Путь из блогеров в писатели кажется очень логичным: заинтересовав читателя небольшими форматами, можно переходить к крупной прозе или non-fiction. Но какими качествами должен обладать блог, чтобы привлечь внимание издателя? И является ли популярность в Сети гарантией того, что вашу заявку примут? T&P попросили известных блогеров Яну Франк, Марту Кетро и Максима Малявина поделиться опытом и советами.

Марта Кетро

блогер и писатель, автор книг «Улыбайся всегда, любовь моя», «Горький шоколад. Книга утешений», «Московские фиалки» и др.

У меня был знакомый, умный занятный юноша, впрочем, не поражающий воображение с первого взгляда — просто симпатичный человек. Однажды я узнала, что у него есть довольно популярный блог в ЖЖ, заглянула туда и была поражена тем, насколько он ярко и смешно пишет. За текстом вставал невероятно привлекательный образ, и при следующей встреча я поняла, что и реальный человек мне теперь интересен гораздо больше. Тогда я впервые ощутила силу жежешного «фотошопа» и тоже захотела попробовать. А кроме того, меня заинтересовала возможность создать френдленту из отлично пишущих блогеров. Их тексты были заметно лучше того, что попадалось в СМИ (за исключением статей отдельных звезд). И очень скоро моя лента стала интересней и острей любой газеты, на которую трудится целый штат журналистов.

Марта Кетро, «Улыбайся всегда, любовь моя»

Марта Кетро, «Улыбайся всегда, любовь моя»

Примерно через год после создания блога ко мне обратился мой первый издатель, а через полгода, сразу после выхода книжки, второй. Привлек их хороший легкий текст и популярность — понятно, что автор, имеющий несколько тысяч френдов, легко продаст стартовый тираж своим поклонникам, поэтому издательство почти не рискует, вкладывая деньги в дебютанта.

Посоветовать что-то начинающим блогерам нетрудно, я даже целую книжку написала о сетевой популярности, «Как сделать, чтобы вас любили». Совет ужасно простой: много, интересно и регулярно писать. Все остальное за вас сделает талант — притянет читателей, а потом издателей.

Где грань между блогером и писателем? Блогер может работать как ньюсмейкер, колумнист и даже собрать свои записи для публикации и отдать издателю — но это будет не более чем сетевой дневник на бумаге. За последние 10 лет многие русскоязычные блогеры сделали себе одну-две такие книжки. Писательство начинается, когда приходит ежедневная работа над связным текстом. Автор может по-прежнему выкладывать в сеть истории, но наступает качественный прорыв и некоторое изменение формы. Вообще же писатели, имеющие блог, почти никогда не публикуют там свои большие произведения по ходу работы, разве что отдельные ознакомительные главы для рекламы — не тот формат, да и процесс слишком живой и сложный, чтобы его демонстрировать. Но в целом читателю все равно, кто его развлекает, это важно только для самоидентификации пишущего.

Яна Франк

иллюстратор, блогер и писатель, автор книг «Муза, где твои крылья?», «Муза и чудовище. Как организовать творческий труд», «Дневник дизайнера-маньяка» и др.

Помогает ли свой блог в налаживании контактов с издателями, вопрос спорный: с одной стороны, если у кого-то очень популярный блог, и свои сколько-то десятков тысяч читателей, издательство этому конечно обрадуется. Но это имеет значение, если у автора действительно несколько десятков тысяч подписчиков! Когда у меня было около 20 000 подписчиков (и уже около 50 000 посетителей в день) мою книгу «Муза и чудовище» за месяц во время тура купили 2000 человек, из которых большинство пришли из блога (я звала на презентацию, они пришли ради личной встречи). Это было хорошо для издательства, так как это как раз был первый тираж, который разошелся за месяц. Но вот по этому примеру видно, какой процент читателей покупает книгу: 2000 набрали из 20 000 подписчиков, это во времена, когда в блоге случайных гостей было уже около двух миллионов в месяц! И это притом, что у меня — невероятно лояльная аудитория!

У многих авторов 2000-5000 читателей, и это тоже считается популярным блогом. Но если прикинуть, что из них такой же процент купит книгу — число получается маленькое. Издательству это сильно не поможет, они через блог сотни покупателей не наберут. Блогов, у которых совсем огромные аудитории, все же не так много. Сколько процентов пишущих людей имеют блог, способный привлечь тысячу покупателей? 10 процентов? Один процент? Не знаю точно, сколько их, но думаю, что не так много.

