Московский международный кинофестиваль в этом году вполне испытал на себе последствия кризиса: отказался от показа фильмов, прогремевших на последнем Каннском фестивале, и стал еще на один день короче. В этом году, в частности, не будет нескольких традиционных программ: из расписания показов выбыли «Секс. Еда. Культура. Смерть» Кирилла Разлогова и маргинальная программа «Синефантом». Стоит обратить особое внимание на XVI Медиа Форум, ежегодный спутник кинофестиваля, и параллельную программу «Говорящее кино» под кураторством кинокритика Алексея Артамонова, которая пройдет в кинотеатре парка «Музеон» и соберет несколько выдающихся фильмов современного авангардного кинематографа.

Конкурс документального кино

Эта программа ММКФ традиционно более мощная, чем основной конкурс игровых полнометражных фильмов. Картин в конкурсе всего семь, но охват тем и героев самый разнообразный: от жизнеописания знаменитого британского музыканта Уилко Джонсона, неожиданно для себя и окружающих продолжающего жить со смертельным диагнозом вопреки приговору врачей, до фантазии на тему первого контакта с инопланетным разумом от режиссера Майкла Мэдсена.

«Земля Картелей», Мэттью Хейнеман, 2015

Документальный вестерн — интересное уже само по себе смешение жанров. В центре сюжета стоит противоречивая этика самосуда: две группы американских и мексиканских вигилантов по обе стороны границы ведут войну с мексиканской наркомафией. В пользу просмотра фильма говорит еще и тот факт, что в процессе его создания режиссер Мэттью Хейнеман имел беспрецедентный допуск к материалам и свидетелям.

Сеансы:

23 июня 19:00, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

24 июня 14:15, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

25 июня 17:00, Центр документального кино, Зал 1

«Ночной Кошмар», Родни Ашер, 2015

В своем предыдущем фильме «Комната 237» Родни Ашер деконструировал «Сияние» Стэнли Кубрика, а его новый фильм посвящен изучению явления сонного паралича и поиску скрытых смыслов и аллюзий в легендарном фильме детства «Кошмар на улице Вязов».

Сеансы:

25 июня 19:00, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

26 июня 15:00, Центр документального кино, Зал 1

«Юный патриот», Ду Хайбинь, 2015

Этот фильм погружает зрителя в китайскую действительность, лежащую за границами привычных формулировок о китайском экономическом чуде. Через портрет двадцатипятилетнего студента, одержимого патриотическими идеями и даже в будни одевающегося в военную форму, марширующего и размахивающего флагом, зритель получает возможность проследить за тем, как патриотически настроенное поколение китайцев, рожденных в девяностые, постепенно входит во взрослую жизнь и осознает реалии современного Китая.

Сеансы:

24 июня 19:00, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

25 июня 13:30, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

26 июня 17:00, Центр документального кино, Зал 1

«Гонка на вымирание», Луи Сайхойос, 2015

Фильм, снятый всемирно известным фотографом Луи Сайхойосом, рассказывает о группе экологических активистов, расследующих и показывающих — с частым использованием скрытой камеры — вредоносную для живой природы деятельность различных организаций. Предыдущая работа режиссера и по совместительству директора Общества охраны океана, фильм «Бухта», также затрагивающий проблемы экологии и незаконного истребления животных, получил более семидесяти наград на различных мировых кинофестивалях, в том числе премию «Оскар» за лучший полнометражный документальный фильм и приз зрительских симпатий на фестивале «Санденс» в 2009 году.

Сеансы:

20 июня 16:00, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

21 июня 11:00, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

22 июня 19:00, Центр документального кино, Зал 1

Свободная мысль

Еще одна документальная программа, проходящая вне конкурса и привлекающая к себе внимание большой части посетителей фестиваля. Как всегда, программа может похвастаться качественными и оригинальными документальными лентами, отличительная черта которых в сравнении с конкурсной программой — это внимание к частному человеку, его правам, свободе и индивидуальному переживанию жизни. Общественное и частное в фильмах этой программы всегда тесно связаны, даже если речь идет о таких масштабных проблемах, как безопасность информации в современном мире или геноцид.

