Далеко не все известные писатели получили филологическое образование или вознеслись на вершину славы после завоевания литературной премии. Однако в наши дни конкуренция в творческой среде так велика, что наличие авторитетного наставника или престижной награды порой становится единственным ключом, способным отпереть двери издательств. T&P выбрали российские и зарубежные вузы, курсы и конкурсы, которые могут стать стартовой площадкой для начинающего писателя.

Вузы

Основанный в 1933 году, московский Литературный институт им. Горького сегодня является самой известной в России кузницей писательских кадров. Правда, в соответствии с принятой терминологией, выпускников этого вуза называют «литературными работниками». Специализацию студенты выбирают из семи творческих семинаров: проза, поэзия, драматургия, детская литература, литературная критика, очерк и публицистика, художественный перевод. Кроме того, в программу входит ряд гуманитарных предметов: иностранные языки, философия, история искусств и т.д. В числе звездных преподавателей — Мариэтта Чудакова, Евгений Рейн, Алексей Варламов; знаменитые выпускники — Белла Ахмадуллина, Чингиз Айтматов, Евгений Евтушенко, Борис Заходер и др. Разумеется, наивно полагать, что горьковский институт способен кого угодно сделать писателем, однако научить потенциально талантливого литератора правильно и понятно облекать мысли в слова здесь точно смогут.

Университет Айовы одним из первых в США начал выпускать дипломированных писателей. Более полутора десятков его бывших студентов, включая Теннесси Уильямса и Майкла Каннингема, получили Пулитцеровскую премию; в его стенах писательское мастерство преподавали Курт Воннегут, Джон Чивер, Нельсон Олгрен. Не будет преувеличением сказать, что именно этот вуз стал колыбелью современной американской литературы. Университет Айовы принимает иностранных студентов, однако абитуриент, разумеется, должен отдавать себе отчет в том, что от него ждут не просто подтверждения уровня владения английским с помощью экзаменов TOEFL или IELTS: не зная язык в совершенстве, бессмысленно учиться писать на нем прозу, а уж тем более — поэзию, и тратить на это 40 с лишним тысяч долларов в год: столько стоят два семестра в прославленном учебном заведении. Кроме того, университет Айовы предлагает трех- или восьминедельные летние курсы, также доступные для иностранцев.

Первый британский вуз, создавший магистратуру в сфере писательского мастерства. Примечателен воистину грандиозным количеством направлений обучения: от базовых поэзии, прозы и переводов — до детективной литературы и сценарного дела. В числе выпускников — лауреаты Букеровской пермии Иэн Макьюэн и Кадзуо Исигуро, а также Джон Бойн, Дэвид Алмонд, Биньяванга Вайнайна и еще более полусотни писателей разной степени успешности. К тому же Университет Восточной Англии учредил собственный литературный фестиваль для юных авторов в возрасте 11-19 лет. Иностранным абитуриентам необходимо предоставить сертификат о сдаче TOEFL или IELTS (90-100 и от 7.0 баллов соответственно), стоимость обучения начинается с £12,400 в год в зависимости от программы.

Курсы

Ежегодный набор

Платные вечерние двухгодичные курсы для тех, кто уже получил высшее образование. Причем необязательно филологическое: слушателями ВЛК становятся и физики, и лирики. Главное, предоставить приемной комиссии свои оригинальные произведения — уже изданные или в рукописях: 400-500 поэтических строк или 40-50 страниц прозаического текста. По сути, программа ВЛК в более сжатой форме дублирует основную программу литинститута: те же история и теория литературы, история искусств, философия в дополнение к литературному мастерству. Стоимость обучения составляет 84,500-105,500 рублей в год, в зависимости от специализации.

21.09.2015 — 10.12.2015

Состоящий из 12 занятий интенсив, рассчитанный на начинающих авторов и призванный преподать им базовые навыки работы с литературным текстом. Слушатели узнают, как строить сюжет и диалоги, чем линейное повествование отличается от нелинейного, как выработать индивидуальный стиль и, наконец, где и каким образом издать книгу. Курс ведет книжный обозреватель, переводчик и редактор Михаиль Визель, стоимость абонемента — 13 000 руб.

Сентябрь-октябрь 2015

Курсы, организованные издательством Астрель-СПб — одним из лидеров российского литературного рынка. Соответственно, упор в обучении сделан не только на писательское мастерство: как бы кощунственно это ни звучало, авторы нередко хотят зарабатывать своим трудом на жизнь. На курсах «Мастер текста» преподают, в том числе, специалисты из области книжного бизнеса, которые расскажут, как заинтересовать издателя, найти общий язык с редактором и обеспечить произведению коммерческий успех. Стоимость обучения — 13 500 руб., также есть возможность пройти онлайн-курс.

Премии и конкурсы

Независимый конкурс, на который могут быть выдвинуты написанные на русском языке работы авторов в возрасте не старше 35 лет (до 2011 года верхний порог составлял 25 лет). К рассмотрению принимаются как рукописи, так и уже изданные книги, а также тексты, опубликованные в бумажных и электронных СМИ. Номинаций — пять: крупная проза, малая проза, драматургия, поэзия, эссеистика. После подачи заявки произведение проходит через процедуру рецензирования: его оценивают ридеры — писатели, критики, литературоведы. В итоге в шорт-лист попадает 15-20 работ, победителей выбирает жюри, в которое в разные годы входили Чингиз Айтматов, Сергей Гандлевский, Андрей Геласимов, Марк Розовский и др. Помимо солидного денежного приза в размере миллиона рублей, победители получают паблисити: «Дебют» — едва ли не единственная премия для литературных новичков, которая постоянно остается на слуху.

