Проекты Solar Impulse и ABB в 2014 году дали старт историческому кругосветному путешествию самолета, который работает полностью на солнечной энергии. Создатели надеются вдохновить будущие поколения на решение проблем потребления энергии и топлива. Самолет сейчас находится в пути, им посменно управляют пилоты Бертран Пиккар и Андре Боршберг. «Теории и практики» пообщались с пилотами и узнали у них, как проходит путешествие, сколько времени потребуется, чтобы облететь весь мир и можно ли жить за счет энергии солнца.

— Почему вы решили совершить перелет?

Бертран Пикар: После своего первого кругосветного путешествия на аэростате я понял, что должен найти способ обойти земной шар без зависимости от топливных ресурсов. Я и мой партнер Андре Боршберг, предприниматель и инженер, объединили усилия, чтобы создать Solar Impulse ― самолет, способный день и ночь летать без топлива и приходящий в движение только за счет солнечной энергии. То, что мы делаем с Solar Impulse, прекрасно демонстрирует эффективность технологий, которые позволяют нам сохранить энергию и пользоваться ее возобновляемыми видами.

Андре Боршберг: Мы работаем над технологией и в то же время это нам предстоит настоящая историческая авантюра. Но самое важное для нас ― вдохновить будущие поколения. Когда я вижу детей и студентов, которые сюда приходят, смотрят своими лучистыми глазами на этот самолет, я понимаю, что это и есть награда за труд, на который мы потратили 12 лет.

— Опишите технические характеристики самолета. Как будет происходить подзарядка батарей?

Андре Боршберг: Самолет поглощает всю необходимую энергию из солнечных ячеек. Эти ячейки обращают солнечные лучи в электричество, чтобы синхронно придать мощности мотору и перезарядить батареи так, чтобы самолет мог лететь всю ночь. Таким образом, самолет может лететь и днем, и ночью без топлива, тем самым делая идею бесконечного полета более реалистичной — хотя в нелетную погоду нам, естественно, приходится идти на посадку. Три инженера ABB состоят в команде проекта Solar Impulse и оказывают экспертную поддержку. В зоне ответственности инженеров — высокое качество функционирования управляющих систем, улучшение работы зарядной электроники аккумуляторов самолета и текущие технические вопросы.

Андре Боршберг и Бертран Пикар, © Solar Im...

Андре Боршберг и Бертран Пикар, © Solar Impulse| Ackermann | Reva

Максимальная скорость, с которой может летать самолет — 90,7 км / ч. В воздухе скорость во многом зависит от доминирующих ветров. С точки зрения возможностей самолета, мы должны были выбрать между продолжительностью и скоростью — мы выбрали продолжительность. Полет может быть непрерывным, ведь нам не надо заправляться горючим. Самолет может находиться в воздухе постоянно, но разумеется, пилот не настолько вынослив.

Солнечные панели расположены на крыльях, фюзеляже и горизонтальном оперении самолета. Они обеспечивают оптимальный баланс между легкостью, гибкостью и эффективностью; солнечные панели 1 метр в ширину, они разделены пробелами и поддерживаются гибкой структурой, поэтому они как бы «плавают» на жестких частях конструкции крыла. Энергия, собранная солнечными батареями, хранится в четырех 70-литровых литий полимерных батареях, плотность их энергии оптимизирована до 260 Вт · ч / кг. Их общая масса составляет 633 кг, или более четверти от общей массы самолета.

Количество собранной энергии относительно скромное, и нам нужно еще провести ряд исследований для того, чтобы сократить ее потребление. Поэтому проект преимущественно является демонстрацией сохранения энергии, которое может быть достигнуто с помощью доступных в настоящее время технологий.

— Вы уже совершали перелет через США на предыдущей версии самолета. Были ли какие-то сложности во время этого полета?

