Издательства и авторы нужны друг другу: первые ищут тех, кто смог бы предложить востребованный на рынке продукт, а вторые мечтают увидеть свои произведения на полках книжных магазинов. Но далеко не каждая задумка способна заинтересовать издателя и стать настоящей книгой. «Теории и практики» составили пошаговую инструкцию в помощь молодым писателям и попросили издателей рассказать о своих требованиях.

Как выбрать издательство

Если вы теряетесь в потоке современных издательств, то проще всего представить, на какой полке в книжном магазине стояла бы ваша готовая книга, а затем изучить представленные там издательства. У любого издательства есть веб-сайт, на котором будет информация о том, кому посылать рукопись. На этом этапе самое важное — правильно подать свою книгу, то есть, провести питч.

Как написать питч

Pitch в переводе с английского — это приманка. Это первая реклама вашей книги, созданная вами же. Важно помнить, что не нужно пересказывать свое произведение или давать аннотацию. Задайте себе вопрос: «Чем моя книга привлекательна?» Есть старый трюк, которому учил британский журналист и газетный консультант Дэвид Рендалл в своей книге «Универсальный журналист». Представьте, что вы стали свидетелем какого-то невероятного события, и вам нужно забраться на высокий холм, чтобы рассказать про это другу, который стоит на самой вершине. Пока вы бежали, ваше дыхание сбилось, и вас хватает лишь на одно предложение. Рэндалл рекомендовал пользоваться таким трюком тем, кто учится писать новостные лиды, но почему бы не использовать этот трюк для вашего питча? Такое предложение будет увлекательным началом. Структура питча в основном состоит из нескольких частей:

  • Тема вашей книги То самое интригующее рэндалловское предложение
  • Авторитет автора Почему именно вы разбираетесь в этой теме и можете хорошо о ней рассказать
  • Отсылка к тексту Вашему или другого автора, близкому по стилю к будущей книге
  • Сюжет Если вы предлагаете издателю художественное произведение
  • Синопсис Если вы предлагаете нон-фикшн (максимум на страницу)
  • Аудитория На какого читателя рассчитана ваша книга и как его заинтересовать?

Что сделает вашу заявку успешной

Качество текста

В первую очередь должны быть соблюдены нормы русского языка, а также принципы трехчастной композиции. Все части текста должны быть логически связаны, ведь если текст понятен автору, не факт, что он будет понятен читателю. Издательство — это ваш первый читатель в мире литературы. В случае нон-фикшн от автора ожидают новую информацию, которой читатель еще не встречал.

Актуальность темы и ее востребованность

Можно заранее изучить, насколько успешными были продажи книг вашей тематики. Необязательно проводить полноценный маркетинговый анализ, просто выберите 5-6 примеров аналогичных произведений и поищите информацию о том, насколько эти книги были успешны. Еще лучше будет, если вы выберете книги издательства, в котором хотите опубликовать свою книгу.

Новизна

Написание книги можно сравнить с монтажом в кино. Как фильм может быть смонтирован каким угодно образом, так и текст может быть составлен вами в том порядке, который на ваш взгляд лучше поможет вам рассказать историю. Лучше выбрать необычную подачу, привлекающую внимание.

Инфоповод

Возможно, на написание книги вас вдохновили новости, события, фильм или знаменитость. Издательству будет выгодно, если при рекламе книги будет яркая новостная зацепка. В особенности рекламе книги поможет, если книга описывает некую злободневную тему, которую часто обсуждают в медиа.

Определение целевой аудитории

Издательства всегда сами просят авторов определить целевую аудиторию произведения, ведь автор лучше других знает, для кого он написал книгу. Лучше разобраться с целевой аудиторией (ЦА) перед тем, как посылать заявку в издательство. Описывайте ядро ЦА, тех читателей, которые постоянно приобретают литературу вашей тематики. Задайте себе несколько вопросов и ответьте на них с точки зрения своего потенциального читателя:

— Чем полезна эта книга?

— Как ваши интересы соприкасаются с темой книги?

— Для вашего ли возраста эта книга?

— Какие СМИ вы читаете?

Как оформить рукопись

Как правило, к заявке прилагаются несколько глав рукописи, иногда издательства требуют всю рукопись. Фрагменты рукописи должны быть цельными и логично друг друга дополнять. Если у издательства есть особые требования к оформлению рукописей, то обычно они описаны на сайте самого издательства. Но чаще всего рукопись можно оформлять по такому принципу:

— шрифт Times New Roman, Arial или Courier New черного цвета;

— размер шрифта — 12;

— расстояние между строками — 1,5 (для иностранных агентств и издательств — 2), поля справа, слева, сверху и снизу — 3 см;

— титульный лист по желанию

В верхнем левом углу первой страницы нужно указать:

— Ф.И.О. автора и его псевдоним;

— название произведения;

— жанр;

— объем произведения;

— контакты автора.

В верхнем правом углу проставьте нумерацию, можете добавить название произведения и свое имя. Название глав можно писать в центре страницы или слева. Отправляйте письма с ящика с внятным адресом, а файл с рукописью называйте по своей фамилии или названию книги. Книгу не надо посылать архивом, где одна глава ― один файл. Тем самым вы снижаете вероятность, что ее внимательно изучат. Не стоит сразу прикладывать свои фотографии, ведь это не резюме. Рассылка рукописи в издательства похожа на поиск работы, поэтому не ставьте в копию всех издателей и пишите уникальное сопроводительное письмо.

И напоследок: помните, что отказ за отказом в каждом из издательств приближает вас к цели. Главное — не сдаваться.

