©thefoxisblac

Не нужно быть арт-гуру, чтобы заметить рост популярности уличного искусства в 2010. Стрит-арт стал моден, он стал нравиться на фейсбуке, про него стали рассуждать неофиты. В 2010 Москву посетил не один западный художник, прошла серия показательных выставок и, наконец, меценат стрит-арта Бэнкси ворвался в русло российского искусства. Многое из того, что мы будем видеть в 2011, было впервые сделано в 2010.

«Exit Through the Gift Shop»


Prankumentary (от англ. prank — шутка, шалость; и documentary — документальный фильм) — название киножанра, в котором снимают фильмы-розыгрыши.

Невероятная история, промывка мозгов, шутка Бэнкси, девальвация искусства, prankumentary — можем называть это как душе-критику угодно, — фильм молниеносно взорвал унылую общественность и заскучавший мир искусства.

Картина собрала максимальное количество положительных отзывов из серии «Восхитительно! Фантастика! Безумие!», посмотреть награды и номинации можно на сайте фильма. Бэнкси удается в наш эго-дисперсивный век оставаться неузнанным сказочным персонажем, уличным фокусником; никто толком и не представляет размеры Бэнкси-корпорации.

Дисперсия эго — сознательное размывание своей индивидуальности и самости путем выкладывания в интернет всей возможной информации. Д. Коупленд, «Словарь ближайшего будущего».

Острый и хлесткий шарж на современное искусство, PR, масс-медиа и социальные медиа. Помимо того, что Бэнкси окончательно вписал себя в историю уличного искусства, он открыл мир стрит-арта для масс.

No limits in the street


Индор (англ. indoor — находящийся внутри помещения); аутдор (англ. outdoor — находящийся вне дома, на улице) — место размещения объекта, соответственно, внутри зданий (в магазинах, транспорте, местах общепита) и снаружи (фасад зданий, рекламные щиты и билборды, асфальт).

В Москве в рамках кросс-культурного года Россия-Франция и в рамках Биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» прошла международная выставка стрит-художников «Улицы без границы / No Limits in the Street». В формате индор и аутдор были выполнены инсталляции, граффити, трафареты знаковых французских художников: L’Atlas, Zevs, C215, YZ, JANA und JS и др. Звезды французского стрит-арта посетили Москву впервые, заголовки вроде «выставка высокохудожественных осквернителей французских улиц» собрали всю уличную тусовку, включая райтеров, райдеров, художников, модников, поэтов и неравнодушных бездельников. Соцсети наполнились обсуждениями и «лайками»: смаковали разочарование от Zevsa и восторгались живописностью работ JANA und JS.

Sretenka design week


©centredesign-ru

В рамках «Дней дизайна в Москве» впервые прошел фестиваль российского предметного и средового дизайна «Sretenka design week». Мощное по наполнению и идее мероприятие соединило на территории Сретенки различные формы промышленного и уличного дизайна. Первый фестиваль российского дизайна, который вышел за пределы музеев и галерей: действие проходило на уличных площадках, скверах, в кафе и магазинах. Российские команды уличных художников: 310, ZUK Club, Mainstreamers — нарядно разрисовали стены жилых домов. По словам организаторов, целью фестиваля было «преломление стереотипа восприятия России как невежественной в области дизайна страны».

Теггинг на асфальте


©linkcommunication

Нельзя не назвать в числе прочих событием года массовое появление трафаретной рекламы на асфальте.

Ambient media — использование объектов окружающей среды в качестве каналов передачи рекламного сообщения.

Поклонники ambient media, фанатики и прочие рекламные изуверы немного перестарались, в результате весь теплый сезон 2010 городской настил был эклектично, выражаясь мягким языком искусства, завален телефонами ясновидящих, адресами готовых дипломов, датами концертов и рекламой самих рекламщиков.

Тег (англ. tag — метка) — понятие в граффити, когда художник оставляет свою метку: имя, название команды, логотип или подпись. Смысл теггинга не в качестве и идее изображаемого, а в количестве.

Учитывая небольшие затраты, большой охват целевой аудитории и безнаказанность действий, компании массово двинулись оставлять свои корпоративные теги. Дошло до того, что комитет рекламы, информации и оформления Москвы направил письмо МГТС с просьбой не портить улицы, на что МГТС ответила, что это не реклама услуг, а социальное информирование населения, сообщает РБК. Помятуя о нечетком законе и рекомендательном характере наказаний за порчу облика города, к сезону 2011 Комитет рекламы обещал основательно подготовиться. В связи с этим в 2011 возрастет популярность экологичной рекламы.