Специальная награда, учрежденная с целью продвижения работ начинающих авторов ПЕН-клубом — авторитетнейшей международной писательской ассоциацией. Присуждается литераторам в возрасте от 18 до 30 лет. Правда, самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру писатель или поэт не может: его должно номинировать локальное представительство ПЕН-центра. В 2014 году премию «Новые голоса» получила россиянка Марина Бабанская: победу ей принес очерк «Лягушачья сюита»; в 2013 году первый приз достался южноафриканцу Масанде Нтшанге, который вскоре после этого подписал контракт с издательством.

Международный конкурс для авторов малой прозы, который проходит ежегодно на базе Городского университета Манчестера, Великобритания. К рассмотрению принимаются англоязычные рассказы объемом не более 2500 слов от писателей не моложе 16 лет. Верхней возрастной рамки нет, однако произведение должно быть совершенно новым: жюри отвергнет не только уже опубликованный рассказ, но даже тот, что был отправлен в издательство на родине автора и еще не получил положительного ответа редактора. Для участия в соревновании придется внести вступительный взнос в размере £17,5 — впрочем, в случае победы затраты окупятся с лихвой: первый приз Manchester Fiction Prize составляет £10,000.

Придуманный все тем же издательством «Астрель-СПб» редакционный конкурс, призванный помочь начинающим авторам опубликоваться. К рассмотрению жюри принимает рукописи, свободные от копирайта — то есть неизданные, однако если текст произведения был ранее выложен автором в интернет, помехой это не станет. Лауреаты, вдобавок к символическим призам, получают право на публикацию книги в издательстве «АСТ».

© Rachel Khedoori

© Rachel Khedoori

«Участие в литературном конкурсе — это реклама для автора»

Александра Крючкова

директор по развитию компании «Т8. Авторские решения», поэт, прозаик

Ежегодно в России и за рубежом проводится огромное количество различных литературных конкурсов — от мало известных соревнований местных литобъединений до литературного «сегмента» Нобелевской премии. Первые площадки, на которые обычно попадают молодые авторы, — сайты вроде Стихи.ру и Проза.ру. Это, конечно, еще не совсем конкурс, — и все же, там можно опубликовать свои произведения, познакомиться с коллегами, потенциальными конкурентами и читателями, которые сами не пишут. На таких площадках можно писать и получать отзывы на публикации, однако нужно помнить, что конкуренты зачастую хвалят коллег там, где хвалить не надо, либо, напротив, ругают за то, что написано хорошо. В любом случае, литературные порталы дают человеку некоторую уверенность в себе, возможность завязать полезные знакомства, попасть в литобъединения, получить информацию о различных конкурсах и небольших издательствах, которые заинтересованы в издании рукописей за средства писателей.

Обычно следующий шаг автора — это выход «в свет». В этот момент он попадает в некую офф-лайн «тусовку», — скорее всего, «андеграундную». Писатели и поэты собираются в библиотеках, кафе, бард-арт-клубах, где читают друг другу, оценивают друг друга, организуют коллективные вечера и выступления. Это тоже, в своем роде, скрытый аналог конкурса. Аудитория автора таким образом продолжает расширяться, у него появляется опыт общения с микрофоном, с залом. А затем наступает момент, когда хочется издать книгу, поскольку материала уже накопилось достаточно, и коллеги делятся собственным опытом в сфере книгоиздания. Автор, чье имя еще неизвестно широкой публике, как правило, пройдя «круг почета» — получив отказ в крупных издательствах, — обращается в небольшие, которые издают рукописи за средства писателей.

Изданная книга безусловно нужна каждому автору. Книга — это своего рода итог того или иного жизненного этапа. Именно книгу просят представить в Союз писателей на экспертную оценку, чтобы рассмотреть вопрос о принятии в него, что тоже является соревнованием в определенном смысле слова. Ну, а будучи принятым в одну или несколько писательских организаций, которые тоже постоянно проводят конкурсы и выпускают коллективные альманахи, автор может принять в них участие и победить.

По-хорошему, члены жюри конкурсных комиссий должны вычитывать все произведения всех авторов-номинантов, однако на практике сделать это бывает непросто: слишком много приходит работ. В любом случае оценка каждого члена жюри субъективна (не его тематика, не любит «модерн» и так далее). Конечно, не всегда побеждает сильнейший. Участие в конкурсе — это возможность быть прочитанным, замеченным, опубликованным в сборнике. Даже публикация данных об авторе в списке номинантов — это, так или иначе, реклама для автора и шанс на победу. Не нужно ждать наград, — лучше просто получать удовольствие от участия в конкурсах, знакомиться с новыми людьми. Участие в конкурсах — это инвестиции в будущее.

«Критерии для отбора победителей — владение композицией и уникальный взгляд на жизнь»

Андрей Геласимов

писатель, член жюри премии «Дебют» в 2015 году

Большинство победителей «Дебюта» получают возможность заявить о себе на поле современной российской литературы. Перед ними открываются двери «толстых» литературных журналов, редакции крупных издательских домов с интересом рассматривают их рукописи. В этом смысле победа в «Дебюте» — очень хороший старт для той молодежи, которая планирует посвятить себя профессиональному письму.

Критерием для отбора победителя в той или иной категории является прежде всего наличие литературного таланта, владение композицией, а также — в немалой степени — свежий, уникальный взгляд на искусство и жизнь. Карьера у всех победителей складывается по разному, однако многие из них после «Дебюта» побывали уже в шорт-листах крупных национальных премий. Такие имена, как Сергей Шаргунов и Алиса Ганиева, давно уже не нуждаются в рекомендациях. Их книги публикуются на разных языках по всему миру, о них можно с уверенностью сказать, что это сложившиеся писатели.

Материал подготовили: Мария Иванова, Наталия Киеня, Дарья Варламова