Каталония и Барселона в частности с множеством театров, концертных залов, музеев и галерей ежегодно становятся центром более десятка музыкальных, аудиовизуальных, хореографических и театральных фестивалей. Среди них — Sónar, Primavera Sound, Греческий театральный фестиваль, фестиваль независимого кино L’Alternativa и многие другие. T&P поговорили с главой департамента культуры Каталонии Джорди Сейас Ферресом о том, как администрация региона поддерживает творческие и культурные проекты и почему театры там считаются стартапами.

Джорди Сейас Феррес (Jordi Sellas Ferrés)

Директор департмента креативных и культурных индустрий в правительстве Каталонии

О культурной среде

Чтобы создавать культурные проекты и развивать креативные индустрии, нужна соответствующая среда. Она возникает только в случае, если правительство региона серьезно в ней заинтересовано и осознает эту свою обязанность. Среда у нас — это сеть государственных театров по всей Каталонии, небольшие театральные компании, библиотеки, музеи, опера, концертные залы плюс Барселона с ее крупными институциями. Все это должно функционировать, ведь без культурного сообщества, финансовой системы и государственного бюджета невозможно создать хорошие условия, которые привлекут новых людей с новыми идеями. Это и небольшие начинающие команды со всей Каталонии, и таланты со всего мира, которые не приедут к вам в город развивать свои проекты, если в нем социальная и культурная составляющие остаются без должного внимания.

FiraTàrrega, © Joan Rubió

FiraTàrrega, © Joan Rubió

Когда эта экосистема есть и функционирует, можно начинать ее дополнять. Согласно концепции «пустого содержания» аргентинского социолога и философа Эрнесто Лаклау заполнить его может любой человек с самыми разными проектами, и все они будут иметь смысл. Наполнять креативную и творческую сферы, которые подходят под эту концепцию, можно, добавляя в них разные секторы, будь то кино, иллюстрация или разработка видеоигр. Например, экосистема Румынии базируется именно на разработчиках, потому что у них хорошие учебные заведения, сильные студенты и, соответственно, программисты. В Северной Европе — это дизайн, мебель и все, что с ними связано. В Великобритании и Франции к дизайну добавят моду и предметы роскоши, а также кинематограф, книгоиздание и медиа. В департаменте культуры Каталонии мы работаем по шести направлениям. Это аудиовизуальные технологии (кино, телевидение, анимация, документалистика), издательства (книги, литература), сценическое искусство (театр, танец, цирк), визуальные искусства (арт, живопись, скульптура и так далее), музыка и цифровые технологии (видеоигры, весь онлайн). В будущем мы планируем так же охватить моду, архитектуру и другие сферы. Новые творческие секторы мы добавляем каждый год или два.

О возвращаемых грантах

Для этой работы крайне необходим профессионализм, а именно готовность, в том числе финансовая, предоставить людям как можно больше возможностей. То, что сегодня есть в фармацевтическом или автомобильном бизнесах. Обычно креативные индустрии управляются творческими людьми, это главный ключ к их росту, но не единственный. Развивая проект только с творческой стороны, из виду упускаются финансовые или социальные показатели успешности. Неважно, это коммерческий или некоммерческий проект, если у вас нет менеджерских навыков, он провалится. Всегда. Поэтому наша основная цель — быть профессионалами и помогать ими становиться. Для этого мы ежемесячно форматируем программу работы, которую приняли несколько лет назад, проводим бесплатные лекции и дискуссии для людей, занятых в том или ином секторе, про финансы, взаимодействие с медиа или новые технологии. Эта программа, которая называется SDE (Enterpreneual development service), помогает творческим людям стать более компетентными.

Креативный предприниматель — это что-то вроде единорога, то есть его не существует

Мы сравнительно недавно начали развивать сектор, связанный с digital, выстраиваем все этапы, которые позволяют новым компаниям появляться и расти до тех пор, пока они не начнут приносить деньги, создавать рабочие места и возможности партнерства. Для этого мы налаживаем контакты с профильными университетами, готовящими не только инженеров, разработчиков, но и управленцев, и набираем некоторое количество команд с их идеями в наш инкубатор на четырехмесячную программу с лучшими менторами и партнерами из реального бизнеса. В конце инкубационного периода команды презентуют свои проекты, после чего мы распределяем между лучшими средства фонда в 2,5 миллиона евро. Это возвращаемый грант (займ) от государства в размере от 40 до 200 тысяч евро на запуск бизнеса. Так мы движемся вперед вместе по пути: университет, инкубатор, финансирование. То есть государство в нашем случае — это место, где просят не деньги, а партнерскую помощь. В прошлом году мы начали корректировать систему и выделили на эту программу уже 7 миллионов евро. И это работает: деньги возвращаются обратно в бюджет, и мы можем использовать их снова.

