Еще один способ получать знания за границей — это устроиться на стажировку в профильную компанию. Чем занимаются такие интерны: приносят кофе или получают реальный практический опыт работы? Любят ли за границей российских стажеров и сильно ли мешает языковой барьер? Платят ли за это деньги и есть ли смысл тратить свое время? На эти и другие вопросы «Теории и практики» отвечают в рубрике «Первый опыт». Илья Шипиловских прошел стажировку в английской художественной галерее, где помогал с подготовкой экспонатов к выставке, любовался на витраж Шагала и оценил британскую чопорность.

Илья Шипиловских

Род занятий: Старший научный сотрудник и куратор проектов в Уральском филиале Государственного центра современного искусства

Место стажировки: Галерея Паллант Хаус

Город: Чичестер, Англия

Срок стажировки: 2 недели

Обязанности

Я помогал в подготовке выставки. Составлял отчеты о состоянии работ, проверял условия хранения, готовил к упаковке и транспортировке. Заносил в каталог новые поступления в коллекцию: осматривал, фиксировал состояние в отчетах, описывал и делал зарисовки. Кроме того, я готовил работы к экспонированию и последующей развеске. А еще работал с базой данных галереи, содержащей информацию о коллекции и экспонатах, пополнял контактную базу институций и групп поддержки людей с ограниченными способностями к обучению.

Место

Со второй попытки у меня получилось попасть в программу стажировок EUNIC для молодых российских кураторов. Благодаря поддержке Британского совета я получил возможность провести две недели в галерее Паллант Хаус.

Чичестер — небольшой город. В Википедии пишут, что в нем живет 25 000 человек, а на месте мне сказали, что 40 000. Истина, наверное, где-то посередине. В центре города, где находится галерея, всегда довольно людно, но только до пяти вечера и не в воскресенье. При этом город считается самым богатым в округе и это ощущается — как на улицах, так и в галерее.

Галерея располагается в особняке XVIII века, к которому в 2006 году добавили современное пространство, спроектированное автором Британской библиотеки сэром Колином Уилсоном. Обновленное здание получило нескольких призов. В основе галерейной коллекции — дар Уолтера Хасси, переданный городу в 1977 году, после того как он оставил пост настоятеля Чичестерского собора. Хасси заказывал для церкви работы современных ему художников — витраж работы Марка Шагала, картины Джона Пайпера, подушки с вышивкой по эскизам Бена Николсона и многое другое, а заодно покупал работы для себя. Позднее коллекцию дополнили другими пожертвованиями и до сих пор она расширяется исключительно таким образом. Помимо лучшего в Англии собрания британских художников ХХ века после галереи Тейт, в коллекции находятся работы Сезанна, Дерена, Леже, Люсьена Фрейда и и Рональда Китая. Стратегия привлечения новых коллекций строится на регулярном обновлении экспозиций и предоставлении работ другим институциям. Таким образом, потенциальному жертвователю показывают, что он (а) может, конечно, передать коллекцию в Тейт, но там, в отличие от Паллант Хаус, она будет пылиться в запасниках и никто ее не увидит.

Атмосфера

То, что коллекция формировалась и продолжает пополняться и существовать за счет частных пожертований сказывается на атмосфере. Я бы не назвал ее чопорной, скорее, преисполненной достоинства. И повышенного внимания к каждому посетителю галереи.

Рабочий процесс устроен таким образом, что все занимаются своим делом и четко знают круг обязанностей и полномочий. Единственным регулярным общим собранием, на котором я присутствовал, была двадцатиминутная «линейка» по вторникам. Каждый рассказывал о том, что сделал на прошлой неделе и запланировал на текущую.

Со-директоры галереи — Саймон Мартин и Марк Стин встретились со мной в первый день, рассказали о галерее, программах и ценностях. С Марком у нас была еще одна встреча за ланчем, а Саймон несколько раз подходил в течение стажировки, интересовался как идут дела и пояснял те или иные моменты. Все было, с одной стороны, формально, а с другой, то, что они находили время для общения со стажером, вызывает уважение. Каждый сотрудник был заинтересован в том, чтобы я узнал как можно больше, чем я охотно пользовался и задавал много вопросов.

Я был рад узнать историю галереи Паллант Хаус, изучить ее здание, коллекционеров и коллекции, принципы и стратегии работы. Получилось серьезно расширить представление о британской художественной сцене ХХ века — я познакомился с работами художников, попавших в рамки программы Outside In. Она направлена на поддержку людей с ограниченными способностями к обучению и других категорий, испытывающих сложности с доступом к миру искусства.

План стажировки был прекрасно разработан. Он включал в себя разные виды деятельности и охватывал буквально все аспекты работы галереи. Сотрудники были дружелюбны и я чувствовал себя частью большой профессиональной команды.

Как попасть

Принять участие в программе EUNIC для молодых российских кураторов. Конкурсный отбор состоит из двух этапов: на первом нужно заполнить заявку на сайте программы, приложить рекомендательные письма, подробно описать свой кураторский опыт, приложив ссылки, иллюстрации и пресс-клиппинг (подбор публикаций в печатных СМИ и в Интернете за указанный период времени — прим. ред.), а так же написать эссе на заявленную тему. Второй этап — собеседование. Подробности можно прочитать здесь.

Бонусы

Программа покрывает все расходы, включая проезд, проживание и суточные. Помимо двух недель в Чичестере, три дня до и три дня после стажировки я провел в Лондоне. Елизавета Розова, курировавшая мою стажировку от Британского Совета, организовала мне несколько важных встреч с представителями художественных институций.

Планы

Сейчас я работаю над исследовательским выставочным проектом для 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, которая откроется 9 сентября 2015 года. Он посвящен месту проведения — гостинице Исеть и жилому комплексу «Городок Чекистов» — вполне «месту памяти» в трактовке Пьера Нора. Испытываю непреодолимое желание продолжить обучение, но более основательно. Попробую поступить в Шанинку на программу «Менеджмент музеев и галерей» и на «Стрелку». От результатов во многом зависят планы на следующий год, которых довольно много.