London Review of Books опубликовали новый текст Славоя Жижека, посвященный парадоксам «социализма с китайской спецификой», где философ анализирует противоречивую политику одной страны в контексте глобального капитализма.

По мнению Жижека, понятие «демократии» работает подобно фетишу в психоанализе: оно заменяет нехватку, скрывая отсутствие классового антагонизма. Философ указывает, что крайне важно не совмещать «демократию» с социализмом, так как любая элементарная социальная гармония будет отождествляться со вторым термином. Похожая ситуация наблюдается в Китае с его политикой, агрессивно противостоящей западному влиянию. Угрозы нестабильности и хаоса, которые могут привести к пролетарской революции, заставляют партию ориентироваться на патриотизм, национализм и конфуцианство.

«Конечно, это верно, что нельзя доверять распространению силами Запада «универсальных ценностей» — свободы, демократии и прав человека: это ложная универсальность, и за ней скрыты идеологические интересы. Но даже при этих условиях, достаточно ли противопоставить западным ценностям конкретную альтернативу, как, например, конфуцианство, которое является мейнстримом идеологии «Китая»? Не нужен ли нам другой универсализм, другой проект универсальной эмансипации? Ирония заключается в том, что «социализм с китайской спецификой» на самом деле означает социализм с капиталистическими характеристиками, т.е. социализм, которые полностью интегрирует Китай в мировой рынок. Универсальность глобального капитализма остается нетронутой, и принимается без возражений как единственная возможная структура; проект конфуцианской гармонии мобилизован только для того, чтобы сдерживать антагонизмы, которые сопутствуют глобальной капиталистической динамике. Все что остается — это лишь социализм с конфуцианскими «национальными цветами»: национальный социализм, чей социальный горизонт есть не более чем патриотическое продвижение своей собственной нации, в то время как антагонизмы имманентные развитию капитализма проецируются на иностранных врагов, кто угрожает социальной гармонии. К чему стремится китайская партия в своей патриотической пропаганде, которую она называет «социализм с китайской спецификой», — это еще одна версия альтернативной модерности: капитализм без классовой борьбы».