Переселение в виртуальный мир с каждым годом кажется все более реальным. Непонятно, на что в таком случае жить. Полный перенос из одного мира в другой можно наблюдать только в Троне, а пока тело игрока остается в реальном мире и просит кушать.

Во всех MMO-играх есть внутренняя валюта и экономика: чаще всего, это закрытая система, из которой виртуальные деньги не могут перейти в реальный мир. Наоборот — запросто: в EverQuest 2 помимо обычной внутренней валюты есть так называемые Station Cash — их можно купить только за реальные деньги, SC в свою очередь открывает доступ к совершенно новому кругу товаров в игре. В World of Warcraft вообще герметичная система, разработчики зарабатывают только на ежемесячной подписке на игру.

Конечно, обходные пути всегда есть: существуют теневые рынки, на которых можно обменять золото на настоящие деньги. Знающие люди говорят, что это очень неблагодарное занятие: за 50 рублей можно стать чуть ли не миллионером в виртуальном мире. Это как раз плохо — значит потраченные в игре усилия не смогут окупиться в реальном мире.

**Second Life** можно назвать игрой лишь условно. По сути — это виртуальная реальность. Окружение создают игроки, а не только разработчики, поэтому параллельная вселенная выглядит довольно топорно.

Пока что единственный известный мне рынок виртуальных и реальных денег — это валютная биржа Lindex, которая позволяет игрокам Second Life обменивать внутренние линден-доллары на доллары обычные. От такой системы выигрывают все. Одни игроки производят внутри Second Life какие-то товары и услуги, постепенно обустраивают свою жизнь в виртуальном мире и зарабатывают виртуальные линден-доллары. Другим игрокам жалко своего времени, но они хотят тех же результатов — поэтому они покупают у первых виртуальную валюту через биржу Lindex. В операции купли-продажи разработчики фактически не участвуют, но берут процент с каждой сделки — как организаторы любой другой биржи.

Если действительно жить внутри игры, то многие вещи из реальной жизни не понадобятся: машина, новая одежда, поход в кино и все остальное может заменить игра. Вспомните Экзистенц и Начало. Нужно только удовлетворять базовые потребности: иметь крышу над головой и зарабатывать на пропитание. Жить в реальном мире, а зарабатывать на эту жизнь в виртуальном пока что — лишь сказка, но, судя по привиденным примерам, вполне осуществимая в недалеком будущем. Но это чистая экономика, в области политики и законодательства все обстоит иначе — об этом в следующем посте.