Экологичные методы нанесения рекламы исключают любые химические и масляные средства. Это своего рода водный трафарет; изображение на асфальт или стену наносится путем «вымывания водой». Рекламщики бравируют тем, что, по сути, улицы чистятся, а не загрязняются.

Война на Литейном


Марка норвежской королевской почты

Летом произошло самое мощное событие стрит-арта 2010 — встал член арт-группы Война в Санкт-Петербурге. В день рождения Че Гевары акционисты нарисовали 65-метровый Космический Хуй во весь Литейный мост перед его разведением. Хук левой — скорость и техника выполнения работы, хук правой — объем объекта, апперкот — подвижность объекта, процесс эрегирования; и прямой в голову — расположенность перфоманса относительно ключевых объектов городского ансамбля. Сильнейший жест троллинга системы спровоцировал недлительное задержание одного из главных активистов Лени Николаева и неистовую реакцию общественности, не оставив без улыбки даже равнодушных, ранее скептично и неодобрительно относившихся к акциям Войны. Плагиат, детское хулиганство, позерство, нехудожественность, неэтичность, и прочие «не» можно оставить при себе. Победителей не судят, и вы можете заказать марку из норвежской королевской почты с изображением космического фаллоса на сайте арт-группы.

3D-барьеры


©21gift

Компания Nike в рамках кампании «Я бегу» привезла двух немецких художников, Марион Рутхардт и Грегора Возика, в Москву для создания 3D-картин на асфальте. В пяти московских парках художники нарисовали красочные реалистичные изображения препятствий для бегуна. В 2010 спортивным брендам хочется отдельно поставить «зачет» по дисциплине «количество и объем уличных инсталляций».

РПЦ против античных богов


В рамках программы «Музей в городе», которую при поддержке местной администрации и Министерства культуры запустил Музей современного искусства PERMM, арт-группа ZUK Сlub сделала фреску «Богема» высотой в 4 этажа и общей площадью 2500 квадратных метров. Фасад заброшенного здания бывшего ракетного института теперь украшен аллегорической и сарказмической фантазией на тему жизни античных богов и современного общества с толпой безликих менеджеров, путающихся под ногами. Примечательно, что, во-первых, пермские представители РПЦ беснуются по поводу испорченного фасада бывшего ВКИУ (кстати, по словам РПЦ, фасада здания бывшей семинарии, что не соответствует истинному положению вещей), беспокоясь о том, что уродские божки могут испугать неподготовленного к восприятию абсурда бедного пермского прохожего. Во-вторых, на сайте Пермской РПЦ развернулась антиклерикальная дискуссия, где среди обвинений в продажности гельминтного искусства есть и претензии к самой епархии Пермского края, в том числе — в неадекватности.

ROA против Воли


©vivacity

В конце сентября в Москву приехал еще один известный уличный художник —ROA — в рамках промо-акции одного московского ТЦ, расположенного за МКАД. ROA — удивительный и талантливый бельгийский художник, работающий на улицах Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Амстердама, посетил Москву в первый раз и, видимо, в последний. В программе мероприятия, помимо перфоманса ROA, были заявлены и другие элементы развлекательной программы: Жанна Фриске, Тимати, Павел Воля. Концептуальная цель организаторов собрать модную молодежь на приезд популярного художника понятна, однако возникает вопрос о соответствии аудитории, пришедшей сфотографироваться с двойниками Мэрилин Монро и Чарли Чаплина, в рамках того же праздника. Даже скрытый маркетинг в блогах не помог продвижению мероприятия и созданию позитивного образа.

Beefeater


©vladimirantonov

В начале ноября прошла выставка британских и российских стрит-арт художников Beefeater Forever London: Pure Evil, Jamie Brown, DBO (Dave Bowcutt), а также Zmogk, Wais, AURS. Современная урбан-зарисовка в галерейном формате с потрясным бульдогом от AURS. Работ получилось немного, активно продвигавшаяся в медиа выставка переносилась несколько раз, а у Zmogk даже украли картину.

