социальной антропологии Кембриджского Университета, завотделом Сибири и Севера, Институт Этнологи и Антропологии РАН

«Данная выставка является программной в новой области научно-исследовательского искусства, или social science art, которая рассматривает исследовательскую практику общественных наук в качестве предмета и контекста художественной рефлексии. Это — первый проект в этом новом направлении современного искусства. Его целью в данном случае является эксперимент в области того, что Бруно Латур назвал «плоской онтологией». На выставке и в каталоге представлена, с одной стороны, этнографическая фотография из двух регионов Поволжья, а с другой, комментарии на эти фотоработы представителей различный социальных наук. «Плоская онтология», по Латуру, — это неиерархическое соотношение научного знания и его объекта в его системе антропологии науки. В контексте данного арт-проекта это такое же неиерархическое соотношение фотоработы и комментария ученого. Научное знание — этнографическое (антропологическое), социологическое, экономическое, психологическое, политическое, философское, искусствоведческое и так далее — располагается не «над» объектом знания (фотоработой); это не объективное видение и комментирование со стороны; это не взгляд с птичьего полета на реальность, которую «мы» (ученые) изучаем. Напротив, знание находится в одной и той же плоскости с этой фотореальностью. Результат и взгляд ученого и взгляд фотографа являются миниэтнографическим или минисоциологическим очерком. И то и другое равнозначно и как научные фото- или социологические миниатюры, и как произведения искусства».

Софья Гаврилова

куратор выставки, кандидат географических наук, художник

«Выставки «Мари. Research» и «Чуваши. Research» являются, с одной стороны, продолжением серии выставок Research, которые мы с галереей «Триумф» проводим уже второй год, с другой — стартом более осмысленного и проговоренного комплексного проекта Department of Research Arts, который намного шире выставочной деятельности. Тенденция к взаимодействию современного искусства и социальных и гуманитарных наук в России уже заметна невооруженным взглядом, однако еще не артикулирована и не отрефлексирована. Мы пытаемся создать площадку для обсуждения и взаимодействия географов, историков, антропологов, социологов и современных художников. Две выставки на «Винзаводе» и последующий круглый стол — результат долгой, сложной работы кураторов, художников и антропологов, в которой пока наверняка много методических ошибок и неточностей, но результат уже очень сильно отличается, что не может не радовать.

А идти на выставку надо, чтобы посмотреть и попытаться увидеть жизнь двух очень странных и самобытных народов Поволожья в современной действительности и на визуальной карте России, которая у всех присутствует в подсознании, перекрасить пару регионов из непонятного средне-серого в другие цвета».

Кристина Романова

куратор выставки, куратор фотопроектов галереи «Триумф»

«Выставки проекта Department of Research Arts дают возможность сформировать актуальный образ территории и населения России в ее естественном состоянии, без новостных лент и чрезвычайных событий. Новые выставки проекта «Мари.Research» и «Чуваши.Research» стали продолжением летней выставки «Московия. Research», посвященной территории и населению Подмосковья и соседних областей. На этот раз зритель сможет стать свидетелем серии взаимных экспериментов современных российских ученых и фотохудожников. А также посмотреть на разные аспекты жизни современных марийцев и чувашей, в частности, как в наши дни проходит ежегодное Мировое моление приверженцев марийской религии и празднование Нового года, как венецианские Палаццо, Спасская башня, набережная Брюгге и другие элементы всемирно известных архитектурных памятников обретают свое место в столице Марий Эл — Йошкар-Оле, или как на фасадах типовых советских многоэтажек в Чебоксарах горожане размещают стволы деревьев, которые являются древним символом мироздания. Фотографии из семейных архивов населения, открытки разных лет показывают изменения городов и их жителей, а предметы быта марийцев и чувашей помогут дополнить визуальный образ этих регионов».