«Теории и практики» уже рассказывали, как написать свою книгу и заинтересовать издательства. Но можно опубликовать книгу и самостоятельно, не надеясь на издателей и редакторов. На этот раз мы объясняем, как справиться с версткой и определить нужный тираж, как зарегистрировать авторские права и какими издательскими сервисами можно воспользоваться.

Дизайн и редактура

Если с написанием своего произведения автор справляется сам, то редактура и дизайн обложки, как правило, возлагаются на издательство. Если вы решили заняться публикацией своей книги самостоятельно, то и править готовый текст, а также разрабатывать обложку, в которую этот текст будет заключен, вам предстоит самим. Разумеется, можно нанять для этого профессионалов, но для начала изучите свои возможности: от финансовых до издательских. Составьте подробный план расходов, а затем разберитесь, в каких пунктах можно сэкономить.

Покажите свою книгу другим — это могут быть как близкие друзья, так и незнакомые люди из сообщества писателей или тематических форумов. Если вы понимаете, что сами с редакторской правкой не справитесь, есть смысл нанять для этого профессионала. Литературный редактор не только вычитает текст на грамматические ошибки, но и проверит стилистику и логическую связь в повествовании.

Дизайн обложки может быть простым делом, если вы ярко представили книгу в своем воображении, но обложку еще нужно разработать, оформить, а книгу в итоге сверстать. Прекрасно, если вы владеете нужными программами, но если нет, вы потратите время впустую. Попросите кого-то из знакомых дизайнеров вам помочь или наймите человека, если ваш бюджет это позволяет.

Крайне тяжело определить, каким должен быть тираж. Еще недавно самостоятельные издатели были ограничены техническими возможностями типографии, потому что они почти не брались за тиражи менее 1000 экземпляров. Подсчитывайте количество своих потенциальных читателей исходя из целевой аудитории книги, количества своих подписчиков в блоге или запросов, если они есть.

Регистрация авторских прав

Во-первых, для присуждения авторского права вашей книге требуется только использование «Знака охраны авторского права» — © или © или Copyright ― латинской «С» в круге и фамилии с инициалами автора с указанием года первого произведения. Этот формат установила Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве в 1952 году. Этот знак, указанный в исходных данных произведения, является удостоверением авторского права на произведение, иллюстрации и перевод, потому что по Закону об авторском праве (п.1, ст.9) авторское право на произведение вступает в силу по факту его создания.

Во-вторых, гарантией авторского права станет приобретение вашей книгой международного книжного номера ISBN. Это уникальный номер издания, который используется в литературном бизнесе во всем мире, для каждой книги он свой. ISBN нужен для распространения книги в торговых сетях. В России ISBN размещается в нижнем левом углу оборота титульного листа. Все издания, переиздания, переводы или переоформления имеют свой ISBN. Получить ISBN можно получить через Российскую книжную палату.

© Amber Goedegebuure

© Amber Goedegebuure

Типографии берут на себя функции присвоения ISBN, к тому же помогают вам рассчитать стоимость экземпляра в зависимости от тиража. Но для вас может оказаться выгоднее издание электронной книги.

Публикация электронной книги

С одной стороны, издательство электронной книги отличают низкие расходы на производство ― вам не надо мучительно высчитывать себестоимость тиража в типографии. Кроме того, многие сервисы электронных книг предоставляют авторские отчисления в 70% от прибыли. К тому же, вы сохраняете все права, ведь вы не имеете дело с издательством. С другой стороны, вся ответственность за продвижение и рекламу книги лежит на авторе, а цены на электронные книги значительно ниже, чем на печатные.

Бесплатные издательские сервисы

Такие сервисы представляют собой сайты, где вы самостоятельно выбираете шрифт, макет, шаблон обложки, правда, из предложенных самим сервисом. Вы рассчитываете стоимость экземпляра и публикуете книгу. Вы можете воспользоваться услугами корректора или личного помощника, который подскажет вам, как рассчитать стоимость экземпляра книги, как подобрать макет и многое другое.

Издательская платформа Ridero разбработана в России. Публикация книги занимает несколько минут, затем произведение проходит премодерацию и через 10 дней книгу уже можно приобрести.

Ваша книга будет доступна на одном из крупнейших сервисов Amazon уже через 24 часа (максимум 48 часов) после публикации. Amazon тщательно следит за правами авторов, так что можете быть абсолютно уверены в своих 70% отчислений и неприкосновенности авторских прав.

Еще один гигант литературного бизнеса предлагает автору издать как электронную книгу, так и произведение печатного формата. Сервис предлагает дополнительные услуги по дизайну обложки, иллюстрации и редактированию текста.

