В постоянной рубрике на T&P студенты, уехавшие учиться за границу, рассказывают о разнице в подходе к обучению и делятся впечатлениями от перемены обстановки. Женя Киверин уехал изучать цифровые медиа в Германию, где участвует в моделировании алгоритмов для анализа фильмов и анимации и успел поработать с дизайн-студией The Green Eyl, которой принадлежит знаменитая айдентика MIT Media Lab.

— Где ты учишься?

— Я прохожу двухгодичную программу по специальности Digital Media в Бременском университете искусств. Официальный язык — английский. Программа состоит из четырех модулей-семестров. Первые два модуля включают в себя набор необходимого количества кредит-поинтов ECTS через посещение семинаров и курсов. Два обязательных курса, остальные — на вкус и выбор студента (как на английском, так и на немецком). Можно взять типографику, режиссуру и сценическое мастерство, а можно — машинное обучение, когнитивное распознавание изображений и математическую статистику. Последние два семестра занимает работа над двумя большими проектами — Master Project и Master Thesis.

— Как у тебя возникло желание поехать на учебу за рубеж?

— Я несколько лет работал в петербургских дизайн-агентствах и студиях. В 2014 году мне показалось, что я застрял. Захотелось прыгнуть на другой берег и посмотреть, что там. Я интересуюсь механиками, теориями и подходами, которые нетипичны для классического образования. И убежден, что новые механики невозможно понять, не оказавшись в среде другой плотности, особенно в дизайне. Поэтому в определенный момент я сказал себе, что хочу это сделать и начал собирать информацию об образовательных возможностях.

Немецкое образование показалось мне самым открытым и демократичным. Плюс мало кто не слышал о немецкой школе дизайна. К тому же с 2014 года государственные образовательные программы освобождены от сборов. Проще говоря, государственные вузы учат бесплатно.

— Расскажи о процессе поступления.

— Я начал готовить документы за 8 месяцев до подачи заявки. На этом этапе моей основной задачей было получить сертификат по английскому языку. Пытался понять, какой из экзаменов мне ближе — так и не выбрал. С разницей в три месяца сдал и TOEFL, и IELTS. После взялся переводить некоторые документы на немецкий язык. Самым важным было подготовить портфолио и написать мотивационное письмо.

Процесс поступления разбит на две части. Сначала все поступающие отправляют копии документов, мотивационное письмо и портфолио по электронной или обычной почте. Приемная комиссия отбирает некоторую часть заявок для проведения персонального интервью. В моем случае собеседование проходило по скайпу, хотя знаю, что некоторые ребята приезжали и общались лично. Беседа длится около получаса, вопросы начинаются со стандартных «Почему ты хочешь учиться именно здесь?» и «Что ты хочешь получить от программы?» и заканчиваются разбором некоторых работ в портфолио и анализом дизайнеров, которые тебя вдохновляют и на которых ты ориентируешься. После этого приемная комиссия берет недельную паузу. О решении уведомляют по электронной почте. Затем начинается изматывающий процесс получения национальной визы, который показался мне более сложным, чем само поступление. С момента начала подготовки к поступлению до старта обучения прошел год и один месяц.

— Где ты учился до отъезда за границу? Какие остались впечатления?

— Я окончил университет несколько лет назад — учился на факультете международных отношений и экономики. В то время я уже работал дизайнером, но решил все-таки добить бакалавриат. Интересно, что при поступлении в немецкий вуз первичный диплом имел минимальное значение. Наибольшее внимание уделяется портфолио и личной мотивации.

— В чем, на твой взгляд, основная разница между учебным процессом в России и Германии?

— В России довольно интересная ситуация с дизайн-обучением. С одной стороны, продолжают существовать монументальные архитектурные академии и университеты, в которых студентов запирают наедине с гипсовыми головами и мучают на классах композиции. С другой стороны, появляется огромное количество всевозможных актуальных курсов, будь то digital storytelling или геймификация в интерфейсах. Хорошо, что индустрия развивается, но вот связь между институциями утеряна — нет смычки между гипсовыми головами и передовыми технологиями.