«В погоне за мечтой», Ким Лонджинотто, 2015

Колоритное кино о проблеме проституции, через историю главной героини рассказывающее о созданном ею центре помощи женщинам, попавшим в замкнутый круг эксплуатации и насилия. Режиссер фильма, британка Ким Лонджинотто, известна серией феминистских фильмов о необычных женщинах, подвергшихся угнетению или дискриминации.

Сеансы:

21 июня 21:45, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

24 июня 14:30, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 5

«Взгляд тишины», Джошуа Оппенгеймер, 2014

Одно из главных событий фестиваля этого года — вторая часть, пожалуй, лучшего документального фильма 21 века «Акт убийства», вышедшего в 2012 году. Если в «Акте…» исследователь политического насилия Джошуа Оппенгеймер дает возможность убийцам, участникам индонезийского «антикоммунистического» террора 1965-66 годов, разыграть свой макабрический водевиль с китчевой инсценировкой совершенных ими пыток и убийств, то этот фильм представляет противоположный, пристальный и серьезный взгляд на события. Проводником этого взгляда становится брат одного из казненных, Ади Рукун, родившийся спустя два года после убийства. Ади — окулист, он путешествует по округе и подбирает очки своим клиентам. Лечит и убийц, и семьи убитых, расспрашивает о прошлом, которое не хотят вспоминать ни одни, ни другие. Вспоминая историю смерти своего брата, он пытается понять себя, живущего в том же месте, но не заставшего этих событий, до сих пор не признанных индонезийскими властями. «Взгляд тишины» — фильм об оптике, о времени и о коллективной памяти, которая вытесняется тишиной и безвременьем.

Сеансы:

20 июня 22:00, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

21 июня 14:20, Центр документального кино, Зал 1

23 июня 12:00, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

«Молодежь Германии», Жан-Габриэль Перьо, 2015

Фильм исследует становление политических взглядов части немецкой молодежи 60-х, разочарованной в капиталистическом строе послевоенной ФРГ. Журналист Ульрика Майнхоф, адвокат Хорст Малер, режиссер Хольгер Майнс, а также студенты Гудрун Энсслин и Андреас Баадер — яркие представители поколения, взбунтовавшегося «против родителей» — стали впоследствии известны как члены первой группировки Фракции Красной Армии (RAF). О трансформации их активистких действий в вооруженное противостояние режиссер Жан-Габриэль Перьо рассказывает прибегая не к мнениям современных историков или свидетелей, а лишь к «правде пленки» — хроникальным кадрам и архивным материалам.

Сеансы:

22 июня 16:30, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

25 июня 11:15, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

«Просветление: Сайентология и причуды веры», Алекс Гибни, 2015

Фильм позволяет заглянуть за кулисы самой могущественной секты нашего времени, о тайной власти которой ходят многочисленные конспирологические легенды. В фильме раскрываются некоторые из тайн: секрет популярности Церкви Сайентологии среди звезд Голливуда, например, Джона Траволты и Тома Круза и ее роль в их растущей популярности. Режиссер Алекс Гибни, один из самых плодотворных документалистов нашего времени, известный, в частности, по фильмам «Ложь Армстронга» и «Мы крадем секреты: история Викиликс», провел серию интервью с журналистами, лидерами церкви и ее адептами, положив в основу фильма одноименную книгу о Сайентологии лауреата Пулитцеровской премии Лоуренса Райта.

Сеансы:

23 июня 21:45, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

«Я — народ», Анна Руссийон, 2014

В фильме арабистки Анны Руссийон показано другое измерение революции в Египте. Происходящее на площади Тахрир мы видим не глазами столичного жителя, находящегося в непосредственной близости от «вершащейся истории», а через будни крестьянина средних лет, живущего в отдаленной деревне южного Египта. С надеждой ожидая перемен, он наблюдает за свержением Мубарака, военным переворотом и крахом Мухаммеда Мурси.

Сеансы:

22 июня 21:45, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 2

24 июня 12:15, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 5

8 ½ фильмов

Один из старейших циклов ММКФ, который славится показами фильмов громких имен мирового кинематографа.

