Финская резиденция HIAP, резиденция KulturKontakt в Вене, «Читадельарте» Микеланджело Пистолетто, ШТАБ в Бишкеке и Бükü в Лейпциге — художник Ольга Житлина рассказала редакции T&P о своем опыте участия в международных арт-резиденциях и планах на будущее.

Моя американская подруга художница Эмили Ньюман с 2010 года проводила каждое лето в HIAP программу для художников под названием Tokamak. Художники из Петербурга и западных стран встречались, демонстрировали свои работы и принимали участие в обсуждениях — в групповой критике. С 2012 года я тоже включилась в организацию и проведение этой программы. Более подробно о нашем с Эмили опыте в рамках проекта можно прочесть здесь. HIAP в течение всего этого времени безвозмездно предоставлял нам пространство: две больших студии и несколько гостевых комнат на острове Суоменлинна.

Два года назад, после продолжительного сотрудничества в рамках Tokamak, кураторы HIAP предложили мне подать личную заявку на участие в их резиденции. Приглашающая сторона предоставляла стипендию (суточные) и студию на месяц.

Опыт был более чем полезным: я приняла участие в выставке, организованной питерским куратором Анной Биткиной, мы показали спектакль «Неделя тишины» вместе с моими коллегами фотографом Катей Сытник и кинематографистом Кириллом Адибековым. Удалось посетить множество лекций, выставок и фестивалей, которые проводились в Хельсинки в то время. Познакомиться с местными художниками. Город оказался далеко не провинциальным, организаторы держали нас в курсе множества событий. В городе проходили лекции Зигмунда Баумана, Хито Штейерль, перформансы Франко Берарди и других небезызвестных персонажей мира искусства и философии.

Последние годы Хельсинки становится все более международным городом. Получать бесплатное образование туда приезжают студенты из самых разных стран. Из Латинской Америки, США, Европы, а местные художники активно участвуют в международных программах по всему миру.

© HIAP

© HIAP

Многие программы artist-in-residence являются частными организациями. HIAP в этом смысле выгодно отличается, так как эта резиденция — городская. То есть местная администрация в рамках программы по развитию культурной жизни города приглашает художников со всего мира и предлагает весьма щедрые условия для творчества.

Похожая резиденция, где мне удалось побывать, KulturKontakt, находится в Вене. Вам предоставляют мастерскую, комнату в квартире с еще двумя художниками и стипендию на срок от одного до трех месяцев.

У государственных резиденций в Европе есть своя специфика: часто культурные события, которые проводятся при поддержке муниципалитета, считаются скучными и бюрократическими. В таких ситуациях все зависит от вас: сумеете ли вы создать сеть знакомств и привлечь интерес к своему проекту или нет.

Мой опыт пребывания в частных резиденциях ограничивается «Читадельартэ». Резиденция была создана известным художником Микеланджело Пистолетто. Там совершенно другой принцип организации, финансирования и рабочего процесса. Более подробно об этом я рассказывала на сайте around art. Если вкратце, то вам необходимо найти фонд, который мог бы оплатить ваше пребывание в резиденции. На протяжении всей программы вы работаете вместе с другими участниками над совместным социально ориентированным проектом. Участие в этой программе, несмотря на множество двусмысленностей, дало мне прекрасную возможность найти коллег-единомышленников.

Резиденция также может быть организована и кураторами, художниками. Один из очень интересных примеров — резиденция ШТАБ в Бишкеке, созданная куратором Георгием Мамедовым и художницей Оксаной Шаталовой. Этот проект совмещает в себе школу теории и активизма, резиденцию, лабораторию по производству мультфильмов, исследовательские инициативы. Таким образом, резидент включается в эту интересную насыщенную жизнь небольшого, но очень активного сообщества.

Также недавно меня пригласили принять участие в резиденции Бükü в Лейпциге: Ольга Вострецова и Кристина Семенова решили организовать программу с постколониальным фокусом, и они прицельно искали художников, которые занимаются этой темой. В резиденции будут принимать участие художники из Германии, Грузии, России и Германии.

Думаю, художнику важно понимать, чего он/а хочет от резиденции, — опыта работы в международном коллективе, уединения в студии, знакомства с другим художественным контекстом, понимать, в какие отношения он/а готова войти с приглашающей стороной.

© HIAP

© HIAP