Ирина Меглинская — редактор, куратор, преподаватель и признанный авторитет в области российской современной фотографии. В интервью T&P она рассказала о том, что происходит на российском рынке медиа, какие авторы привлекают ее внимание и зачем совместно cо Школой Родченко, ИД «Афиша» и проектом The Village она запускает курс «Фотография в медиа».

— Какие основные тенденции сейчас определяют российский медиарынок?

— Основная тенденция — это уход из «бумаги» в сеть, да и тенденцией это назвать вообще-то сложно. Это просто информация, как продукт перемещается в удобное русло абсолютно естественным путем. Раньше информацию для передачи царапали на скрижалях, потом от руки переписывали, затем машины всякие придумали, а сегодня есть интернет. Такой вот прогресс.

Есть продукт — единица контента, будь то сингл или история, в случае с фотографией. Есть носитель этой единицы контента — когда-то был журнал, а стал сайт. Есть дистрибуция этого контента — был ларек с газетами, а теперь это планшет, например, с «киоском» информационных продуктов на выбор. Наконец, есть рынок в общем смысле этого слова, который всегда будет требовать информации. Люди не перестанут хотеть что-то знать и видеть. Давайте найдем десять отличий между новыми и старыми медиа. Что останется? Потребность людей в информации и единица контента, в нашем случае фотография. Я совершенно не согласна с тем, что СМИ и фотография в них вымирают. Просто мы присутствуем при смене каналов доставки информации, при смене рекламного инструментария и экономики процесса.

— Почему российские редакции чаще выбирают работы западных фотографов? У нас нет своих достойных авторов?

— У нас полно достойных авторов, просто издательскому бизнесу как таковому в нашей стране без году неделя. Я не беру сейчас государственные СМИ, а рассматриваю СМИ, находящиеся в конкурентном поле. Те, которым надо бороться за своего читателя и пользователя. Там, где есть конкуренция, растет качество — это закон природы. В общественно-политических СМИ, на мой взгляд, никого из независимых не осталось. Стилевые издания изначально ставили на синдикационные материалы из экономических соображений. Эти издания закрывают нишу интереса к моде, дизайну, архитектуре… Сколько лет нашим отечественным моде, дизайну и архитектуре, которые еще толком и мейнстримом не стали? Двадцать? Вы знаете аутентичные стилевые отечественные издания? Я — нет. А франшиза приходит к нам со своими авторами.

— Есть ли конкуренция между российскими фотографами медиа?

— Конечно. Всем же хочется славы и денег. И это нормально. Неважно, что этот рынок нынче не прокачан хорошо. Рано или поздно он прокачается.

— Как вы ищете молодые таланты?

— Иногда натыкаюсь случайно, иногда специально смотрю ресурсы, где молодые в стайки сбиваются («ФотоДепартамент», ВОС), а иногда они и сами стучатся в окошко. Правда, у меня в окошке почти всегда висит объявление «пива нет». Мне очень сложно отвечать всем просто из-за нагрузки. Так что простите, молодые таланты, если кого-то обидела, не ответив на присланное портфолио. Все равно шлите, я все на ус мотаю.

— Когда вы просматриваете портфолио молодых фотографов, что для вас важно в первую очередь?

— Мне очень важно, чтобы автор понимал, зачем он это делает. Фотография — очень разностороннее медиа. Если просто весело щелкать, то я тут не помощник и не советчик. Я могу на четко поставленные вопросы давать четкие ответы. Просто поговорить о фотографии и времени нет, да и не умею я. Я практик. Я не придаю особого значения оформлению портфолио. Не надо тратиться на папки и печать. Все, что мне надо, я увижу и с флешки.

— Какие темы вам наиболее интересны?

— Тема может быть любой. Главное, чтобы фотография, если она «служит» в медиа, выполняла свою функцию — то есть информировала. А то, с каким накалом и какими эстетическими подходами делает это автор, — вопрос его айдентити. И надо ли говорить, что авторы с ярким айдентити привлекают мое внимание и как рядового пользователя, и как специалиста. Индивидуальный стиль — это и конкуретное преимущество, и шанс попасть на территорию искусства впоследствии после выполнения основной функции фотографии в СМИ. Существует масса примеров: огромное количество фотографов, работающих в СМИ, в конечном счете приходят в галереи и в музеи.

— А если у автора яркая индивидуальность, но технический инструментарий страдает? Все равно есть шанс вас заинтересовать?

— Да можно и на спичечный коробок снять так, что сердце в клочья. Но тогда спичечный коробок должен стать продолжением руки и глаза. Вопрос же не в том, что ты выучил наизусть все экспонометрические кривые и знаешь, в каких камерах как падает шторка. Вопрос в том, как техника помогает тебе быть более выразительным в своем высказывании. И, конечно, надо изучить все технические возможности, чтобы выбрать свой, помогающий твоему высказыванию технический язык.

— Как появилась идея создания образовательной программы «Фотография в медиа»?

— Она пришла в голову директорам Школы Родченко Ирине Успенской и Елене Лунгиной. На мой взгляд, просто пришло время. До каких пор в отечественных СМИ будут работать самоучки? Не учат этому нигде и никогда не учили. Я не против произрастания талантов диким способом, но можно же попробовать как-то собрать опыт и поделиться им, верно?

— Вы станете мастером курса — зачем вам это?

— Во-первых, меня уговорили и вдохновили Ира и Лена. Во-вторых, я прислушивалась долго к себе, чтобы почувствовать импульс сделать это, — без импульса и спустя рукава не могу, надо же будет работать с самоотдачей, что называется, до самозабвения. Ну вот послушала я себя, и импульс пришел. И молодежь, которая со мной будет преподавать на курсе, — мои любимочки, и мне с ними интересно.

— Кого вы пригласили в команду преподавателей?

— Я ставлю и на тех, кому передала свое знание в свое время. Это выпускники и Школы Родченко, и моего фоторедакторского курса совместно с «Теориями и практиками», и молодежь, которым отдана в руки «Афиша». Ну и, конечно, я рассчитываю на поддержку дружков с крупными звездочками на погонах.

— Что с практической частью: где и как студенты будут оттачивать навыки?

— Во-первых, я буду сама давать задания. Во-вторых, будут задания фоторедакторов изданий, которые согласились сотрудничать в программе. Ну и надо готовиться к формату под названием «избиение младенцев». Буду комментировать все задания без скидок на возраст и неопытность. Это, кстати, еще одно очень важное упражнение — держать удар по самолюбию. Без этого в нашей профессии делать нечего.

— Какова конечная цель программы? Научить фотографов, как снимать в формате того или иного издания? Показать, какие медиа существуют на рынке в целом? Выработать свой стиль?

— Вот всему этому и будем учить. Я понимаю свою задачу так: научить нельзя. Можно научиться. Дадим все, что знаем, а уж кто что воспримет — личная воля и усердие каждого поступившего. В нашем деле нужно работать много и с самоотдачей. Иначе время и деньги на ветер.