В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходах к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Марина Свищева не пошла по стопам родителей-биологов, а уехала в Англию по программе «Глобальное образование», где учится управлению в области образования и мечтает налаживать связи между университетами.

Марина Свищева, 24 года

— Где и чему ты учишься?

— Я учусь в магистратуре Университета Саутгемптона на курсе «Управление в образовании и лидерство» (Education Management and Leadership). Мы изучаем лучшие мировые практики в области управления образованием, соотносим их со своим опытом и реалиями своей страны.

— Как ты туда поступила? Что для этого требовалось?

— О запуске программы «Глобальное образование» я случайно прочитала где-то на фейсбуке. Ее суть сводится к подготовке кадров, «проводников» новых знаний, которые в дальнейшем будут менять и развивать страну изнутри. Государство дает возможность студентам, получившим высшее образование в России, бесплатно пройти обучение в лучших университетах мира, познакомиться с международной экспертизой и практиками, а затем вернуться обратно и применить их дома. Это распространенная мировая практика — достаточно взглянуть на Китай, который на протяжении многих лет отправляет студентов учиться за границу, а потом они возвращаются и поднимают китайскую экономику, что подтверждается бурным развитием страны сегодня.

Для начала мне нужно было получить приглашение от одного из британских университетов. Я выбрала Университет Саутгемптона. Он входит в двадцатку лучших вузов Великобритании, находится не в Лондоне, что существенно удешевляет стоимость проживания и, наконец, у него есть представитель в России и странах СНГ — личный контакт с представителем университета перед подачей заявления действительно важен. Плюс к этому, юг Англии — это чистый английский язык. И чего уж говорить — из Саутгемптона выплыл первый корабль переселенцев в Новый свет. Титаник, кстати, тоже.

Основным документом при поступлении стал диплом о высшем образовании — если он красный, это дает повышенный балл. Также нужно указать опыт работы и правильно составить мотивационное письмо. Изначально я поступила на программу Global Entrepreneurship — тема предпринимательства мне очень близка. Но, изучив критерии программы «Глобальное образование», поняла, что мне интересно направление образовательных курсов для предпринимателей. Все, чем я занималась раньше — образовательные форумы, мастер-классы, бизнес-тренинги — это часть образовательной сферы. Изменить мотивационное письмо и отправить форму заявки было довольно просто, и мою кандидатуру одобрили.

Я зарегистрировалась на сайте программы «Глобальное образование», собрала письмо от университета о зачислении, копию трудовой книжки, СНИЛС, ИНН и копию паспорта и отправила заявку одной из первых, буквально в первые минуты работы электронной очереди осенью 2014 года. Самым сложным в процессе стало ожидание: сначала старта электронной очереди, потом — решения комиссии по моей заявке. Наконец, пришли радостные новости о стипендии — она покрыла расходы на обучение, проживание и перелет на место учебы.

— Где ты училась до отъезда за границу? Какие остались воспоминания?

— Я окончила Московскую академию ветеринарной медицины и биотехнологии имени Скрябина по специальности «Товароведение и экспертиза товаров». Мои родители — кандидаты биологических наук, оба были научными сотрудниками Всероссийского научно-исследовательского института физиологии, биохимии и питания животных, который образует целый микрорайон в моем родном городе Боровске. Наши соседи, друзья, родственники — все занимались исследованиями, связанными с биологией и зоологией, и Академия ждала меня по умолчанию.

Тем не менее, я отношусь к тому числу людей, которые во время обучения в ВУЗе понимают, что находятся не на своем месте. Отучившись, я несколько лет проработала в федеральной программе «Ты предприниматель», посвященной вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность. Она изменила мое мировоззрение — я поняла, что с радостью променяю сельскохозяйственный сектор на сферу развития предпринимательства.

— Как проходит твой стандартный учебный день?

— Один день — это один модуль. Занятия проходят с 17 до 21, так как половина моих однокурсников работают full-time. Сначала мы прослушиваем часовую лекцию, затем устраиваем дискуссию на заданную тему, потом нам дается перерыв, после чего идет полуторачасовой семинар. Он может включать групповую работу, кейс-стади — например, «flipped classroom», т.е. «перевернутый класс», когда студенты в группах готовят часть материала к семинару и затем презентуют его всему классу.