© Martina Paukova

© Martina Paukova

Поэтому я не стала бы утверждать, что успешность книги зависит от наличия популярного блога у автора, или что его наличие повлияет на решение издательства. На самом деле сами издательства прекрасно занимаются продвижением своих книг. Гораздо успешнее, чем сами авторы! Поэтому к ним и ходят издаваться, — не только для того, чтобы они напечатали, но и в первую очередь для того, чтобы продали. Если книгу напечатает хорошее издательство, она появится в целом ряде магазинов, в разных городах, и ее увидят очень многие люди, которые блог автора никогда бы не нашли! К тому же эта книга появится в больших интернет-магазинах, и будет там всплывать в поиске и в рекламе. Такой рекламы самому автору добиться очень трудно. Поэтому скорее происходит наоборот: если удается удачно издать книгу, это повышает популярность блога!

Но блог — в принципе полезный инструмент для автора. Очень многие общаются со своей аудиторией, и еще до начала работы с книгой выясняют, какие темы публике интереснее, про что стоит написать подробнее. Или вот моя книга «Муза, где твои крылья» — она на 80 процентов состоит из тем, которые меня попросили обсудить в блоге читатели. Я выбирала то, о чем чаще всего спрашивают люди. Отвечала на вопросы, которые беспокоят многих.

Так же, прочитав одну книгу автора, многие ждут следующую — и тут начинают ходить в блог, чтобы узнать, над чем автор сейчас работает, и когда будет что-то еще интересное. Это тоже прибавляет жизни блогу. Таким образом, блог тоже может дорасти до источника дохода, и до действенного помощника в распространении всех творений его хозяина (или хозяйки). И издательству тоже нравится, если у автора есть некая площадка, через которую можно увидеть частичку творческого процесса, или пообщаться с ним лично. Когда книги начинают продаваться, все ресурсы вместе расцветают и приносят пользу автору и издателю (да и читателю, который за счет блога лучше понимает, что его ждет в книгах).

Но прав был Тема Лебедев — чтобы издать книгу, нужно написать книгу! Многие любят теоретизировать о том, как познакомиться с издателями, какие нужны связи, как бедных авторов никто не любит и не замечает, как никто никому не дает шанса. А на самом деле книги у них нет и не предвидится. А пока книги нет, никому с начинающим автором не интересно разговаривать. Потому что разговаривать, собственно, не о чем.

Мало ли кто решил написать книгу. Когда открывалось издательство «Манн, Иванов и Фербер», там в плане стояла книга, которую вообще-то хотели издать одной из первых (и писал ее Игорь Манн). С тех пор уж издательству 10 лет, и Игорь Манн написал полку бестселлеров, а та книга все еще в работе. Они любят рассказывать эту историю, потому что она хорошо иллюстрирует, как оно бывает с книгами. Одну сел и написал, как на душу легло. А другую обещаешь и планируешь, и огнем горишь. Иной раз целое издательство поднять готов, ради той самой книги. А потом она-то и застрянет.

Яна Франк, «Записки дизайнера-маньяка»

Яна Франк, «Записки дизайнера-маньяка»

С авторами очень часто так бывает — и с молодыми, и с опытными. Я знаю нескольких авторов, которые первую книгу начали и закончили, как собирались, но недооценили объем работы, и на книгу ушло три года. А при этом все вокруг говорят, что подобное обычно пишется за годик, и они тоже изначально так планировали. А что поделаешь, если у человека за годик не получилось? Когда дописал — тогда издаст. Но представляете, что было бы с издателями, если бы они все такие обещания ставили в план? Одно на три года задержится, другое — на десять. А у меня (тоже как у многих) случилось наоборот. Первые три книги я написала как на одном дыхании. А потом случился ступор. Одну книгу начала и зависла, год мучилась, потом совсем бросила. Вторую начала — потом несколько раз поменяла все планы, передумала, решила делать иначе. Между тем и на книжном рынке многое поменялось, и издатели стали хотеть совсем иных вещей. Между тем выяснилось, что две книги, которые я начинала «просто так между делом» (из которых одна вообще задумывалась как семинар) — почти готовы. В то время как обещанные издателям — совсем сдохли. Одна из начатых книг уже стояла у издательства в плане, именно потому, что они надеялись, что я «как раньше» продолжу выдавать по книге в год. А не вышло!

На этом примере мы видим, что верить в бесперебойную и предсказуемую работу авторов — очень неблагодарное занятие. Сорваться и застрять может любой. И это случается чаще, чем все думают. Поэтому издательства любят готовые книги. Даже если книге не хватает последних двух глав, это может отодвинуть издание на годы! А вот когда все готово, и автору хочется побыстрее издать и увидеть ее напечатанной — тут издателям становится хорошо и интересно. Поэтому, если вы хотите издать книгу — напишите ее! А потом просто пошлите всем издательствам, в которых вы хотели бы издаваться. Начиная с вашего фаворита (каким бы он ни был крупным и престижным). Не бойтесь, что вас там кто-то обидит и проигнорирует. Издательствам тоже нужны хорошие книги и авторы, они им рады!

