Современное актуальное искусство — это иллюстрация нашей действительности, самая правдивая летопись реальности, считают организаторы D.O.C.A.'15 — Дней современного искусства, которые пройдут 18 и 19 апреля в Москве. В преддверии выставки ее участники рассказали «Теориям и практикам», кто может считаться художником и что отличает искусство настоящего от искусства прошлого.

Женя Горбунов + Катя Шилоносова

Музыканты

Cовременное в современном искусстве и других формах творчества для меня лично — это интуитивное ощущение времени, без каких-то вербально-визуальных регистраций, внутреннее напряжение особого рода. Оно, если вы понимаете, о чем я, вообще чуть ли не самое главное в творчестве, — такой механизм, дающий толчок мысли из самого глубокого нутра, вещь не от ума. Мы с Катей вообще не ахти какие интеллектуалы, скорее романтики.

Мы не имеем особого отношения к современному искусству, наша деятельность лежит в другой сфере — все-таки какой бы хитрой ни была музыка Катиного проекта NV или нашего совместного — Glintshake, это поп-музыка, потенциально массовый продукт. Хотя в последнее время у нас возникают идеи, которые лучше воплощать в галерее, чем на концертной площадке, но, конечно же, не все, что оказывается в галерее, можно считать искусством.

Мы сознательно выбрали поп-направление, хотя раньше я занимался свободной импровизацией и электроакустической музыкой, а Катя параллельно участвует в Московском скретч-оркестре — сообществе по большому счету непрофессиональных музыкантов, исполняющих произведения современных композиторов (Кардью, Дорохов, Сысоев и так далее) и создающих собственные пьесы. Но именно у поп-музыки есть возможность ясно общаться с широкой аудиторией, в то время как академизм и интеллектуальное творчество смотрят внутрь узкого сообщества искушенных. В идеале мы хотели бы создавать музыку, которая стала бы мостиком между искусством и массовой культурой, делать нечто сложнее и осмысленней, чем обычный масскульт, но сохранять при этом ясность.

Поп-музыка сегодня открыта к исследованиям, к поискам нового музыкального языка, звука, идей. Важно ли, художники мы при этом или нет? Одно точно — мы не хотели бы иметь отношения к медиаарту, который в большинстве случаев убог и неинтересен. Наши визуальные работы никакой собственной функции не несут, они только декорации, часть освещения и полностью подчинены музыке.

Миша Most

Граффити-художник

Получается, что cовременное искусство — это своего рода субкультура со своими рамками, правилами, кумирами, группировками. Чтобы в нее попасть, недостаточно жить и творить здесь и сейчас. Надо соответствовать заданным этой субкультурой канонам — ну или же быть сильным художником и самому их задавать.

Моя личная история сложилась так, что искусством я занялся, не имея какого-либо художественного образования, и первые живописные практики получал, занимаясь граффити. Это сложило определенный образ визуального мышления и вылилось в конкретные стили и общий подход. Участие в выставках с другими художниками добавило опыта. По прошествии почти десяти лет сегодня я могу сказать, что занимаюсь современным искусством. Но честно, первые года три-четыре у меня были по этому поводу большие сомнения. Статус «художник» определенно должен быть заслужен и подтвержден современниками.

Сергей Старостин

Поэт, музыкант, арт-директор

Современное искусство — это синтез, состоящий из современных материалов, из современных проблем, которые решает искусство посредством своих выразительных средств.

Конкретно себя не назвал бы художником — скорее все-таки вектор и плоскость нашей деятельности лежат в решении конкретных весьма задач, а художественный смысл используем, чтобы наполнить работу, а не наоборот. Часто во главу угла ставится только художественный смысл без какой-либо привязки, как бывает у искусства, которое часто не решает какие-то задачи, а несет эстетическую ценность. Мы скорее причисляем себя к дизайну.

Максим Харлов

Xудожник-монументалист

Современное искусство делает современным сам факт текущего времени; раз это произведение создано сегодня, следовательно это и есть современное искусство, независимо от наших представлений о современном.

Я думаю, что помимо профессиональных навыков и техники художника делает художником собственный принципиальный взгляд на вещи и невозможность заднего хода, невозможность вернуться к обычной жизни. Если хотите, это средневековый орден, монашеский обет или клятва Гиппократа.

Ольга Иванова

Фотограф

Современное искусство делает современным три вещи: актуальная тема высказывания, актуальная форма подачи и институциональное признание. Последнее — важнее всего. У меня отсутствует как минимум два из вышеперечисленных пунктов. Я все время меняю свое мнение насчет того, какие именно.

Автор портрета Ольги Ивановой: © Александр Лавреньев