Ежегодно профессора ведущих университетов, сотрудники международных организаций и лауреаты Нобелевской премии судят проекты старшеклассников из разных стран на Всемирной выставке научных и инженерных достижений в США. T&P спросили у выпускников российских школ, участвовавших в конкурсе в этом году, об их проектах и будущем российской науки.

Проект «Разработка системы обратимой мультитрансляции для проведения соревнований по программированию»

Данила Байгушев

выпускник лицея «Вторая школа», г. Москва.

4 место в секции «Программное обеспечение». Работа была отмечена специальным призом за выдающийся проект от Oracle Academy.

«После шестого класса обычной школы я поступил в физико-математический лицей, по большей части случайно. Через год в середине седьмого класса учитель математики отвел меня к моему будущему научному руководителю и предложил попробовать исследовать какую-нибудь проблему. Так я начал увлекаться проектной деятельностью. Мои первые проекты были посвящены математике: один назывался „CBA-перестановки, их диаграммы Юнга и дискретные динамические системы Арнольда«, второй касался матричных обобщений функции Эйлера. Моя новая работа решает проблему перевода программ с одного языка программирования на другой с сохранением „читаемости« кода, а также некоторые проблемы современного олимпиадного программирования. Уникальность работы заключается в гибкости системы, позволяющей поддерживать даже эзотерические языки.

Я планирую заниматься наукой и дальше. Математика — это искусство задавать вопросы, а я люблю их задавать. Я достаточно долго выбирал ВУЗ, особенно ввиду того, что меня также привлекает программирование. Мой окончательный выбор пал на механико-математический факультет МГУ.

Сейчас многие ученые, которым для работы требуются лаборатории, испытывают трудности из-за их отсутствия. Правда к математике это относится в меньшей степени, поэтому с этой наукой у нас все хорошо».

Проект «Игра в камни и обобщенный ряд Фибоначчи»

Кира Козлова

выпускница лицея «Вторая школа», г. Москва.

3 место в секции «Математика».

«Интерес к проектной деятельности у меня возник из увлечения математикой, физикой и биологией. После поступления в лицей „Вторая школа« я попала на конференцию по математике, после которой мне захотелось заняться чем-то подобным. Мой научный руководитель дал мне выбрать задачу, в решении которой мне и предстояло продвигаться. Формулировка была простой, но неожиданно выплыли числа Фибоначчи. Наверное, поэтому и было интересно.

В этой работе я исследую старинную китайскую игру в камни для всевозможных начальных условий и предлагаю новый геометрический метод решения, позволяющий получить более наглядные и простые основные результаты в рамках единого подхода. Теория игр востребована прикладной наукой. Например, в 2005 году Нобелевская премия по экономике была присуждена Роберту Ауманну и Томасу Шеллингу „за вклад в лучшее понимание конфликта и сотрудничества при помощи теории игр«, в 2012-м — Элвину Роту и Ллойду Шепли „за теорию устойчивых распределений и практику рыночного конструирования«.

В работе мне помогал мой научный руководитель Александр Кириллович Ковальджи. Его вклад очень велик: возможно, без его помощи я бы не смогла сформулировать свои доказательства (как видно по ответам на вопросы, моя речь оставляет желать лучшего). На проект ушло достаточно много времени. Интересно, что иногда решения приходили ко мне в самых случайных местах: в душе, во время прогулки и так далее.

Вопрос, буду ли я заниматься наукой в будущем, слишком сложный. Пока я совсем не представляю, что меня ждет, но в любом случае хотелось бы закончить мех-мат, работая параллельно с учебой. Мне очень жаль, что у нас в стране в основном только математикой без проблем и можно заниматься, так как для других точных наук часто не хватает оборудования и препаратов. Надеюсь, что вскоре это исправится».

Проект «Перчатка для сурдоперевода»

Максим Смирнов

выпускник ГБОУ «Курчатовская школа», г. Москва.

