Начинающие фотографы, художники, дизайнеры часто не знают, к кому обращаться за оценкой своих работ. В то же время состоявшимся мастерам, кураторам, коллекционерам нужны новые имена. Чтобы наладить связь между ними, предприниматель Давид Зохрабян, математик Максим Рыбников и дизайнер Мирек Хорнак создали проект Gitoon, который уже вошел в списки заметных стартапов Европы по версии Mashable и Wired. T&P поговорили с автором идеи о потребностях художников и особенностях ведения бизнеса в сфере искусства.

Давид Зохрабян

предприниматель, автор идеи и основатель проекта Gitoon

— Чем вы занимались до появления Gitoon? Ведь это не первый ваш проект.

— В 2008 году я основал Стэнфордский российско-американский форум (SURF) — образовательную программу, нацеленную на общение самой яркой молодежи России и Америки. Проект появился во время конфликта в Южной Осетии — отношения между странами были достаточно напряженными. На тот момент я учился на факультете мировой политики МГУ и специализировался как раз на Америке. Хотелось сделать что-то, что заложит фундамент взаимопонимания между сегодняшними студентами и завтрашними лидерами. Сегодня многие выпускники SURF работают в государственных структурах обеих стран и, несмотря ни на что, поддерживают теплые дружеские отношения.

Затем я поступил в магистратуру Лондонской школы экономики и переехал в Лондон. После года учебы меня пригласили в стартап Unruly Media, занимающийся продвижением видеорекламы в интернете. Я работал над развитием проектов и искал инновационные подходы, поддерживая в компании предпринимательский дух.

— Как у человека, напрямую не связанного с искусством, возникла идея интернет-платформы в сфере арта?

— Ко мне обратились знакомые художники из Лондона. Они знали, что моя работа связана с социальными сетями, и жаловались на то, что не знают, где можно получить детальные отзывы и критику на свои работы онлайн и как их продвигать. Публикации в социальных сетях особого эффекта не давали: в большинстве случаев работы просто терялись среди огромного количества контента сомнительного качества. А добиться публикаций в каких-то крупных изданиях весьма непросто.

Распространенная ситуация: когда у студентов арт-специальностей только начинают появляться хорошие работы, им уже пора выпускаться. Университетская поддержка уходит, так как на помощь выпускникам у учебных заведений не всегда хватает сил. Например, в Великобритании университеты устраивают так называемые Degree Shows, где выпускники демонстрируют свои лучшие работы. Кроме друзей и родных на такие выставки приходят еще и галеристы, которые ищут новые имена. Некоторым выпускникам удается заключить соглашения, но везет далеко не всем. После Degree Show начинающие художники оказываются в свободном плавании и не понимают, как развиваться дальше.

Мне еще многое предстояло узнать об этой индустрии, но я чувствовал, что существует обширное пространство для инноваций, связанное с интернетом. Мы проанализировали существующие социальные сети для людей, связанных с искусством (например, Behance и DeviantArt), где, казалось бы, художники могут рассчитывать на получение большого количества отзывов на свои работы. Но поняли, что на этих платформах столько мусора, что хорошие специалисты и известные художники туда попросту не заходят. Стало очевидно, что не существует четкого и понятного способа для художников получить рецензии на свои работы от уже признанных экспертов. Так и появилась идея создать платформу, куда художник может загрузить свои работы, которые увидит арт-сообщество, и получить рецензии от известных экспертов из разных стран.

— По какой модели проект работает сегодня?

— Gitoon начал предоставлять возможность получить детальные, профессиональные рецензии от экспертов на платной основе. Экспертов мы привлекаем из лучших арт-школ и галерей со всего мира. Цель — собрать молодежь и «зубров» арт-индустрии под одним крылом.

Мы базируемся в Лондоне — одном из мировых центров современного искусства. Возможностей для привлечения как художников, так и именитых кураторов здесь уйма. Чего стоит одно наличие Лондонского университета искусств, куда входят знаменитые Колледж искусств и дизайна Челси и Центральный колледж искусств и дизайна им. Святого Мартина. Но мы не рассматриваем лишь местный рынок, хочется, например, чтобы начинающие художники из России могли обращаться к тем же экспертам в Лондоне. Было бы ошибкой возводить географические рамки. Недавно я разговаривал с куратором из Эфиопии, он сетовал на то, что практически никто в мире не знает про эфиопское искусство, что его обобщенно называют африканским. Но ведь Африка — огромный континент, и искусство двух соседних стран может невероятно отличаться в зависимости от разных факторов, например, чьими колониями были эти страны, или имеют ли они доступ к воде. Для этого и нужна единая интернет-платформа, которая позволит художникам из менее известных в этой области стран принять участие в международной дискуссии об искусстве.

Помимо системы профессиональных рецензий в Gitoon есть бесплатная система отзывов peer-to-peer , которая уже успешно функционирует несколько месяцев. Любой желающий загружает свои работы, после чего они отсылаются группе кураторов из числа пользователей сайта, например, другим художникам. Кто попал в эту группу, человек не знает, это определяет алгоритм. Кураторы оценивают работу, ставят ей рейтинги и пишут короткие отзывы о своих впечатлениях. От рейтингов и отзывов зависит, публикуется работа на сайте или нет. На данный момент более половины присланных произведений не публикуется, так на Gitoon попадает только самый качественный контент.

Стать куратором может любой желающий. Сперва вес его голоса минимальный: человеку нужно доказать, что он делает качественные ревью. Наша система позволяет это оценить. Если к нам присоединяется авторитетный эксперт, то вес его голоса, конечно, значительно больше и становится во многом определяющим при публикации. Повторюсь еще раз: получение художниками рейтингов и коротких отзывов, а также конкурентная публикация работ полностью бесплатны и открыты для всех желающих.

