Уже много лет наша Земля разделена границами разных государств — дополнительной территории взяться неоткуда, поэтому возникновение нового государства связано только с переделом существующих. Или нет?

Государство имеет три основных признака: публичную власть, население и территорию. Власть в играх представлена разработчиками, именно они устанавливают правила. Более того, игры позволяют практически свести на нет любое нарушение закона. Закон в игре — это по сути строчки кода, написанные программистами. Они могут сделать так, что вы физически не можете покуситься на жизнь другого персонажа в пределах города, битвы разрешены только в специально отведенных местах и т.д.

Население тоже имеется: в World of Warcraft играет около 12 миллионов человек, которые принимают активное участие в формировании законов и мироустройства. Выражая протест внутри игры и на специальных форумах, игроки могут обращать внимание разработчиков на какие-то проблемы в законодательстве и влиять на его изменение. Важно, что люди не просто получают удовольствие от игры, они делают это вместе — именно наличие живых людей делает MMO-игры такими увлекательными.

Власть и люди в MMO-играх вполне реальны, виртуальной остается лишь территория. Но оказалось, что для процесса миграции это не проблема. Даже в реальном мире границы постепенно стираются, территория все больше теряет значение.

**ВВП** (валовой внутренний продукт) — совокупная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики. **ВНП** (валовой национальный продукт) — учитывает товары и услуги, созданные не только внутри страны, но и за ее пределами.

В предыдущем посте я рассказывал про заработок в играх, такая возможность сама по себе говорит о миграции населения. Ведь деньги, заработанные в игре, нельзя отнести к ВВП страны, в которой проживает игрок. ВВП — это общая стоимость произведенных товаров и услуг внутри страны. Если считать заработанные в игре деньги частью ВНП, то мы автоматически признаем виртуальный мир за отдельное государство.

У виртуальных государств есть одно важное отличие от реального мира: разработчики игры строят государство таким образом, чтобы все население было счастливо и получало удовольствие. Иначе не получится привлечь внимание людей.

При желании реальные государства могли бы позаимствовать что-то у игровых вселенных, но их желание тоже необязательно. Если виртуальный мир — это государство, то во время игры мы можем говорить о миграции. Конечно, это не полноценная миграция, ведь после сеанса игры мы возвращаемся в реальный мир. Это можно сравнить с поездкой за границу — если вам что-то понравилось в чужой стране, вы бы хотели увидеть то же самое на родине. Если таких как вы — миллионы, то у государства есть два пути. По первому идет Южная Корея: там лечат от игровой зависимости в специальных лагерях — людей заставляют валяться в грязи, обтираться снегом и нарезать круги в противогазах. Второй вариант: позаимствовать игровые принципы и использовать их в реальной жизни, чтобы она стала более развлекательной. Что из этого может получиться, я расскажу на следующей неделе.