«Реальность», Квентин Дюпье, 2014

Как и в предыдущих своих фильмах, Квентин Дюпье, режиссер и всемирно известный диджей, выступающий под псевдонимом Mr.Oizo, экспериментирует со смешением жанров, соединяя комедию, хоррор и историю о неудачнике в ключе фильмов братьев Коэнов. Сюжет строится на истории заурядного оператора, мечтающего снять свой фильм ужасов. Деньги на проект он получит лишь в том случае, если за два дня сможет отыскать самый ужасный крик в истории кинематографа.

Сеансы:

20 июня 22:15, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 7

21 июня 21:45, Летний Пионер, Зал 1

24 июня 19:45, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 6

«Такси», Джафар Панахи, 2015

Печальная история всемирно известного режиссера-диссидента Джафара Панахи продолжается. Получив от Иранских властей запрет заниматься профессиональной деятельностью в течении 20 лет, Панахи не может выехать из страны. Однако, начиная с картины «Это не фильм» 2010 года, режиссер каждый раз изыскивает новые способы снимать кино, притворяющимся чем-то другим. Панахи, сидящий за рулем такси, провоцирует пассажиров откровенно высказывать свое мнение и буквально запечатлевает дух современного иранского общества на камеру видеорегистратора.

Сеансы:

21 июня 22:00, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 1

22 июня 19:45, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 9

Спектр

Шесть фильмов из разных стран, объединенные между собой разве лишь тем, что между ними нет ничего общего. Программа без манифеста и четкой отборочной позиции содержит в себе несколько любопытных малоизвестных картин — участников ММКФ разных лет.

«Космодрама», Филипп Фернандес, 2015

Описание фильма и отдельные кадры интригуют своей странностью и потенциальным богатством кинематографических аллюзий. Вроде бы как в «Солярисе» Тарковского или в «Космической Одиссее» Кубрика на отдаленной космической станции решаются вопросы бытия, материи и существования Бога. Действие происходит не то в 60-ых годах прошлого века, не то в будущем. Режиссер Филипп Фернандес преподает видеоарт и историю современного искусства в университете Бордо, и все его предыдущие фильмы носят странные красивые названия: «Легкая дрожь пейзажа», показанная в Каннах в 2008, «Атмосферные перспективы».

«Сибилла», Михаэль Крумменахер, 2015

В основе сюжета лежит типичная для современного кино тихая драма незаметно свершающегося распада человеческой личности. Архитектора Сибиллу Фребишь, прагматичную мать семейства, терзает неожиданное свидетельство: на прогулке она видит самоубийство женщины одного с ней возраста. Это впечатление запускает в героине цепную реакцию, грозящую разрушить привычный мир ее ценностей. В фильме подкупает минималистичность сюжета, позволяющая сконцентрироваться на мельчайших движениях человеческой психики.

Сеансы:

20 июня 19:00, Центр документального кино, Зал 1

22 июня 21:45, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 6

Специальные показы

Описание программы исчерпывается ее названием — на каждый фильм приходится один сеанс, причем их список в этом году довольно обширный. Помимо ретроспективных показов с пленки фильмов «Братан» Бахтиера Худойназарова и «Ветер забвения» Арутюна Хачатряна в рамках программы продемонстрируют еще несколько интересных новинок.

«Вдали от обезумевшей толпы», Томас Винтерберг, 2015

Хотя фильм и основан на классическом романе Томаса Харди о гордой и независимой хозяйке британской фермы в викторианской Англии, нужно помнить, что режиссер фильма — бунтарь и экспериментатор Томас Винтерберг. Он является одним из основателей движения «Догма-95», режиссером скандального псевдодокуметнального «Торжества» и «Дорогой Венди», снятой по сценарию Ларса фон Триера.

Сеанс:

23 июня 19:30, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 7

«Дневник Горничной», Бенуа Жако, 2015

Основные причины пойти на этот фильм — авторитет зрелого европейского режиссера Бенуа Жако, актерский состав с Леа Сейду и Венсаном Линдоном в главных ролях, а также тот факт, что продюсерами картины выступили братья Дарденн. Вслед за Луисом Бунюэлем Жако экранизирует одноименный роман Октава Мирбо, проследив историю пороков буржуа и простолюдинов начала XX века через бытовые наблюдения горничной Селестин, и выискивает в них признаки надвигающегося фашизма.

