Человеческий пот — не самая аппетитная субстанция. И все же, несмотря на духи и дезодоранты, он позволяет нам транслировать друг другу состояния и эмоции: возбуждение, страх и даже радость. T&P публикуют перевод статьи c портала Slate о том, почему счастливый человек пахнет приятно, и как это можно использовать в коммерческих целях.

«Если говорить об идеальном первом шаге, этот спрей создан для того, чтобы каждый парень мог быть на шаг впереди», — похваляется компания Unilever, которая продает продукты марки Axe. Разумеется, если вы не наивный 13-летний мальчик, вы, вероятно, не поверите, будто дезодорант — это волшебный эликсир, способный заставить примерных девочек вести себя дерзко. И тем не менее, настроение человека, похоже, все-таки можно менять с помощью запаха. Недавно специалисты Утрехтского университета (Нидерланды), чью работу финансировала Unilever, установили, что существует пусковой сигнал состояния счастья, который воспринимается подсознательно и возникает благодаря запаху человеческого пота.

Железы секреции позволяют людям посылать друг другу множество разнообразных «сообщений». Уловив запах мужского пота, женщины ощущают тревогу и иногда даже могут определить, возбужден ли был человек. И все же до сих пор в фокусе большинства исследований было лишь сексуальное возбуждение и негативные эмоции, — в частности, страх. Без сомнения, эти чувства играют огромную роль в вопросах выживания и эволюционной успешности. Однако автор исследования, психолог Утрехтского университета и директор Исследовательского центра им. Уильяма Джеймса в Лиссабоне Гюн Сэмин уверен, что способность передавать положительные эмоции за счет запаха тоже существует. «Стремление к счастью — отнюдь не индивидуальное предприятие», — считает Сэмин. Опираясь на это утверждение, он вместе со своей командой решил проверить, могут ли люди транслировать друг другу состояние счастья через пот.

Для такого исследования ученым, прежде всего, нужен был биологический материал. Чтобы получить его, они пригласили 12 мужчин, в поте которых на момент эксперимента содержались разные «ароматические добавки»: от веществ, возникающих во время секса до ароматических масел чеснока. Специалисты снабдили участников исследования стерильными впитывающими салфетками, усадили их в кинозал и попросили посмотреть три фильма: веселый («Книгу Джунглей» киностудии «Дисней»), страшный (культовое «Сияние» Стэнли Кубрика) и нейтральный (серию прогнозов погоды).

«Если удастся вычленить комбинацию веществ, которые «включают» состояние счастья, можно будет сделать повышающие настроение товары»

Когда биоматериал был собран, ученые предложили оценить его 36 особам женского пола и записали, какие эмоции отображались на их лицах в том или ином случае. Кроме того, после каждого этапа участницы эксперимента проходили короткие когнитивные тесты и оценивали «приятные качества и интенсивность» каждого образца. При этом ни они, ни авторы работы в ходе исследования не могли принять во внимание внешность мужчин, чтобы визуальное впечатление не повлияло на результаты.

Ученые увидели, что женщины по-разному реагируют на разные образцы. Когда они ощущали запах «счастливого пота», то начинали выказывать физические признаки радости, в том числе демонстрировали «улыбку Дюшена» — искреннее выражение удовольствия, которое проявляется на всем лице, включая глаза, — в противовес неискренней «улыбке стюардессы». Женщины также рассказывали об ощущении радости, анализируя положительный скачок своего настроения.

Разумеется, все мы знаем, что реклама играет на чувствах. Маркетологи каждый год прокладывают себе путь к нашей психике, используя ностальгический звон рождественских бубенчиков. Рестораны фаст-фуда заманивают нас гигантскими фото сверкающих бургеров и напечатанными жирным шрифтом призывами: «Быстрее, ешь здесь». Но что если вскоре компании смогут манипулировать нами и с помощью запахов тоже? «Если удастся вычленить комбинацию веществ, которые «включают» состояние счастья, можно будет сделать повышающие настроение товары», — говорит Сэмин. Возможностей здесь открывается море — и это пугает. Нужно успокоить злобного хулигана? Забудьте о баллончиках со слезоточивым газом и вмажьте ему вместо этого «запахом счастья». Хотите сногсшибательную вечеринку? Добавьте немного пота в ионизатор. На душе тоскливо? Побрызгайте пот себе на запястье, и настроение улучшится, — все равно что прозак в форме аэрозоля.

Хотя, конечно, на деле эффект подобной разработки будет куда более тонким. «Вряд ли это собьет вас с ног настолько, что вы окажетесь на седьмом небе от счастья», — добавляет Сэмин. Кроме того, репликация человеческого пота в коммерческих целях может оказаться крайне сложной затеей. Прежде всего, исследователям придется со всех сторон проанализировать его уникальный химический «коктейль», в который входит от 180 до 200 веществ. «Это похоже на химический штрихкод, — рассказывает Йохан Лундстрем, доцент кафедры кринической нейробиологии Каролинского института (Швеция), который изучает то, как мозг воспринимает и обрабатывает запахи. — Ученым также придется удостовериться, что они получили ясный сигнал, поскольку люди обычно ассоциируют запахи с воспоминаниями и пользуются собственной «картой ароматов»».

И все же Лундстрем уверен, что если у вас есть деньги и время, все возможно. В конце концов, исследователям уже удалось синтезировать смесь двух веществ, способных с помощью запаха сообщать крысам тревогу и паническое беспокойство, — хотя в случае радости вопрос по-прежнему остается открытым.