Креативные индустрии играют особую роль в постиндустриальной экономике: в развитых странах они составляют около 10% ВВП. Но как привлечь новый тип творческих предпринимателей в российские регионы, пока далекие от таких показателей? Заместитель главного редактора Financial Times Джон Торнхилл, директор лондонского Музея Виктории и Альберта Мартин Рот и другие российские и международные эксперты поделились своим мнением на этот счет в рамках Calvert Forum, который состоялся 11 апреля в Казани. T&P приводят самые интересные мысли спикеров.

Джон Торнхилл (John Thornhill)

заместитель главного редактора газеты Financial Times

«Творческим людям важно, где они работают: помимо образовательных институтов, должна быть хорошая инфраструктура и транспортная система. На вопрос, как создать пространство, где люди могут творить, ответил американский ученый Ричард Флорида, автор книги «The Rise of the Creative Class». Он определил три главных фактора — это три Т: технологии, талант и толерантность. Технологии — интеллектуальная составляющая. Талант — самое важное, для развития экономики необходимо привлекать в регион много творческих людей. Толерантность же — хороший способ таких людей привлечь, она означает, что вы собираете людей в месте, где они смогут работать без всякого рода дискриминаций религиозного, национального или сексуального характера.

Лондон, где я живу, — хороший пример всех трех составляющих. В период между 2009 и 2012 годами число digital-компаний в Лондоне увеличилось на 78%, они создали 27% рабочих мест. Цифровые индустрии стали одним из главных факторов экономического развития после кризиса 2008 года. Что касается образования и технологий, здесь сосредоточены крупнейшие институции, такие как Университетский колледж Лондона и Королевский колледж. В их комьюнити входят более десяти тысяч человек более пятидесяти национальностей, то есть Лондон очень толерантный город.

Система трех Т не обязательно универсальна, и каждому региону стоит разрабатывать собственную модель развития, подходящую именно ему

Существуют три момента, над которыми стоит задуматься. Первый — рост предпринимательства. Это единственный способ развития экономики, однако это не всегда так. Например, восстановление северо-восточной части Италии после кризиса произошло из-за японских инвестиций. Второй фактор — роль государства, оно создает экономику для развития инноваций. Толерантность также не возникает сама собой: это результат государственных усилий и средств. Третий жизненно важный фактор — человеческий капитал. Это улучшение состояния города, в котором вы живете, и, соответственно, качества населения. Я считаю, что, если Россия примет прогрессивную и позитивную политику, весь предыдущий контекст и стереотипы не будут иметь значения».

Алексей Кудрин

декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ

«В составе ВВП передовых стран креативные индустрии уже занимают прочное место. В среднем это 6,6%, у ведущих — до 8–12%, у Татарстана — 0,2–0,3%. Кажется, что эта сфера — просто развлечение, но на деле ее развитие существенно продвигает промышленность и инновации. Многие страны ставят себе такую задачу в последние годы и в течение пяти-десяти лет делают прорыв. Люди должны чувствовать, что это не второстепенные виды деятельности. Образование — еще одна важная вещь. Сокращает путь от отсталости к прогрессу. Образовательные площадки — важнейший фактор для прорыва. И последнее, что важно, — это свобода. Нужно уметь открыто и прямо говорить на любые темы, в том числе на политические.

Сегодня Россия в напряженных отношениях с Западом, но нам никто не мешает быть передовой в экономическом смысле. У нас есть возможность перенимать опыт, прорываться в ведущих отраслях. Важно сохранить это зерно в наших внутриполитических дискуссиях. Креативные индустрии — это и есть малый бизнес. С него и начинается преодоление нефтяной зависимости».

Мартин Рот (Martin Roth)

директор Музея Виктории и Альберта

«Говоря о креативных индустриях, об искусстве и дизайне, нужно понимать, что это не искусство ради искусства или дизайн ради дизайна. Они должны быть обоснованы, и это крайне важно. Во-вторых, в этой сфере заняты миллионы. Это значит, что все эти люди должны быть тесно связаны. Дизайна как творческого процесса недостаточно, он должен быть связан с инжинирингом. Внедрение мейкерства в образовательный процесс крайне необходимо, ведь все начинается с образования. В-третьих, может показаться, что творчество — это только нечто вдохновляющее, но это не так. Хороший пример — Александр МакКуин. Он ремесленник. Это работа, требующая терпения, не творческая в привычном смысле слова.

Что все это значит для будущего? Приведу пример. Я только приехал из Азербайджана, страны с потрясающей историей ковроделия. Многие составляющие ремесла были совершенно забыты, но цифровые технологии, экспертиза и сохранившиеся изделия могут вдохновить нас на новые идеи. Нужно испытывать будущее, использовать музеи не только для того, чтобы оглядываться назад, но и как место поиска путей развития. Наконец, я не сторонник идеи производства достопримечательностей для привлечения людей. Я за использование возможностей и истории города. И это опять-таки касается образования, о котором я сказал вначале. Мы должны думать о следующих поколениях».