О системе развития культурных проектов

В театре, кино или музыкальной индустрии все не так просто: с давних пор для них существует гораздо больше моделей взаимодействия с государством. И если мы сейчас резко введем им такую же систему с займами, они скажут: «До этого мы получали гранты, мы не знаем, что с этим делать, мы художники, а не менеджеры». Поэтому изменения в сферах, существующих у нас уже много лет, мы вносим очень медленно и последовательно, чтобы не сломать то, что создавалось десятилетиями. Но культурные проекты могут быть прибыльными с финансовой и социальной точки зрения, так что система возвращаемых грантов может работать и там.

В Каталонии работает сеть национальных театров, которые содержатся за счет государственного бюджета, есть частные театры, к примеру, мюзик-холлы, которые хорошо зарабатывают, и есть театральные компании, в том числе альтернативные, у которых нет своего помещения. Последним гораздо рискованнее и сложнее зарабатывать, но это необходимо, без денег не получится настоящего театра с драматургами, актерами, режиссерами и так далее. Мы решили начать с больших проектов, лишили их возможности получить традиционный грант и ввели для них систему займов, о которых я говорил выше.

Роль государства — не назначать художников, которые будут делать это и это, а создавать лучшие условия для существования художественного сообщества

Например, продюсерская компания хочет выпустить мюзикл по сюжету «Маленького принца». Им нужно 200 тысяч евро и 2-3 месяца для показов. Они приходят к нам, мы составляем бизнес-план: сколько должна быть выручка с билетов, сколько денег пойдет на рекламу, сколько — на гонорар актерам и так далее. Если мы считаем, что озвученные ими цифры реализуемы, мы даем им деньги, и они начинают подготовку. Эта реальная история имела большой успех: за три месяца они заработали около 1,3 миллиона евро, вернули нам все, что занимали, и были очень счастливы, что сделали это и добились успеха. С традиционной системой грантов это было бы невозможно, потому что вы не можете отдать все 200 тысяч евро одной компании.

Другая часть нашей работы, которой мы занимаемся с этого года, — контракты. Мы поставили перед собой план, по которому за три года у нас должно быть реализовано 30 театральных проектов, и заключили контракты с 30-ю театральными компаниями. Из 65 команд специально созданный комитет из ведущих режиссеров и известных представителей индустрии отобрал тридцатку лучших. Мы помогаем им двумя путями: даем административный ресурс (директоров, менеджеров, в общем, управленцев) и оплачиваем половину стоимости продакшена. Почему? Потому что они не профессионалы. А если мы оплатим половину их счетов, они смогут позволить себе привлечь профессионалов, чтобы сделать проект вместе с ними и заодно чему-нибудь научиться. Таким образом, если государство берет половину затрат на себя, получаются проекты более высокого уровня.

Займы и контракты — два совершенно разных подхода. Да, существует государственный сектор, но так же нужен и частный театр. Чтобы развиваться, ему нужны инвестиции, но не такие, когда государство показывает пальцем со словами: «Ты получишь, ты тоже, а ты нет». Этот выбор мы доверили профессионалам, которые определяют, почему поддержку получает тот или иной проект. Надеюсь, в будущем из этих команд получатся сильные компании, которые смогут участвовать в системе грантов-займов, что позволит нам вовлечь в индустрию еще больше молодых и творческих людей.

