Начинающие авторы делятся на два типа: первые приступают к делу, не прочитав ни одной книги и опираясь лишь на веру в собственный талант, — а вторые годами не могут решиться, стараются набраться опыта, и начинают ближе к пенсии. Но чтобы стать успешным молодым автором, нужно учиться и пробовать одновременно. T&P собрали семь книг по писательскому мастерству, которые можно прочесть, чтобы научиться писать.

«Школа литературного мастерства»

Юрген Вольф

Каждая глава этой книги — своеобразный очередной шаг в творчестве и карьере для начинающего автора. Юрген Вольф помогает избавиться от сомнений и поверить в себя, одновременно раскрывая секреты непубличной жизни писателя, которые известны только успешным авторам. Работа затрагивает вопросы организации труда писателя, рекламы, маркетинга и работы с издательствами.

Книга Юргена Вольфа очень хорошо структурирована и написана простым, понятным языком. Чтобы вспомнить, о чем говорилось в книге, спустя, скажем, год после ее прочтения, достаточно прочесть оглавление, — и память тут же восстановит главные идеи по названиям глав. Возможно, причина этого — немецкие корни автора, ведь он родом из Берлина. Отсутствие излишней витиеватости в текстах, посвященных писательскому мастерству, делает его книги доступными не только для гуманитариев.

«Как написать гениальный детектив»

Джеймс Н. Фрэй

Детективы читают все, поэтому они позволяют своим авторам добиться коммерческого успеха быстрее, чем книги других жанров. Чтобы написать хороший детектив, нужно следовать определенной схеме повествования, умело показывая одни факты и скрывая другие. Джеймс Фрэй прямо по ходу книги придумывает детективную историю и учит автора видеть обстоятельства сюжета глазами преступника, полицейского и читателя.

Написание детектива напоминает съемку фильма по сценарию — читатель, как и зритель, видит намного меньше того, что написано в черновике у автора или происходит на съемочной площадке. Когда Джеймс Фрай на глазах читателя придумывает и объясняет сюжетные линии своего детектива, разбирает возможные действия протагониста и антагониста в зависимости от их характера, процесс создания детектива перестает быть чем-то загадочным и превращается в формулу, использовать которую может даже начинающий автор.

«52 способа написать бестселлер»

Александр Гордон Смит

Сборник содержит 52 истории, посвященные писательскому делу. Книгу можно читать привычным образом, от первой до последней страницы, а можно открывать наугад и выхватывать идеи и рекомендации ее автора. Нелинейное чтение особенно полезно, когда нужны новые идеи, а ничего путного в голову не приходит.

Каждая глава содержит интригующее название, а ее лид раскрывает главную тему. И хотя ответы на заявленные 52 вопроса знает каждый автор, возвращение к прочитанному помогает преодолеть творческий ступор. Вдобавок в каждой главе содержится краткое руководство к действию и приводятся связанные с ним идеи, техники и рекомендации.

«Как писать хорошо»

Уильям Зинсер

Автор — американский мэтр non-fiction — систематизировал свой большой опыт по работе с художественными и нехудожественными текстами. Он рассказывает о принципах, методах и жанрах, делится авторскими приемами. А еще это книга об авторском стиле. Уильям Зинсер расскажет, как найти и сформировать свой авторский стиль, как его совершенствовать день за днем. Также писатель рассказывает, какие жанры оказывают большое влияние на стиль, а какие — нет.

Книга будет полезна и авторам, которые только ищут свое место в писательском мире. Уильям Зинсер рассказывает о тонкостях работы пишущих людей на различных должностях, так что у читателя есть возможность «примерить» самые разные профессии, начиная от спортивного обозревателя и заканчивая копирайтером.

«Психология для сценаристов»

Уильям Индик

Чтобы читатель проглатывал страницу за страницей, повествование должно быть захватывающим. Переворачивая страницы, человек следит за путешествием главного героя, за изменениями, которые происходят с ним и окружающим его миром. Эта книга учит писателей создавать правдоподобные характеры героев, которые будут удерживать читателя за чтением книги.

Каждая часть книги (всего их шесть) носит имя известного психиатра, начиная от Зигмунда Фрейда и заканчивая Ролло Мэйем. Внутри части — от двух до пяти глав, которые идентичны психологическим конфликтам. Автор анализирует, как такие конфликты влияют на поведение героев. В конце каждой главы приводится список фильмов, герои которых действуют в рамках описываемого конфликта, и практические задания для самостоятельной работы.

«История на миллион долларов»

Роберт Макки

У американских сценаристов есть секрет, о котором должны знать все начинающие авторы. Этот секрет — трехактная структура полного метра. На экране действие может развиваться только согласно такой структуре, причем главный герой по мере продвижения к финалу обязательно должен меняться.

Русскоязычные авторы традиционно переоценивают внутренний мир героев, их чувства и душевные терзания. То, что вызывало интерес читателей в позапрошлом веке, не находит отклика среди современников. Мир стал «быстрее», тексты — короче, времени ни на что не хватает. Сегодня удержать читателя за чтением может только действие. Пробегая глазами по строчкам на странице книги, он должен видеть, слышать, чувствовать и проживать то, что происходит внутри произведения.

«Птица за птицей»

Энн Ламотт

Энн Ламотт учит, пожалуй, самому важному — быть честным: как с самим собой, так и с читателями. Эта книга, пронзительная и искренняя, рассказывает о стиле жизни писателя и о том, какие трудности его поджидают. Автор рассказывает, как преодолеть страх перед первым черновиком, как писать постоянно, писать много, писать хорошо, получая при этом удовольствие.

Почему нельзя начинать новый писательский проект по понедельникам и в декабре? О чем думают и что чувствуют известные писатели, когда приступают к работе над новым текстом? Как заставить себя писать? Энн Ламотт отвечает на эти и другие вопросы на каждой странице своей книги.