Сеанс:

21 июня 21:45, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 7

Фильмы, которых здесь не было

Куратор Стас Теркин уже не первый год собирает в своей программе фильмы, которые по разным причинам так и не доехали до России, побывав на самых разнообразных мировых смотрах. Фильмы здесь могут быть и не самыми новыми, но каждый из них однозначно добавляет что-то новое в отечественный кинематографический контекст. На нынешнем фестивале эта программа собрала несколько важных фильмов, в том числе фильм Питера Гринуэя о путешествии Эйзенштейна в Мексику и очередной фильм Ларри Кларка о трудных подростках.

«Люцифер», Густ Ван Ден Берге, 2014

Финал трилогии Ванде Берге, успешно дебютировавшего в каннском «Двухнедельнике режиссеров» фильмами «Младенец Иисус из Фландрии» и «Синяя птица» понравится тем, кто любит современное религиозное кино. Снятый в Мексике «Люцифер» во многом пересекается с излюбленными темами Карлоса Рейгадоса, однако сделан без присущей ему тяжеловесности и метафизики, а напротив, с легким оттенком камерной жанровой истории.

«Наш Запах», Ларри Кларк, 2014

Ларри Кларк в очередной раз заходит на свою любимую территорию, описывая безудержную самоубийственную молодость. Как и прежде в его фильмах присутствует большое количество секса, жестокости и безграничной свободы. Носителями ее выступают уже не американские подростки, а парижские скейтеры, тусующиеся позади музея современного искусства напротив Эйфелевой башни. Больше от скуки, нежели от безденежья они продаются богатым стареющим клиентам. Жесточайшие отношения молодости и старости очерчены в этом фильме Кларка куда более остро, чем в его предыдущих работах. Сам Ларри Кларк появляется в начальных кадрах фильма как отрешенное, лежащее ничком тело парижского клошара, используемое подростками в качестве препятствия для прыжков на скейте.

Сеансы:

20 июня 20:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 9

24 июня 22:15, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 7

26 июня 21:45, Летний Пионер, Зал 1

«Пазолини» Абель Феррара, 2014

Абель Феррара — самый профессиональный непрофессионал от кино и признанный классик. В своих фильмах Феррара никогда не уступает диктату привлекательного для фестивальных отборщиков киноязыка или манеры развития сюжета. На первом месте для него оказывается воля к высказыванию, свободный, самодовлеющий образ. Возможно поэтому он избрал героем своего нового фильма великого Пьера Паоло Пазолини. Феррара создает свою версию событий последних двух дней жизни Пазолини, в которые пытается вместить цельный и многогранный образ режиссера. В разработке фильма принимали участие близкие Пазолини, в том числе, его любовник, актер Нинетто (Джованни) Даволи.

Сеансы:

23 июня 22:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 5

25 июня 19:15, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 8

25 июня 21:45, Летний Пионер, Зал 1

«Эйзенштейн в Гуанахуато», Питер Гринуэй, 2014

Мегаломан, знаток архивов и ценитель искусства Питер Гринуэй не мог не испробовать свои режиссерские силы на такой масштабной личности как Сергей Эйзенштейн. В центре этого фильма оказывается поездка в Мексику, предпринятая Эйзенштейном в 1931 году для съемок так и оставшегося неоконченным фильма «Que viva Mexico!». По словам Гринуэя, именно во время этой поездки Эйзенштейн начал пересматривать свое отношение к родине и сталинскому режиму, а из режиссера-концептуалиста превратился в художника, которого глубоко волнует существование человека и его частная история. Сергея Эйзенштейна сыграл финский актер Эльмар Бак, его любовника Паломино Каньедо — мексиканский актер Луис Альберти.