Ирина Гусинская

заместитель главного редактора издательства «Альпина Паблишер»

Не все издательства принимают «самотечные» рукописи. Есть маленькие, бутиковые издатели, у которых нет ресурса изучать поток, да и задачи такой нет. Даже если вы вычислили издателя по ассортименту на полках и твердо убеждены, что ваша книга станет жемчужиной его портфеля, пожалуйста, прочитайте текст для авторов и следуйте специально для вас составленным рекомендациям. На нашем сайте, например, четко написано, что мы не издаем художественную литературу, тем не менее я регулярно получаю сборники стихов и фантастические романы. Многие издатели указывают не адрес конкретного человека, а некий «мусорный» ящик, который с неизвестной автору периодичностью некто разбирает и решает судьбу вашей книги. В абсолютном большинстве случаев рукописи не рецензируются (поверьте, иногда промолчать ― единственный шанс не нахамить, да и давать рекомендации, не видя у книги потенциала, — гиблое дело), чаще всего не возвращаются (бывает, что присылают на печатной машинке набранные или и правда от руки написанные тексты ― с пометкой «вернуть»), бывает, что автор даже не понимает, получило ли издательство его рукопись или нет. Его переживания понятны, но ведь и с другой стороны ― человек, у которого задача анализа рукописей чаще всего не единственная. Так что не стоит рассылать свой текст по всем адресам издательства (и тем более ставить в копию все адреса конкурентов!), обрывать телефоны и караулить под дверью, требуя немедленного ответа.

Нюансы есть и при сравнении своего труда с великими, ― прекрасно, что вы читали предшественников и считаете себя ровней, но амбиции вызывают уважение, когда они подкреплены реальными знаниями и навыками, которые на этом этапе еще под вопросом. Заявление «Впервые в истории деловой и популярной литературы в этой книге собраны практические рекомендации по зарабатыванию денег и ведению бизнеса» не выдерживает никакой критики ― кредит доверия исчерпывается уже на этом этапе. Или когда мне пишут, что в книгу включены такие общеизвестные методы, как «график Гатна», «принцип Паретто» и «GDT для организации и приоритизации личных целей» (имеются в виду график Ганта, принцип Парето и метод GTD —Getting Things Done — прим. ред.), я сразу делаю вывод о подходе автора — конечно, встречаются абсолютные гении, не способные победить лишь орфографию и пунктуацию, но, представляясь экспертом, хорошо бы хотя бы не перевирать термины.

Ничего нового, строго говоря, издатель не просит, ― всего лишь разложить предлагаемое творение по классическим критериям качества информации: достоверность, своевременность, новизна, ценность, полезность, доступность. Понятно, что странно ожидать от автора полного маркетингового анализа, но если он не состоянии сформулировать отличия собственной книги от уже вышедших, ― дурной знак. «В чем уникальность книги? ― Прочитайте». До свиданья, дорогой несостоявшийся автор, считающий ниже своего достоинства ответить на простой и закономерный вопрос.

Правильное оформление файла (шрифт, интерлиньяж и пр.) ― это формальности, приятно, если файл опрятный, но не более того. А вот если человек не понимает, зачем он свой труд написал («не мог не писать») ― это проблема. Я в таких случаях люблю цитировать Моэма: «Временами писатель должен себя спрашивать, имеют ли его книги ценность для кого-нибудь, кроме него самого». Поэтому прямо сейчас перечитайте свою рукопись и крепко подумайте, интересна ли она, полезна ли, нужна ли кому-то кроме вас и безоговорочно любящих вас тети и собаки. Достаточно ли сил и знаний вы в нее вложили? Если книга хорошая, ухищрений, чтобы донести ее до издателя, потребуется гораздо меньше. Если в книге вы уверены, переходите к самопрезентации. В этом тексте содержатся разумные конкретные советы, но всегда помните: издатель — не менее занятый человек, чем вы. Уважайте его и свое время: проверьте, печатает ли он вообще подобные книги, ответьте на перечисленные на странице «для авторов» вопросы, составьте отражающий содержание и структуру книги синопсис, расскажите немного о себе, перечитайте все это несколько раз, вооружившись словарем и спеллчекером, отправьте на нужный адрес и запаситесь терпением. Хорошая книга рано или поздно найдет дорогу к читателю.

Ренат Шагабутдинов

ассистент генерального директора издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Важнейшие критерии при выборе нон-фикшн — это качество контента и потенциал продаж будущей книги. Книги с качественным контентом не представляют собой компиляцию и подборку идей известных отечественных и западных авторов. В таких книгах есть оригинальные авторские идеи, основанные на собственном опыте автора, там мало так называемой «воды» (пространных рассуждений), рекламы семинаров и тренингов автора. Информация должна быть четко структурирована, и она может легко применяться на практике.

Потенциал продаж зависит от интереса читателей к теме книги и от наличия у автора популярного блога, сообщества фанатов, слушателей, определенной популярности. Поэтому при отправке рукописи в издательство разумно кратко описать свой опыт работы, наличие блога, преподавательского опыта, собственных тренингов, популярной почтовой рассылки.

Для любого потенциального автора будет полезно ознакомиться со списками бестселлеров на сайте ведущих деловых издательств, посмотреть на авторский стиль самых популярных книг и форму подачи информации. Помимо сайтов издательств, можно посмотреть на рейтинги продаж ведущих книжных (МДК, Библио-Глобус, Москва) и интернет-магазинов (ОЗОН, Лабиринт).

Иконки: 1) Anuar Zhumaev, 2) N.K. Narasimhan, 3) irene hoffman, 4), 5) Luis Prado, 6)Iconathon.