В Германии учебный процесс выстроен иначе. Сначала предлагается базовый уровень — фундамент, включающий необходимые начальные вводные и теоретическую основу. Потом ты выстраиваешь свой образовательный процесс сам — блок за блоком. Я большой поклонник модульного образования: дается общая база, а потом отпускают в свободный полет в пределах дисциплины. Особенность нашей школы дизайна — акцент на производстве. Переход от проектирования к физическому моделированию и проектированию каким-то непонятным образом упускается в большинстве университетов, хотя, по моему мнению, является одним из самых сложных этапов дизайна. Даже легендарный директор по дизайну компании Apple Джони Айв заметил, что основная проблема дизайн-образования — максимальный акцент на экранном дизайне и полное абстрагирование от физического производства и прототипирования.

— Как проходит твой стандартный учебный день в Бремене?

— Сейчас заканчивается второй семестр, когда необходимо посещать теоретические и практические семинары и занятия. В зависимости от графика одну половину дня я посвящаю этим семинарам, а другую — самостоятельной работе. Иногда бывает, что весь день свободен и тогда я работаю дома или в университетской лаборатории.

Университет располагается в здании бывшего речного порта, и большую его часть занимают мастерские. Мне кажется, даже для европейских вузов это уникальное явление. Студенты могут круглосуточно работать в мастерской 3D-печати, столярной мастерской, фотомастерской, видеостудии, металлообрабатывающей мастерской, швейной мастерской, 3D/2D студии и печатной мастерской.

— Кто твой самый любимый профессор? Почему?

— Самый известный профессор университета — математик и пионер цифрового искусства Фридер Наке. Он был одним из трех художников, впервые выставивших свою компьютерную графику в музее в 1965 году. Сейчас он ведет курс генеративного дизайна, а также «Введения в цифровые медиа» совместно с двумя другими преподавателями. Еще заслуженным профессором университета является один из самых знаменитых типографов Эрик Шпикерманн. Правда, за время моего обучения Эрик пока не преподавал, но, может, мне еще повезет.

В университет приглашают преподавателей на краткосрочные программы и интенсивные семинары. Мне уже удалось поработать с агенством The Green Eyl, известным своей генеративной айдентикой для MIT Media Lab, а также берлинским художником Ральфом Беккером и парижским сценарным продюсером и артистом Фабиеном Метеу.

— Над чем ты сейчас работаешь?

— Сейчас у меня два больших проекта. Первый является подготовкой к магистерскому проекту, который будет длиться весь следующий год. Черновое название проекта — «Дизайн в контексте смерти». Проект будет касаться таких областей, как философия, социология, психология и продуктовый дизайн.

Вторая работа представляет собой моделирование алгоритмов для анализа фильмов и анимации. Грубо говоря, машинное обучение в контексте кинематографа. Непосредственно я работаю с визуальным языком и визуализацией данных. Вместе с нами над проектом трудятся социологи, режиссеры, программисты и культурологи.

— Какое главное знание или умение тебе удалось вынести во время учебы в Германии?

— Это может показаться тривиальным, но тут я еще раз убедился, что критическое значение в хорошей работе имеет самоорганизация и самомотивация. Обучение само по себе открытое, иногда на проекты выделяются промежутки в 6–8 месяцев и больше. Как распорядиться этим временем? Полностью зависит от тебя.

— Где ты живешь? Помогал ли университет с поиском жилья?

— Я снимаю жилье в центре Бремена, хотя можно было бы воспользоваться услугами университета и жить в кампусе. Особой разницы в стоимости не было, поэтому я решил снимать самостоятельно. Жилье здесь обойдется в 250 евро (минимум) за комнату. В плане затрат Бремен — очень доступный и комфортный город. Особенно если сравнивать с его дорогим «соседом» Гамбургом.

Статус студента дает право на бесплатное перемещение на всех видах транспорта в пределах города и земли. С моим студенческим билетом можно бесплатно посещать все государственные музеи города.

— Планируешь ли ты вернуться в Россию и почему?

— Мне сложно загадывать, так как учиться я буду еще полтора года, но точно скажу: на определенном этапе я точно хотел бы работать в России. Твое местоположение, политическая или экономическая обстановка мало что определяют и не являются критическими факторами, если ты по-настоящему занят своим делом и являешься профессионалом в своей индустрии. Кто-то недавно сказал, что два самых интересных места на Земле — это Россия и ИГИЛ. ИГИЛ я посещать не планирую, а вот с Россией с удовольствием связал бы будущее.