— Насколько сложно стартовать с проектом в сфере искусства?

— Арт-индустрия достаточно закрытая: коллекционеры не любят говорить о том, что они коллекционеры, информация о том, кто что покупает, держится в секрете, как формируется цена на работу, тоже для многих остается непонятным. Мы хотели сделать что-то новое, что отчасти перевернет индустрию, но при этом уважая и принимая сложившиеся традиции.

Поскольку я пришел не из сферы искусства, на первых встречах с потенциальными партнерами и экспертами мы говорили на разных языках. Я прошел курс курирования (Introduction to Curating Contemporary Art Exhibitions) в Колледже искусств и дизайна Челси, начал общаться с художниками и кураторами и постепенно стал улавливать нотки, понимать существующие табу и особенности рынка.

Допустим, в Англии, придя в хорошую коммерческую галерею, не так просто понять, сколько стоит работа. И если люди вас не знают, купить эту работу будет тоже непросто. Почему? Потому что для коллекционеров и галерей важно, что произойдет с произведением искусства дальше. Если имя живущего художника всплывет где-то на вторичном рынке (на аукционе) — это плохой индикатор. Значит, кто-то от этой работы хочет избавиться. Это может ударить по репутации художника и вложению всех коллекционеров, купивших его работы.

— На чем Gitoon будет зарабатывать?

— Во-первых, на комиссии от каждого заказанного профессионального ревью. Во-вторых, мы планируем запустить опцию, когда человек при таком заказе может выложить свою работу на продажу. И также будем брать небольшую комиссию с каждой проданной работы.

Есть немало сайтов, продающих искусство, например, SaatchiArt или DegreeArt, но проблема в том, что на них продается очень много работ. Непонятно, есть ли контроль за их качеством. Создается впечатление, что это некий eBay для искусства. Кроме того, нет истории художника, мнения экспертов и других представителей арт-сообщества о его работах — всего, что окружает предмет искусства в галерее. Там куратор обязательно расскажет, кто этот художник, где выставлялся, кто и что про него писал. Вы сможете обсудить концепцию работы и порассуждать на тему сообщения, которое художник старается передать. Все это говорит об актуальности работы, которой мы сопереживаем. Многие считают, что именно это отличает покупку искусства от покупку предметов декора.

В Gitoon мы воссоздаем именно эту атмосферу. Каждая выставленная работа будет сопровождаться рецензией эксперта, а также мнениями участников арт-сообщества. Gitoon — это художественный салон и галерея, но ни в коем случае не магазин.

— Как планируете развиваться дальше?

— Мы только что запустили систему профессиональных ревью и вскоре начнем продажу работ через сайт. Кроме того, мы продолжаем привлекать к сотрудничеству новых партнеров как в России, так и на международной арене. Ищем инвестора, который бы не только вложил деньги, но и смог что-то привнести в работу команды. Она у нас небольшая, и мы всегда рады сильным и креативным людям.

Соня Уайт

художник, Лондон

«Работая в студии, далеко не всегда получается поддерживать связь с миром искусства. Ездить в арт-галереи часто не удается, если ты живешь вдалеке от большого города. Мне очень важно получать оценку своих произведений, чтобы двигаться и развиваться. Gitoon способствует этому и помогает устанавливать новые связи с арт-сообществом».

Димитрий Бишоп

иллюстратор, Лондон

«Я присоединился к платформе, чтобы показать работы, которые создавал во время учебы в университете, и комментировать творчество других. Объем контента на сайте стремительно увеличивается, так что наблюдать за чужими работами и прогрессом день ото дня становится все интереснее. Я смогу собрать более сильное портфолио, выставляя свои работы на Gitoon, потому что понимаю, какие из них будут оценены высоко, а какие — нет».

Вирджиния Золи

веб-редактор, фотограф, Нидерланды

«Gitoon в особенности подходит для художников, которые только начинают свой профессиональный путь и еще не уверены, в каком направлении развиваться. Доступ к работам других людей в режиме онлайн дает прекрасную возможность узнать о новых именах, свободно высказаться по поводу чужих работ и поддержать интересные проекты. Мне, фотографу, ревью креативного сообщества помогают более требовательно относиться к собственной работе. Всегда здорово, когда есть те, кому небезразлично то, что ты делаешь».

Татьяна Туз

фотограф, Москва

«Мы живем в мире информационных технологий, когда обмен информацией переместился со страниц печатных изданий и телеканалов в интернет. Доступ к современному искусству онлайн — это максимально быстрый способ поделиться своим творчеством и вдохновиться идеями других. Gitoon — возможность заявить о себе широкому кругу творческих людей, профессионалов и просто любителей искусства, которые хотят быть в курсе новых трендов».

Митра Мемарзия

куратор, Лондон

«Я изучала изобразительное искусство и позже начала преподавать во многих университетах Англии. Моя вторая страсть — цифровые технологии. Эта комбинация привела к тому, что сегодня я на Gitoon: хочется быть частью нового движения. Если ты художник, работающий вне стен академических институций, или самоучка, то получить доступ к критике, заслуживающей доверия, от профессионалов и коллег довольно сложно. Ревью сообщества очень помогают развивающемуся художнику лучше понимать свои работы. Писать отзывы — также отличный инструмент, чтобы разбираться в контексте и развивать письменные навыки. Так что платформа, которая создает сильную международную сеть профессионалов в сфере искусства и молодых художников, просто необходима».