Уже на стадии подготовки публикации сервис предлагает автору самому решить, каким будет формат книги, по каким тегам ее найдут читатели, где книга будет продаваться и сколько она будет стоить.

Публикация Print on Demand

С развитием цифровой печати значительно снизились затраты на производство единичных экземпляров, поэтому появилась технология издательства, при которой книга печатается только по запросу покупателя. Кроме того, при такой технологии отсутствуют нереализованные экземпляры книг, а значит — нет необходимости хранить тираж на складе. В Европе и США к POD чаще всего обращаются академические структуры, чтобы издать научные работы. В российском контексте POD схожа с понятием Vanity Press.

Публикация Vanity Press

Мелкие издательства, в которых авторы должны платить за то, что их работы были опубликованы. У таких издательств обычно нет особых требований к произведениям. Из-за этого выпущенные ими книги не пользуются авторитетом, но это самый простой способ быть опубликованным.

Даже если ваша книга попадет на прилавки, еще не факт, что она будет продаваться. Ни в коем случае не передавайте права на книгу типографиям или частным издательствам, иначе в самостоятельном издании не будет никакого смысла. Важно помнить, что, обращаясь к самиздату, вы не только сами несете ответственность за свою книгу, но и частично становитесь предпринимателем, и ваша книга теперь для вас еще и бизнес.

Лин Лобарев

издатель, писатель-фантаст

У человека, который приступает к подготовке самиздатовской книги из-за отсутствия опыта и иногда из-за отсутствия понимания, как работают все эти механизмы, встречаются одни и те же ошибки. Первая из них ― это небрежная подготовка оформления книги. В этом случае книги должны быть сделаны с гораздо большим вкусом, чем книги больших издательств именно потому, что во многих вопросах самиздатчик гораздо уязвимее. Если в большом издательстве на книгу работает масса всяких вещей типа системы распространения, серийности и так далее, то самиздатчик оказывается с потенциальным покупателем один на один. Сейчас, когда у всех есть компьютеры и принтеры, книга должна быть чем-то большим, чем просто распечатка текста. Нельзя просто заливать текст на страницы и одевать это в более или менее пристойный переплет. Большие издательства и сами порой так делают. Но у них есть, чем компенсировать этот недостаток.

Первое, что стоит учесть, ― это красивая верстка книги. Верстка ― это серьезная и подробная наука о графическом восприятии текста, и важно учитывать массу нюансов: соотношение размера шрифта и межстрочного интервала, форматы страниц, ширина полей и прочее. Об этом есть масса информации в Интернете, и буквально за несколько дней можно освоить хотя бы азы. Если вы и не сможете сами сверстать книгу, то по крайней мере расскажите верстальщику, какой результат вы хотите видеть.

Вторая распространенная ошибка ― это пренебрежение издателя тем, чтобы вписать книгу в некую систему координат. Книга, которая выходит в самиздате, скорее всего, неизвестная. Читателю нужно дать понять, что это за текст. В больших издательствах на то, чтобы сориентировать читателя, работает масса факторов. Например, в издательстве «Альфа книга» читатель знает, что встретит философский роман, потому что издательство выпускает серии. Если читатель видит логотип серии, то он сразу понимает, какого рода текст его ждет. У самиздатовской книги нет подобных систем координат. Имя автора тоже ничего не скажет читателю, поэтому его нужно сориентировать. Инерция мышления самиздатчика заключается в том, что он полагает, будто бы сделанная им книга разойдется в узком кругу среди тех потенциальных читателей, которые, скорее всего, итак знают автора. При небольших тиражах это действительно бывают какие-то нишевые издания. Но этим читателям автор уже знаком, что плохого, чтобы дать заинтересоваться книгой еще какому-то количеству людей? Делается это достаточно простыми методами, можно даже вспомнить про то, что существует ГОСТ, где расписано, что такое аннотация и какой она должна быть и какую информацию должна сообщать. Никто не отменял такой вещи, как выносы на обложке. Я, конечно, не рекомендую делать это в стиле больших издательств в стиле: «От создателя горячей плоти» новый роман «Жаркая душа». Попробуйте серьезно и уважительно предложить какую-то ассоциацию. Можно сделать информативную обложку, которая будет что-то сообщать о книге.

По поводу общения с типографией сложно советовать конкретные вещи, ведь к каждой типографии нужен свой подход, если не к каждому печатнику в этой типографии. Надежнее всего ― договориться с человеком, который будет стоять у станка, когда будут печатать вашу книгу, объяснить ему, каким вы видите итоговый продукт, спросить его совета.