Бизнес vs творчество

Вам нужно четко оценить, к чему бы вы хотели прийти в будущем. Если вы хотите создать большую организацию, которая будет давать людям работу и возможности самореализации, например, киностудию, вам потребуются управленческие навыки и знание, как устроена финансовая система, ведь вам придется продавать свои идеи. Если вы хотите быть художником, который работает в каком-либо жанре концептуального искусства, вам нужно сконцентрироваться на творчестве. Но в обоих случаях вы будете знать, что у всех есть возможность получить государственную поддержку, пройдя через оценку экспертной комиссии, которая решает, какой проект поддержать. При этом вы не должны чувствовать, что что-то продаете, что вы коммерциализируете свое искусство: каждый что-то так или иначе коммерциализирует. Но вам нужно решить, какого уровня комфорта вам бы хотелось достичь.

В Барселоне за три последних года появилось около 50 новых театральных компаний

Вы можете быть отличным писателем и не заботиться о том, что никто никогда не прочитает ваши книги, или быть на связи с агентами, издателями, коллегами и читателями, если хотите публиковаться. Государство, в свою очередь, гарантирует всем равные возможности для получения поддержки, которое будет зависеть только от вас и качества ваших работ. Да, здесь всегда будет момент субъективности, но объективно оценить художественную работу и невозможно. Состав нашей отборочной комиссии обновляется каждый год. Роль государства в этом процессе — не назначать художников, которые будут делать это и это, а создавать лучшие условия для существования художественного сообщества и делать свою работу максимально прозрачной. Моя цель — создавать больше рабочих мест в сфере культуры и креативных индустрий, чтобы творческие люди жили в нормальных условиях, а не бедствовали, чтобы больше людей имели возможность работать и привлекать новую аудиторию.

О креативных предпринимателях и стартапах

Я думаю, креативный предприниматель — это что-то вроде единорога, то есть его не существует. Это выражение из области маркетинга и брендинга. Мы все слишком впечатлены примерами Стива Джобса, Билла Гейтса и Марка Цукерберга, но, по-моему, это понятие просто объясняет некий подход к делу: то, как именно вы хотите воплощать свои идеи в жизнь, и то, что это именно ваши идеи. Есть люди, которые могут это делать, и те, кто не могут, но вы никогда не можете быть уверенными насчет вторых, потому что существует много сфер и возможностей для реализации. Поэтому я считаю важным убедить всех в том, что креативного класса не существует: каждый может что-то созидать в соответствующих условиях и окружении. Ключевая задача здесь — собирать крутые команды, потому что невозможно создать издательство, киностудию, театральную или IT-компанию в одиночку. Это также невозможно сделать только с людьми из своей же сферы интересов и с такими же навыками, вам нужно совмещать свои знания с теми, кто разбирается в технологиях, умеет управлять, писать сценарии и так далее. И чтобы машина заработала, нужно все это умело сочетать. Творческим можно быть везде, в том числе, в правительственных организациях.

Sant Roc Festival, © Farrukh

Sant Roc Festival, © Farrukh

Стартап — это просто модное слово, которое объясняет то, что происходило и будет происходить всегда: люди делают проекты и создают бизнесы. К примеру, в Барселоне за три последних года появилось около 50 новых театральных компаний. Они молодые, у них куча идей и изобретений. Возможно, в течение двух-трех лет выяснится, что из них всего пять или десять могут что-то создавать и быть частью сообщества, но этот процесс отбора идет постоянно. Сколько групп появляется ежедневно? Технологии дают новые возможности запускать проекты, будь то группа или музыкальный фестиваль. И, конечно, каждый из них — стартап.

В Каталонии сейчас очень много молодых музыкальных, театральных и издательских проектов. Пусть они выпускают 5-10 книг в год, что не сравнится с тиражами крупных издательств, но они очень тщательно подходят к отбору книг и существуют по своей бизнес-модели, по новому подходя к этому виду бизнеса. Мы учимся каждый день работать с каждым сектором, например, все, что связано с digital меня вообще немного пугает, ведь это всегда риск и нужно каждый раз искать новые пути монетизации. Но таким образом мы будто создаем себя заново и понимаем, что маленькие и средние компании — это ключ к устойчивому обществу в будущем. Большие корпорации продолжают существовать, но чтобы сплотить людей, нужно быть рядом, вместе. Поэтому так полезно сочетать работу гигантов с хорошо налаженной сетью небольших предприятий. А культурный сектор и креативные индустрии — лучший медиум для этого.

Благодарим Calvert Forum Kazan за помощь в организации интервью.