На этой неделе в Москве началась масштабная ретроспектива Веры Хитиловой — чешского режиссера, прославившегося во всем мире своим абсурдистским киноманифестом «Маргаритки». В кинотеатре «Пионер» при поддержке Чешского культурного центра и Эйзенштейн-центра будут показаны ее менее известные ранние и документальные ленты, включая легендарный полемический фильм «Хитилова против Формана», единственная копия которого хранится в Бельгийской синематеке. T&P взяли комментарий у организатора показов Максима Павлова и поэта и критика Дениса Ларионова.

Максим Павлов

бывший заместитель директора Государственного центрального музея кино

Это первая большая ретроспектива Веры Хитиловой, которая в нашей стране проходит, хотя, конечно, многие ее фильмы 60-х уже показывались в программах Музея кино. Из почти тридцати короткометражных и полнометражных фильмов, сделанных Хитиловой за всю ее жизнь, мы показываем больше половины — всего восемнадцать. Практически полностью будет представлено ее творчество периода до «бархатной революции» в Чехословакии — например, будут показаны фильмы, сделанные Хитиловой во время учебы в пражской киношколе на курсе Отакара Вавра.

Мы также включили в программу несколько ее документальных фильмов, в том числе и те, которые в России никогда не показывались. Будут показаны, например, лента «Троя в метаморфозах времени» и легендарный фильм «Хитилова против Формана», где она фактически вступает в диалог с Милошем Форманом не только по поводу эстетических принципов кино, но и этических и политических позиций. Разногласия были вызваны в частности тем, что после «пражской весны» Форман покинул родину, а Хитилова осталась и на долгое время была лишена возможности снимать. В 1981 году по заказу бельгийского телевидения она снимает этот фильм, единственная копия которого хранится в Бельгийской синематеке. Нам она была предоставлена продюсером под честное слово — при условии, что мы соберем и выплатим необходимую сумму уже после показа. Так как в Музее кино мы уже не работаем и финансирования у нас нет, мы начали кампанию на Boomstarter — все собранные деньги пойдут на покрытие задолженности перед Бельгийской синематекой.

Вера Хитилова — это один из самых легендарных режиссеров не только «новой чешской волны», но и мира. Возможно, она остается одним из самых известных женщин-режиссеров за всю историю кинематографа. Я думаю, что и любители фильмов Хитиловой найдут для себя что-то новое, что они не видели, и те, кто по каким-то причинам не знаком с ее творчеством, смогут увидеть практически все этапы ее кинематографической деятельности: на ретроспективе будет показана легендарная дилогия, которую Хитилова делала с художницей Эстер Крумбаховой; будет показан легендарный киноальманах по новеллам Багумила Грабала «Жемчужинки на дне»; будут показаны ее фильмы 1970-х и 1980-х годов, которые меняют угол зрения и фокус восприятия режиссера.

Денис Ларионов

поэт, критик

Ретроспектива фильмов чешского режиссера выстроена так, что каждый день зритель открывает для себя новую Хитилову. В первые дни показа перед нами предстает классик чешской «новой волны», снимающий фильмы «О чем-то ином» и бурлескных «Маргариток» — очень разные фильмы, в которых уже заявлены тематические и стилистические ориентиры на долгие годы вперед. С одной стороны, ее кинематограф — это холодное, а позднее и безжалостное, исследование современного человека, с другой — это стилистически выверенное кино, даже когда оно производит впечатление хаотических смысловых нагромождений. Увидят зрители и, возможно, самый «формалистический» фильм Хитиловой — прямо таки маньеристский коллаж «Райских плодов вкушаем плоды».

Замечательно, что в ретроспективу включены фильмы Хитиловой ее среднего периода 1970-80-х годов — прежде всего, из-за их острой постановки общественных вопросов. Причем режиссер не только бичует «отдельные недостатки», как говорили в то время, но и предлагает модель современного человека. Позднее — на похожем материале, но с другими целями — нечто близкое делал Ульрих Зайдль. Критический взгляд Хитиловой на современное общество, отказавшееся от идеалов, беспощаден. Именно этой беспощадности взгляда на современность могли бы поучится у Хитиловой многие отечественные режиссеры.

Важно и то, что в ретроспективу включены документальные фильмы Хитиловой, особенно лента «Хитилова против Формана», снятая после отъезда Милоша Формана в США. Во-первых, за пределами Чехии эту ленту видели немногие, во-вторых, она оказывается важным высказыванием в свете вновь актуализировавшегося вопроса о предназначении режиссера, писателя, художника. Два великих режиссера, выбравших разную судьбу, пытаются ответить на вопрос «с кем вы, мастера культуры?».

По ссылке можно прочитать расшифровку обсуждения на «Радио Свобода», посвященного ретроспективе Веры Хитиловой, c участием Дениса Ларионова и Максима Павлова.