Одна из основных задач стартапера — уметь за пять минут рассказать о проекте, на который ушли месяцы подготовки. Подобные сессии проходят в отдельных городах России уже довольно часто, но культура презентаций ввиду молодости индустрии пока остается на невысоком уровне. T&P побывали на стартап-сессии в рамках Calvert Forum в Казани и выяснили, как проходят подобные мероприятия в России и какие ошибки часто делают стартаперы, презентуя свой проект.

Прием заявок на конкурс IT/digital-проектов был объявлен в начале марта 2015 года. Заявки на участие прислали около ста команд из Набережных Челнов, Самары, Иркутска, Ижевска, Москвы и Санкт-Петербурга, но большинство — из Казани. Организаторы поставили перед собой цель — связать инвесторов, чиновников и международных экспертов с представителями IT-сообщества, чью проекты связаны с развитием городской среды, транспортной инфраструктуры, культурных ценностей и экологической активности. Главный приз за победу — нетворк-тур в Лондон с встречами и мастер-классами от экспертов и лидеров индустрии.

Игорь Зинатулин

директор по развитию фонда Calvert 22

«Когда мы готовили Calvert Forum в Казани, стало очевидно, что нам нужна отдельная секция, связанная с технологическим сообществом Татарстана, ведь оно составляет весомую часть местного креативного сектора. При этом хотелось не только обсудить на экспертном уровне вопросы интеграции digital-проектов в общий вектор развития творческих индустрий, но также посмотреть на это с прикладной стороны: узнать, какие проекты создаются и как они поддерживаются руководством республики. Я надеюсь, что комментарии международного жюри были полезными для участников. Мы все единодушно отметили, что в республике есть уникальные стартапы, которые могут и должны прорываться на международные рынки».

Среди нетривиальных проектов, приславших заявки на конкурс, — халяльный путеводитель по событиям и местам для мусульман, онлайн-академия, обучающая персонал для производственных предприятий, музей политического сыска и интерактивный виртуальный музей, экспонаты которого — реальная городская среда, симулятор поведения студентов, веб-сервис удаленного ухода за могилами и фестиваль визуализации поэзии.

В финал конкурса, проходивший в формате питч-сессий, вышли четыре команды. Их презентации оценивали директор казанского «ИТ-Парка» Антон Грачев, сооснователь конференции Internet Age Media Weekend Андрес Кольменарес, руководитель направления «Цифровые технологии» Института исследований развивающихся рынков МШУ «Сколково» Владимир Коровкин, сооснователь проекта «Теории и практики» Аскар Рамазанов, директор школы ИТИС КФУ Айрат Хасьянов и директор по развитию фонда Calvert 22 Игорь Зинатулин.

Участники финала

LifeFilm

Автоматический онлайн-видеоредактор, создающий видеоролики из загруженного пользователем материала.

Localbike

Онлайн-сервис, пользователи которого могут брать или сдавать в аренду велосипеды, роликовые коньки, лыжи, сноуборды.

RRate.ru

Онлайн-алгоритм для оценки социальной инфраструктуры района. Сервис представляет собой интерактивные карты, которые облегчают выбор жилья: по ним можно оценить расположение дома, квартиры, гостиницы относительно достопримечательностей, торговых и развлекательных центров, магазинов, транспортных узлов.

Faster. Cleaner. Cheaper. (FCC)

Cистема, контролирующая и оптимизирующая сбор мусора. Предназначена для сбора и обработки информации об использовании мусорных контейнеров, что может значительно снизить ежемесячные расходы. Может использоваться как на территории предприятия, так и города.

Для жюри было важно, чтобы digital-проект был встроен в городскую инфраструктуру и обязательно имел социальный эффект. Оценивались креативность идеи, техническое воплощение, удобство пользования и навыки презентации, в том числе дизайн ее визуальной составляющей. Питчинг должен был проходить по принципу Печа-Кучи, однако не все участники уложились в рекомендуемый формат. Кто-то просто не успел донести смысл идеи, чья-то речь не совпадала со слайдами на экране, кто-то первый раз в жизни держал микрофон, кто-то из-за волнения начинал отвечать на вопрос, не дослушав самого вопроса.

10 рекомендаций для выступающих

Существует огромное множество книг и статей, посвященных эффективным бизнес-презентациям. Однако, как показывает практика, люди часто не принимают их во внимание или вовсе не считают, что к выступлению перед публикой нужно специально готовиться. Презентации молодых стартаперов показали, что никогда не будет лишним напомнить о следующих общих моментах:

1) умейте описать идею своего проекта в одном предложении или даже в пяти словах;

2) четко понимайте систему коммуникации между вашим продуктом и пользователем (потребителем);

3) знайте конкурентов и умейте формулировать свои отличия и преимущества;

4) умейте поэтапно описать систему и каналы монетизации;

5) расскажите, какую проблему решает ваш проект, почему и кому он нужен и полезен;

6) подкрепите свою презентацию наглядным примером — историей, которая проиллюстрирует ваш проект «в жизни»;

7) будьте морально готовы к скептицизму и к вопросам, ответов на которые вы можете не знать. На последние отвечайте честно, не притягивайте за уши то, что знаете, но о чем вас не спрашивали;

8) не будьте слишком дерзкими. Уверенность в себе важна, но перебор выглядит смешно: вам, по сути, еще нечем гордиться;

9) важно дать слушателям понять, почему вы занимаетесь именно этим устройством или сервисом. Людям интересна личная вовлеченность, желание просто заработать денег всегда видно и не играет на руку;

10) говорите просто. Исключите из презентации пространные концептуальные фразы и слова, подчеркивающие уровень вашего интеллекта, это не конкурс «Умники и умницы». Не обязательно также объяснять абсолютно все направления деятельности, схемы продвижения и детали производства. Сконцентрируйтесь на сути, для остального есть дополнительные вопросы.

Даниль Губайдуллин

основатель RRate.ru, победитель конкурса

«Один из экспертов отметил масштабность нашего проекта, сказал, что им можно пользоваться во всем мире. Для меня лично это наивысшая оценка, из-за которой мы и выиграли. Нам бы хотелось в это верить.

Мы получили экспертное мнение, которое дало нам понять, что мы на правильном пути. Стартаперам нужно участвовать в подобных мероприятиях. Во-первых, питч — один из самых легких и «дешевых» способов получить экспертизу от профессионалов и протестировать гипотезы перед аудиторией. Во-вторых, это, конечно же, нетворкинг, что немаловажно. Советую стартаперам уметь услышать мнение о своем проекте, пусть даже не самое приятное, и в соответствии со своими убеждениями сделать выводы, которые приведут к намеченной цели. Конечно же, у нас появились новые идеи, знакомства и предложения. Для этого и следует посещать и участвовать в данных мероприятиях».

Аскар Рамазанов

член жюри

«У меня сложилось впечатление, что участники мало думают про саму технологию, и, как правило, это значит, что стартап не очень глобален. Это противоречит сути цифрового проекта, чье основное преимущество — в максимально широком распространении. Делать что-то локальное вообще свойственно нашей индустрии.

В целом команды энергичные, но мне явно не хватало в презентациях финансовых или маркетинг-планов — вещей, которые описывают, что проекту нужно с точки зрения капитала. А это очень многое говорит о стартапе, его стадии и потенциале. Мало кто говорил об отличиях своих компаний от других, кто-то в принципе забыл о существовании конкурентов. Ну и никто не уложился в указанное время. Питчу надо учиться, нужно делать это не один раз и не только перед зеркалом».