Один из наиболее запомнившихся предметов — лидерство в образовании (Leadership in education), где речь шла о способности выстраивать эффективную систему управления образовательным учреждением. Мы рассматривали различные типы стратегий, сложности и риски, с которыми сталкиваются управленцы. Например, погоня за рейтингами, маркетизация высшего образования, когда университет работает по законам рынка, а студент — клиент, которому нужно угодить. Это проблема, которая иногда сказывается на качестве образования.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— В данный момент я планирую опросить команду одного из ВУЗов в Великобритании о том, с какими сложностями они сталкиваются в процессе управления университетом. На основе этого интервью я буду готовить эссе по модулю «управление высшим учебным заведением».

— Какое главное знание или умение тебе удалось вынести во время учебы в в Великобритании?

— В Великобритании учат critical thinking — мыслить самостоятельно, без шаблонов, не ориентируясь на мнение большинства. Здесь у тебя никогда нет правильного ответа. Студентам важно уметь выражать свою позицию и отстаивать ее. Если тебя уж совсем заносит куда-то не туда, то вмешивается преподаватель и предлагает взглянуть на проблему с другой стороны. От тебя требуется показать, что нового и конструктивного ты можешь привнести в разработку общей темы. У нас на курсе я единственный представитель из России — хорошо видно, как люди разного происхождения, разных взглядов учатся дискутировать, понимать друг друга, работать в группах. Очень мало лекций и формальных семинаров, когда нужно записывать за преподавателем какой-то материал, а много групповой работы. Есть формат индивидуальных консультаций с преподавателем, когда вы один на один обсуждаете определенную тему. На таком занятии сложно «затеряться в толпе» и прийти неподготовленным.

— Где ты живешь? Помогал ли университет с поиском жилья?

— У университета есть агентство, помогающее студентам с поиском жилья. Оно предлагает дома в честном секторе, дает контакты надежных и проверенных арендодателей или предоставляет общежитие, где достаточно хорошие условия и приемлемая цена. Но я живу в частном секторе, недалеко от самого кампуса. Это был мой личный выбор — я хотела максимально погрузиться в местную реальность, наблюдать, чем живет город, видеть в глаза счета, которые приходят за газ и электричество.

Мне не хватает драйва Москвы. Город маленький, и большую его часть занимает университет. Есть огромнейший саутгемптонский порт, торговые центры и, в общем-то, все. Поэтому переход от сумасшедшей активной жизни в мегаполисе к тихой и спокойной студенческой жизни оказался для меня довольно сложным. Сейчас я большую часть времени провожу в библиотеке — центре нашей социальной жизни. Когда нам надоедает читать, мы связываемся друг с другом через смс, узнаем, кто есть в библиотеке, и идем вместе пить кофе.

На кампусе есть большой фитнес-центр с отличным бассейном, студенческий театр и кинотеатр, где бесплатно показывают что-то вроде современной классики — новинки проката идут уже за деньги, хотя билет и стоит дешевле, чем в обычном городском кинотеатре.

— Дорого ли, на твой взгляд, жить в Великобритании? Дает ли какие-то бонусы статус магистра?

— С текущим курсом рубля жить в Великобритании стало довольно дорого. Например, сегодня проезд в автобусе стоит 200 рублей, хотя в Великобритании в принципе самый дорогой в мире общественный транспорт.

Статус студента дает скидки на международные автобусы, поезда. Некоторые магазины, кафе и рестораны вводят специальные акции для студентов. Мы имеем право на льготный вход в музеи, причем по всей Европе.

— Каковы твои планы на будущее?

— Мне нравится идея вернуться в Россию и поработать в одном из российских регионов. Это одно из условий программы «Глобальное образование», но оно вполне соответствует моему желанию. Я хотела бы стать хорошим специалистом в области управления образованием и разрабатывать новые образовательные форматы. Например, мне было бы интересно работать в международном отделе какого-либо университета — заниматься реализацией международного проекта, программой сотрудничества между университетами, обменом преподавателей и студентов, программами двойного диплома — то, что сейчас начало развиваться в России и востребовано на глобальном уровне. Я очень надеюсь, что ко времени моего возвращения кризис будет близок к завершению, и мы сможем по кусочкам собирать наш новый корабль и отправиться в увлекательное плавание.