Но имейте в виду, что запросов у них тоже много. Потому что людей, желающих издать свое произведение — тысячи. Подавайте все так, чтобы можно было быстро разобраться, что тут прислали. Напишите письмо, пользуясь правилами для продажи любого проекта потенциальным спонсорам или партнерам.

В первой строчке коротко напишите о себе, и почему вы написали именно эту книгу. Не надо расписываться, никого тут не интересует ваша биография по пунктам. Выберите те факты, которые как-то интересны в контексте вашего проекта. Например, если вы написали книгу с рецептами, напишите, что вы по образованию — то и это, но сколько-то лет назад увлеклись готовкой и фотографированием еды, и теперь у вас среди прочих есть популярный блог с вашими рецептами. И вот вы собрали лучшие из лучших в книгу.

© Martina Paukova

© Martina Paukova

Вторая строчка — про издательство. Тоже не надо разливаться, просто напишите, что вы с издательством знакомы, вам нравится то, что они издают (можно написать, почему). И что вам хотелось бы с ними сотрудничать, потому что вам кажется, что ваша книга могла бы хорошо вписаться в их ассортимент (или что-то вроде этого).

В третьей строчке так же коротко опишите, о чем ваша книга. Пишите затравку так, будто вы продаете фильм! Представьте, что кто-то хочет пойти в кино или взять фильм в видеотеке, и читает описание фильма из одной строчки. «Триллер про зомби» или «Запутанная драма про супружескую пару, взявшую ребенка из детдома». Пишите так, чтобы вашу книгу взяли с полки со словами: «О! Вот это хочу прочитать!» Если вы ее так напишете, то и издатель скажет: «Вот это хотим издать!»

Если ваш фильм отставляют со словами: «А что там еще есть?», то вы проиграли, и с книгой будет то же самое! После этих трех строчек можно описать книгу подробнее. Но и тут стоит уважать время ваших корреспондентов, потому что все попрежнему очень занятые. Опишите книгу в одном абзаце, а потом прилагайте пробу для чтения — всю книгу или несколько глав.

Я верю, что для любой книги довольно скоро найдется издатель, если она готова и у нее есть хорошая презентация и описание. Просто это самое трудное и есть: сначала взять и сделать всю книгу, от начала до конца!

Максим Малявин

психиатр, блогер и писатель, автор книг «Записки психиатра, или Всем галоперидолу за счет заведения», «Новые записки психиатра» и «Психиатрию — народу! Доктору — коньяк»

Я стал блогером в 2010, послушавшись жену. Она познакомилась с блогами немного раньше, чем я, и решила, что это дело перспективное. К тому моменту я уже более 15 лет работал в психиатрии, так что вопроса «откуда брать байки?», просто не возникало. После одной из баек я стал популярным — в тот день топ-блогер Слава Сэ, вместо того, чтобы запостить свою очередную историю, написал «Да что там, почитайте лучше вот это» — и дал ссылку на меня. И у меня сразу почта обвалилась из-за большого количества комментариев.

Максим Малявин, «Записки психиатра, или Всем га...

Максим Малявин, «Записки психиатра, или Всем галоперидолу за счет заведения»

В какой-то момент, месяцев через восемь с тех пор, как я начал писать и накопилось достаточное количество историй, я стал интересоваться, где можно издать подборку. Тогда был на слуху Матрос Кошка с его гинекологическими байками, были известны урологические байки, и издательство АСТ тогда уже издавало книги из серии «Приемный покой». Я списался с Наринэ Абгарян из этого издательства и попросил научить меня, как охотиться на редакторов. И она сдала все пароли, явки и адреса. Я познакомился с Ириной Епифановой, которая и стала моим редактором.

Текст практически не пришлось переделывать, разве что менять отдельные словечки и обороты. Наверное, это связано с тем, что наша семья — большие книгочеи, любители литературы и хорошего слога, и мне было у кого учиться. Молодым авторам я бы посоветовал писать интересно, своим языком и без штампов, которые в зубах навязли. И — не знаю, насколько этот совет можно принять на вооружение — я бы посоветовал вслушиваться в стихи, чтобы уловить чувство ритма. Если текст проговаривается, воспринимается на слух хорошо, то он и читаться будет отлично. Для этого самому надо попробовать хотя бы пару-тройку раз что-то написать в рифму — и тогда получится изложить мысль так, чтобы она звучала приятно.