Рустам Минниханов

врио президента Татарстана

«Творческие индустрии сегодня — один из наиболее динамичных секторов торговли с ежегодным приростом 8,80%. Выросло новое поколение образованных, прогрессивных людей: доля занятости в творческой индустрии в России — 7,5% от общей занятости населения. В рамках стратегии развития Татарстана, чтобы удержать лучших и привлечь новых агентов изменений, необходимо развивать среду, качество и насыщенность жизни в городе. В Татарстане появились творческие пространства, работает четыре коворкинга, центр современной культуры «Смена», творческая резиденция «Штат».

Мы строим новый мегаполис, обновляем старые промышленные площадки, открываем новые. Для этого был создан грантовый фонд поддержки проектов по развитию городской среды. Нам, конечно, очень важна поддержка малого бизнеса: мы нашли такую форму общения, когда предприниматели и власть ведут откровенный разговор. Кроме того, Россия заявилась на WorldSkills Competition 2019, и в случае победы Татарстан будет представлять страну».

Андрей Шаронов

ректор Московской школы управления «Сколково»

«Есть интересный пример: Лондон и Франкфурт, в обоих есть биржа. Лондонская — лидирующая после Нью-Йоркской. Франкфуртская биржа моложе, но уровень ее технологического оснащения выше, лондонская же инфраструктура сложная и противоречивая. Но Лондон все равно всегда впереди. В попытках разобраться, почему, мы пришли к выводу, что в Лондоне просто круче жить. Городам нужно понимать, что они должны быть не просто чистыми и безопасными. Должен быть волшебный элемент, из-за которого жить в них будет круто.

Все инновации появляются в крупных городах, где сама плотность происходящего создает новые ценности. Казань — миллионник, один из лидирующих городов, и фокус государственного управления сейчас направлен именно на развитие среды, а не отдельных проектов. Это создание инфраструктуры, которая привлекает, если хотите, фриков, людей со странностями, которые создают инновации. Города и управленцы должны быть готовы толерантно работать с такими людьми, учитывать их интересы.

Однако тема средового развития пока нам несвойственна: управленцы пока знают все лучше всех, вместо того чтобы дать возможность подумать частным людям. В мэриях должны быть люди, готовые слушать и общаться. В этом смысл и ценность городской власти. У нас такой традиции нет. Но она должна быть как минимум на городском уровне».

Джорди Сейас Феррес (Jordi Sellas Ferrés)

глава Департамента творческих индустрий Правительства Каталонии

«В Каталонии на сегодняшний день в креативных и культурных индустриях заняты 180 тысяч человек, это миллионы евро годового дохода. Все это происходит благодаря условиям, которые позволяют этим людям трансформировать экономику. И обеспечение этих условий было главной задачей после мировых кризисов 2008 и 2012 годов. Сложность в том, что Министерство культуры никогда не говорит с Министерством экономики, но их нужно соединить. Большинство проектов — результат совместной работы.

В регионе — более 900 маленьких городов, в каждом из которых есть театр, и это важная культурная сеть, работа с которой никогда не будет выгодной с экономической точки зрения. Однако без этой сети невозможно создать творческую среду, необходимую для развития креативных индустрий, которые будут успешно разрабатывать дизайн машин или коллекции одежды, успешно продающиеся во всем мире.

Наше счастье — в нашей открытости: десятилетиями люди приезжают в Каталонию развивать свои идеи

Существует три способа улучшить ситуацию с экономической точки зрения. Во-первых, вы не можете сделать из художника менеджера, он не должен получать MBA. Но мы можем поддерживать креаторов и инженеров финансово, так мы создали концепцию взносов и грантов, которые должны возвращаться. Правительство дает деньги музыкальному фестивалю или галерее, мы совместно работаем над проектом, предоставляем экспертов для разработки бизнес-плана, если проект успешен, 89% средств возвращается в государство, и мы можем использовать их снова. То же самое, например, с компаниями, которые разрабатывают видеоигры: им нужен первый раунд инвестиций, чтобы начать работу, но большинство из них становятся прибыльными приблизительно через пять лет. Мы даем им деньги, помогаем им найти дизайнеров и менеджеров. Не нужно создавать суперлюдей, которые могут делать абсолютно все».

Леонид Лимонов

директор АНО «Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»

«В современном мире регионы и города конкурируют между собой. Это борьба за инвестиции и рабочие места. В период экономического роста с 2000 года в России различия между регионами стали более явными. Сейчас и в ближайшие десять-пятнадцать лет Татарстану и другим регионам предстоит столкнуться с вызовами: резкое уменьшение населения, устаревшие технологии на производстве, нестабильная, плохо прогнозируемая ситуация на рынке нефтеносителей и слишком большая зависимость от них.

Для России природные ресурсы и местоположение — важные факторы. Но основная масса мирового ВВП создается в мегаполисах. Развитие экономики агломераций — это ответ на вышеописанные проблемы. В этом смысле у Казани — хорошие перспективы. Кроме того, для людей в галстуках и их организаций важно быть в Москве, а для креативного класса, который ходит в футболках, нет. Так что необязательно именно столица станет центром развития креативных индустрий».