Сеансы:

22 июня 21:45, Летний Пионер, Зал 1

25 июня 23:59, Кинотеатр «Каро Фильм Октябрь», Зал 1

Женский взрыв

«Ан», Наоми Кавасэ, 2015

Ан — японское название бобового крема, которым заправляют традиционные японские лепешки дораяки. Именно так озаглавила свою философскую притчу Наоми Кавасэ — режиссер, чей фильм в этом году открывал престижную программу «Особый взгляд» в Каннах. Однажды в дверь кафе пожилого кондитера по имени Сентаро постучит старушка Току и попросит дать ей работу: она умеет делать вкусный крем для дораяки, который не удается самому Сентаро. Кондитер сперва отнесется к ее предложению скептически, но, отведав ее чудесного крема, примет Току на работу, а у кондитерской выстроится очередь из покупателей. Однако умелые руки Току несут на себе мрачный след ее прошлого — загадочную болезнь. В случае Кавасэ, фабула фильма всегда лишь нить, на которую нанизаны образы тихого любования природой, попытки прислушаться к тому, о чем молчит ее мудрая красота. Важную роль в философии фильма играет цветущая сакура, созерцание которой в японской культуре связано с напоминанием о смерти и бренности всего сущего.

Сеансы:

21 июня 19:30, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 8

24 июня 22:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 9

«Люби, кого любишь», Дженна Басс, 2014

«Дженна Басс — южно-африканская писательница, режиссер, в прошлом маг», — сообщает пресс-портрет автора этого фильма на странице фестиваля. «Люби кого любишь» постепенно превращается из обыкновенной мелодрамы про трудное расставание в Одиссею по современному Кейптауну: трое главных героев, отколовшиеся от своих возлюбленных, узнают ужасающую правду о любви, счастье и жизни в Южной Африке.

Сеансы:

20 июня 19:00, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 8

25 июня 19:15, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 11

Тропическая эйфория

В программе собраны как фильмы режиссеров из тропических стран, так и кино, наполненное атмосферой жаркого бескрайнего лета.

«Рыцарь Кубков», Теренс Малик, 2015

Один из самых ожидаемых фильмов внеконкурсной программы ММКФ, участвовавший в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля. Герой Кристиана Бэйла, голливудский сценарист и подсевший на систему успеха повеса, тяготится собственной жизнью, но не может отказаться от приятных иллюзий. Смысла он ищет в объятиях Натали Портман, Кейт Бланшетт и других прекрасных женщин, ни одна из которых не может целиком утолить его жажду полноты жизни. Всегда символичный, Малик избирает карты Таро как смысловую канву — фильм носит название одной из них. Изображения карт делят фильм на главы, в течение которых фильм льется как будто бы сплошным, непрерывным потоком движущегося изображения. В кадре почти всегда присутствует вода — еще один символ, призванный наполнить кадр экстазом жизни, которая всегда больше и шире, чем можно почувствовать или вообразить.

Вокруг Фассбиндера

Юбилейная программа к 70-летию Райнера Вернера Фассбиндера заслуживает особого внимания. Составитель программы, кинокритик Михаил Ратгауз, разделил ее на три логические части: в первой представлены фильмы американских «учителей» Фассбиндера — Дугласа Сирка и Ирвинга Лернера, во второй — немецких соратников и друзей режиссера, размышлявших над наследием послевоенных «детей Гитлера». В этой части программы с пленки можно будет увидеть фильмы Рудольфа Томе, Петера Лилиенталя, Жана-Мари Штрауба, Дэниэла Шмида, Вернера Шретера. Третья часть программы состоит из документальных фильмов о режиссере — например, в «Ролевых играх» звезды Ханна Шигулла, Ирм Херманн, Маргит Карстенсен и Розель Цех, снимавшиеся у Фассбиндера, расскажут каждая о своем режиссере. В программе также будет показан и фильм самого Райнера Вернера Фасбиндера — «Эффи Брист Фонтане» 1974 года.

Ульрих Зайдль. Грани метода

Ретроспективная программа, состоящая из трех фильмов Ульриха Зайдля разных периодов: «Звериная любовь», снятый в 1996 году о людях, собаках и одиночестве жителей мегаполиса, «Собачья жара» 2001 года о невыносимой духоте человеческих отношений, рассмотренных в жаркие летние дни в Вене, а также «В подвале» 2014 года о подвалах частных домов как бессознательном их обитателей.

Фильм-сюрприз

В программе фестиваля ожидается и фильм-сюрприз. На этот раз им будет «Любовь» Гаспара Ноэ — эротическая мелодрама, снятая в 3D и изобилующая порнографическими сценами.