У науки биоинформатики есть проблема — фолдинг белков. Помочь решить ее может любой, кто любит собирать паззлы.

Биоинформатика — это наука о том, как хранится и передается информация в живых системах. Строительный материал всего живого — это белки, они отвечают за перенос микроэлементов по кровеносной системе, отправляют нервные импульсы куда надо и превращают еду в энергию. Структура белка, то есть последовательность, в которой складываются аминокислоты, определеяет его функцию. Определить последовательность аминокислот довольно просто, а вот предсказать, в какой клубок эта последовательность свернется — это сложная биоинформатическая проблема.

Вариантов того, как может сложиться белок, больше, чем атомов во вселенной, это как тысячезначный кодовый замок. Непредсказанные и неизвестные структуры могут сложиться в такой белок, который вылечит человечество от рака или болезни Альцгеймера.

Вопрос: как человек, сильно далекий от биологии, может помочь головастым микробиологам разгадать структуру белка? Ответ — играючи. Профессор Бэйкер (на фото) из Вашингтонского Университета придумал игру Foldit — это такой 3D-тетрис. На экране узел из спиралей и комков — объемная модель белка.

Узел надо распутать: сложить белок в оптимальную структуру. За лето игру скачало 100 000 человек, они сейчас соревнуются, кто быстрее сложит самый классный белок. Есть даже командные соревнования, национальные и университетские.

В принципе, моделированием фолдинга занимаются компьютерные программы: они быстрее человека перебирают комбинации. Но создатели игры собираются машинам помочь: создать такую программу на основе изученных стратегий игроков, которая учтет человеческий, интуитивный подход к проблеме.

Юрий Стефанов, сотрудник Лаборатории подвижности генома Института молекулярной биологии РАН, делится мнением об игре:

«Знать трехмерную структуру белков очень важно. Эта информация позволяет понять, как именно они работают, и как можно их работу контролировать. Физические методы получения трехмерных структур биологических молекул довольно сложны и не всегда применимы, поэтому биоинформатики тратят много времени на то, чтобы научиться предсказывать структуру белков по последовательности аминокислот. Это тоже требует много усилий, которые тратят компьютеры на просчет внутримолекулярных взаимодействий. Игрушка Foldit является типичным примером «game with a purpose», в которой играющие пытаются вручную по всем правилам свернуть различные белки. Получается такой паззл, но с определенным научным выхлопом. Весело и полезно для научно-технического прогресса».