В перерыве между независимой «Перемоткой» и голливудской экранизацией комикса «Зеленый шершень», в начале февраля выходящей у нас в широкий прокат, французский режиссер Мишель Гондри за копейки снял откровенную документальную картину «Шип в сердце» о своей тете — вышедшей на пенсию учительнице средней школы.

Это уже не первый опыт Мишеля Гондри в области документального кино: на этот раз он аккуратными мазками рисует портрет собственной семьи. На заднем плане — дальние и близкие родственники, в фокусе — сложные взаимоотношения родной тети Сюзетт с ее взрослым сыном-гомосексуалистом Жан-Ивом.

Музыкальная комедия «Block Party» 2005 года — дебют Мишеля Гондри как документалиста. Представляет собой подготовку к концерту специально воссоединившейся по такому случаю группы «The Fugees». Инспирирован другим документальным фильмом — [«Wattstax»](http://www.imdb.com/title/tt0070902/).

В позапрошлом году премьерный показ картины состоялся в Каннах, потом «Шип» даже выходил в ограниченный мировой прокат, что действительно для семейного портрета — и редкость, и достижение. Поэтому вполне закономерно, что западная критика приняла фильм за хоум-видео и посчитала его слишком личным, чтобы показывать кому-либо кроме членов семьи Гондри. Оуэн Глайбермен из Entertainment Weekly вот тут особенно жестко эту мысль формулирует. И он, конечно, прав, но ровно до тех пор, пока вы не абстрагируетесь от звездной фамилии автора «Вечного сияния чистого разума». Тогда в кадре останется только хроника жизни обычных людей, что сейчас еще большая редкость.

Манера повествования у фильма такая, что «Шип в сердце» — нечто среднее между «Пляжами Аньес» и «Наукой сна»: помимо того, что очень личный, так еще и, как и следовало ожидать, рукотворный. Скажем, эпизоды тут перемежаются панаромированием игрушечной железной дороги Жан-Ива, по которой ездит поезд с вагончиками. А для съемки в движении вместо тележки Гондри использует старое инвалидное кресло. Еще есть сценка в школе, где все дети надевают плащи-невидимки и в самом деле частично исчезают. То есть все эти фирменные примочки Гондри никуда не делись и даже в документальном кино смотрятся органично.

Не сразу только становится понятно, с какой целью Гондри решил реализовать подобный проект в шаге от своего голливудского блокбастера. Но постепенно все встает на свои места — он просто захотел побольше узнать о самом себе.