Андре Боршберг: Миссия была сложнее, чем мы предвидели, в особенности из-за сложных погодных условий, но мы стремились решить любые проблемы. Приземление в аэропорту Далласа было чрезвычайно трудным из-за сильного ветра и, конечно, последний полет прошел напряженно из-за прорехи в нижней части левого крыла. Тем не менее, это доказывает прочность самолета, ведь он в конце концов выдержал ветер даже с неисправным крылом.

— Расскажите о своей повседневной жизни в самолете.

Андре Боршберг: Кроме обязанностей пилотирования у меня в расписании есть такие пункты, как отдых, еда и упражнения. Кроме того я всегда подключен к Центру управления полетами с помощью спутниковой связи, чтобы следовать указаниям пилота. Я также могу общаться со СМИ и общественностью через приложения на iPad, таких, как Twitter.

строительство Solar Impulse Abb, © AP / East News

строительство Solar Impulse Abb, © AP / East News

Мы не можем спать, если пролетаем над заселенными территориями, так что мы разработали методы для отдыха во время бодрствования. Бертран использует методы самогипноза, а я занимаюсь йогой. Над океанами можно недолго дремать, но максимум 20 минут, так как самолет в это время летит на автопилоте.

— Сколько вам потребуется времени, чтобы облететь мир?

Андре Боршберг: Кругосветное путешествие представляет собой путь в 35 000 километров. Хотя полет и осуществляется в четыре руки, Бертран и я накопили уже около 500 летных часов на протяжении 5 месяцев в крошечной кабине Solar Impulse 2. Самолету нужна хорошая погода для полета. Метеорологи анализируют прогноз погоды, чтобы найти подходящее время и благоприятный маршрут для полета, а авиадиспетчеры координируют траекторию полета с региональными центрами управления, математики рассчитывают параметры полета с учетом метеорологических данных, а также количество солнечного света и воздуха для ограничения движения.

— В будущем солнечные батареи будут играть большую роль в авиации?

Андре Боршберг: Солнечные дроны могут использоваться как телекоммуникационные платформы, это дешевле спутников. Мы обязательно скоро увидим ближние магистральные пассажирские самолеты на солнечной энергии. Мы не можем сказать, что в ближайшее время появятся коммерческие самолеты такого рода, но мы должны помнить о примерах прошлого. В 1903 году, когда братья Райт успешно совершили полет на своем самолете на расстояние 200 метров, могли ли мы представить, что через 24 года Линдберг пересечет Атлантический океан? Он был один на борту, а 30 лет спустя авиалайнеры перевозили 200 пассажиров, совершая это же путешествие за 8 часов, причем, двое человек в это время шагали по Луне!

— Что для вас главное в проекте ― совершить революцию в сфере «чистых» технологий или изменить отношение людей к потребляемой энергии?

Бертран Пикар: Мы хотим показать, что можем достичь невероятных вещей с возобновляемой энергией и «чистыми» технологиями и вдохновлять как можно больше людей использовать эти технологии также в своей жизни, чтобы сократить количество потребляемой энергии в мире и выброс CO2. Сегодня это возможно благодаря тому же типу технологий в Solar Impulse. Все говорят о климатических изменениях с точки зрения огромной проблемы. Мы хотим сказать, что изменение климата ― это фантастическая возможность для новых решений, новых «чистых» технологий. Мы не только защищаем окружающую среду, но и создаем рабочие места, приносим пользу индустрии, открываем новые рынки и поддерживаем их рост.

© © Solar Impulse | Revillard | Rezo.ch

© © Solar Impulse | Revillard | Rezo.ch

Вы можете использовать ту же технологию, что и мы. Это не футуристичная и не секретная технология — она доступна каждому: те же солнечные панели, та же светодиодная подсветка, те же стройматериалы, те же IT-программы. Вы также можете использовать это в повседневной жизни для машин, домов, систем отопления, охлаждения или освещения. Этот самолет показывает, что все возможно с точки зрения энергетической эффективности, аэродинамической характеристики, легкости и силы материалов. Мы используем материалы, которые можно использовать во всех домах и бытовой технике.