До 19 апреля в галерее «На Каширке» представлена выставка «Сальвадор Дали и Пабло Пикассо» — из четвертой в мире по величине коллекции этих художников, принадлежащей русскому меценату Александру Шадрину. Куратор выставки и сын владельца коллекции Ярослав Шадрин рассказал «Теориям и практикам» о том, как она собиралась и почему Пикассо и Дали так хорошо смотрятся вместе.

Это действительно четвертая по величине коллекция Дали и Пикассо. Но следует различать выставку и саму коллекцию, поскольку возможности зала были ограничены, в рамках этой экспозиции можно увидеть лишь меньше половины всей коллекции. Тем не менее здесь более двухсот работ выдающихся гениев испанского сюрреалиста Сальвадора Дали и основателя кубизма Пабло Пикассо.

Вся наша коллекция за исключением некоторых работ состоит из собраний мистера Леви, владельца Парижского музея, а также мистера Аржеле, который дарил в свое время работы в Пушкинский музей, и Алана Рамье. Остальные работы были приобретены на аукционах Christie’s и Sotheby’s. Это общеизвестные аукционы, они предлагают произведения искусства с историей происхождения. Другие аукционы этой услуги не оказывают.

Мой отец собирает произведения искусства более двадцати пяти лет, около пятнадцати лет назад ему посчастливилось стать обладателем нескольких работ Дали. В 2006 году состоялось его основное приобретение. В Парижском музее Сальвадора Дали мы приобрели целую коллекцию скульптур, керамики и графики художника. Это действительно было знаковое приобретение, поскольку этим музеем владеет мистер Бенжамин Леви, поверенный в делах Сальвадора Дали, человек из его окружения. В происхождении работ не было никаких сомнений.

В 2011 году коллекция пополнилась собранием графики, которое раньше принадлежало господину Пьеру Аржиле. Для российской публики это небезызвестное имя, поскольку Пьер Аржеле подарил ряд работ Пушкинскому музею. С 2003 года его дело продолжает сын Жан-Кристоф Аржиле. От него нам и досталось более сорока работ, которые Дали делал в 60-е годы на тему корриды, французских поэтов, а также серию «Мао Цзэдун», которую Дали создал под вдохновением после стихотворений великого китайского кормчего.

«Сальвадор Дали считал Пабло Пикассо своим духовным отцом, у них как минимум была сильная духовная связь»

А в 2012 состоялся знаковый аукцион Christie’s по продаже керамики Пабло Пикассо из коллекции Алана Рамье. Алан Рамье — сын Жоржа и Сюзанны Рамье, которые владели мастерской Madoura, они основали ее и приняли в ней Пабло Пикассо. Пикассо привлекла энергетика этой французской пары, и он оставался в их мастерской гончаром более 25 лет. Все свои керамические работы он выполнил именно в мастерской Madoura. Примечательно, что до 2012 года эти работы не покидали родной мастерской, только после аукциона они попали в Россию.

В нашей коллекции есть и работы Миро, но они фигуративны, а вот работы Дали и Пикассо могут очень интересно смотреться вместе. Сальвадор Дали считал Пабло Пикассо своим духовным отцом, у них как минимум была сильная духовная связь. Оба именитых испанца горячо любили свою малую родину. Дали говорил на каталонском языке, это был его основной язык. Для Пикассо коррида стала фактически олицетворением Испании с 1936 года, с того времени, когда он зарекся приезжать в свою родную Испанию до тех пор, пока жив диктатор Франко.

Можно сравнить много других интересных аспектов. Например, их отношение к женщинам. Пикассо полностью вбирал в себя жизненные силы женщины, всю ее красоту, и воплощал ее в творчестве. Дали возводил женщину на пьедестал. Он делал из нее божество. У обоих художников были русские жены. Музой Сальвадора Дали стала Гала, она стала для него всем миром практически на полвека. Пикассо в 1918 году женился на Ольге Хохловой в православном соборе Александра Невского в Париже. Именно из-за этого баланса сходств и различий на работы этих испанских художников стоит посмотреть вместе.

На выставке представлены работы Дали с конца 1950-х до конца 1970-х годов, это время, когда он занимался графикой, оно действительно было очень продуктивным. Дали создал более 1600 графических работ. В этих работах он отразил все свои возможные фетиши, символы: далинианские часы, подпорки, бобы, слоны на тонких ногах, женщины с головами в виде роз… Графическое наследие Дали предлагает окунуться в мир снов и фантазий, ощутить на себе невероятное далинианское сознание, которое могло сопоставлять несопоставимое.

По Пикассо представлена керамика от 40-х до 70-х годов вплоть до смерти Пикассо в 1973 году. Это периоды, когда художники были зрелыми, Пикассо было 65 лет, когда он начал заниматься керамикой. Вы увидите энергетику взрослой жизни, насколько она била ключом у обоих художников. Пабло Пикассо вплоть до конца своих дней был очень плодотворен. Дали все-таки после смерти Галы умер в духовном смысле, его могучий дух иссяк. Его фантазия иссякла, сразу стало понятно, как он к был привязан к жене. Тем не менее видно, что художники и в 50, и в 70 лет были полны сил и энергии для того, чтобы реализовывать свои идеи.