TRAFORO


©traforo

В конце года в Москве прошла еще одна международная выставка TRAFORO | exhibition of stencil art 2010. Главной особенностью выставки стала масштабность проекта: свои трафаретные работы прислали художники из Великобритании, Австралии, Финляндии, Белоруссии, Украины и порядка 10 городов России. Экспозиция перемещалась, меняя контент, по нескольким галереям и закрытым площадкам. Неравнодушные и не попавшие могут посмотреть и приобрести некоторые экспонаты выставки на сайте экспозиции. Из минусов можно отметить скорее неподготовленность самих выставочных площадок к экспозициям уличного искусства и неразвитость подобной культуры в отечественном арт-пространстве.

Бэнкси помог Войне


Конец 2010 заложил стойкий фундамент для дальнейшего развития и коллабораций внутри системного сообщества уличного искусства. Герой года кудесник Бэнкси заявил о финансовой поддержке арт-группе «Война», а именно Леониду Николаеву и Олегу Воротникову, задержанным в ноябре по статье 213 УК «Хулиганство» за акцию «Дворцовый переворот». О неправомерном задержании и ходе дела можно почитать на сайте арт-группы.

Мировые медиа (The Guardian, BBC) и топовые арт-блоги) моментально отреагировали на робингудский акт Бэнкси — теперь Войну знают за пределами России и Европы. В сети есть веселое описание того, как укутанные в пледы британцы стояли всю ночь на морозе в очереди за принтами Бэнкси, отбиваясь от братков, фанатов, непогоды и халявщиков. Собравшаяся публика не то чтобы неистово хотела помочь российским акционистам, скорее наоборот — спекулянты и сумасшедшие внимательно отслеживают единичные распродажи работ Бэнкси. Выручка от продажи 178 (вместо обещанных 175) репродукций работы «Выбирай оружие» в размере 3 764 700 руб (178 х £450) должна быть направлена в фонд помощи Войне.

Пока российское арт- и медиа-сообщество обсуждает тему искусственности искусства, подлинности актов, идейности группы, целостности посыла и прозрачности цели (бородатые дискуссии), ругается и бранит само себя за нецелостность, неединство и неподдержку, диалог общества с властью будет походить на иллюстрированный хаос. Иностранная помощь впечатляет, внутрироссийская реакция — почти не удивляет.

«Это очень впечатляющий и благородный жест со стороны Бэнкси. Люди со всего мира будут больше осведомлены о деятельности Войны из-за «эффекта Бэнкси». Это действительно большая помощь. По-моему, акция на мосту – это нечто потрясающее. Для этих художников сейчас наступает тяжелое время для отстаивания своих прав в суде, финансы Бэнкси, возможно, изменят ситуацию, помогут нанять хорошего адвоката. Я не считаю, что этим людям место в тюрьме, возможно, штраф за повреждения», — Pure Evil (Charley Edwards, работал с Бэнкси).

Гагарин улетел


Завершает 2010 год московская акция «Зачем улетел памятник Гагарину». При помощи видеопроекции, света и звука памятник Юрию Алексеевичу Гагарину эффектно улетел в космос. Акция была частью рекламного проекта, но показательным моментом является реакция аудитории, кинувшейся в споры о причастности Войны к полету Гагарина. В сети появилось слово кибервандалы.

«Арт-группа Война нас вообще не интересует. Гагарина мы выбрали, потому что это один из немногих незапятнанных образов, это синоним космоса, чего-то по-настоящему правильного. Когда-то люди мечтали о космосе, а сейчас нет. Гагарин понял, что он здесь никому не нужен с его идеалами и улетел.» — Творческое разъединение кое|кто, организатор акции.

Значимым социальным итогом всего десятилетия стало снижение эффективности работы классических масс-медиа и безусловное лидерство социальных сетей. Мы имеем молниеносную скорость распространения актуальной информации, мгновенное получение фидбэка и тысячи просмотров. Развитие технологий и доступность гаджетов, фотоаппаратов и видео. Сегодня мы оказались в максимально удобной атмосфере для творчества в уличном пространстве. Можно украсть Гагарина или кинуть торт в Тимирязева, бегать по крышам машин или висеть под мостом, ломать улицу, стереотипы и окоченевшее сознание. Доступность, скорость и технологии дают в сумме именно тот результат, о котором вздыхают уличные художники, говоря, что сегодня искусство стало совсем скучным. 2000-2010 намекнули, что впереди — плодотворное будущее. Беспокоит только ряд нераскрытых вопросов: например, о неоднозначной и несформулированной реакции власти, церкви и общества на акции уличного искусства.