«Я давно интересуюсь технологиями и не раз посещал лагерь Intel, там и появилась эта идея. Мне нравится придумывать и воплощать что-то в реальность. Делать какую-то очередную бесполезную вещь, которая не выйдет за стены лагеря, не хотелось: „мигающих лампочек« и так достаточно. Хотелось создать что-то нужное и по-настоящему полезное, что понравится не только мне. Проблема барьера общества и людей с ограниченными способностями в наше время очень актуальна, а средств для ее решения немного. Так я придумал перчатку, на каждом пальце которой закреплен резистор сгиба. Он меняет свое сопротивление в зависимости от степени сжатия пальца, эти показания с каждого датчика отправляются на главную плату, в зависимости от жеста, соответствующая буква выводится на дисплей, в результате чего на экране получается текст. Позже был доработан принцип функционирования, добавлен акселерометр и гироскоп для отслеживания положения руки в пространстве, что позволяет максимально приблизить жесты к сурдоязыку.

С разработкой мне помогал мой научный руководитель, который „пинал« меня, когда что-то не получалось и хотелось все бросить. Внесли вклад и центр научно-технического творчества и развития Polycent и Intel, которые консультировали в различных вопросах и помогали материально.

Российская наука в последние годы очень продвинулась, это не может не радовать. Но цены на российскую продукцию просто нещадные: к примеру, гироскоп из Китая стоит около 60 рублей, наш же отечественный — около 30 тысяч. Надеюсь, что скоро наша страна сократит эту колоссальную разницу. Но могу сказать точно, что наши технологии сейчас ничуть не хуже, и новые поколения с радостью будут вгрызаться в науку и двигать ее дальше».

Проект «Новый метод быстрой диагностики свободно-радикальных патологий»

Ольга Сметанина

выпускница Лицея №8, г. Нижний Новгород.

«В этом году я закончила медицинский лицей. У нас в школе была возможность посещать различные спецкурсы на базе высших учебных заведений. В 10 классе я стала ходить на спецкурс „Медицинская биология« в Нижегородской Государственной Медицинской академии. Лекции свободно-радикальной биомедицины нам преподавала Чернигина Ирина Андреевна. Так я познакомилась со своим научным руководителем. Ирина Андреевна нас сразу вдохновила и заинтересовала своей темой, пробудила интерес к науке. Хочу отметить, что я работала не одна, а в команде, и именно сплоченность помогала нам. Ирина Андреевна поделилась с нами своим опытом, направила наши силы в нужное русло. Работаем мы вместе уже второй год, но на этом наша научная деятельность не заканчивается: я и моя напарница поступаем в этом году в медицинскую академию и продолжаем заниматься проектом. Его суть — в разработке нового способа создания повреждений ДНК для комета-теста. Он позволит широко внедрять его в скрининг-программы для выявления групп риска больных с СРП (свободно-радикальными патологиями), к числу которых относятся сахарный диабет, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания. Так что впереди у нас много экспериментов и открытий».

Анастасия Смирнова

11 класс, Гимназия №2, г. Саров, Нижегородская область.

«Злокачественные новообразования являются одной из основных причин смерти в мире. Рак представляет собой огромную проблему для пациентов, их семей и общества. Когда от онкозаболевания умерла моя любимая бабушка, я решила, что обязательно должна помочь людям, страдающим этим недугом. Чтобы достичь этого, я уже сегодня работаю на кафедре биологии под руководством профессора, доктора биологических наук Т.Г. Щербатюк в лаборатории свободнорадикальной биомедицины. Мой научный руководитель — И.А. Чернигина, очень талантливый, умный, целеустремленный и неравнодушный специалист Нижегородской государственной медицинской академии. Микроскопы, колбы, биоматериалы давно заменили мне гаджеты и плееры. Для занятий из родного Сарова я уже около года приезжаю в Нижний Новгород.

Наш с Ольгой проект посвящен модернизации метода ДНК-комет, позволяющего определить переносимость организмом человека лечения злокачественных опухолей химио- и радиотерапией. Над нашим проектом мы работали около года: работа началась в феврале 2014 года и закончилась в мае 2015-го. Мы не хотим останавливаться на достигнутом и будем продолжать работать дальше.

Конечно, свою жизнь я хочу связать с наукой. Когда я погружаюсь в научный мир, получаю невероятное удовольствие. Онкология — это та область, в которой в будущем я хочу продолжать работать. После окончания школы планирую поступать в медицинский институт и стать врачом-онкологом. Я очень рада, что наша страна дает возможность молодым людям начинать заниматься наукой еще в школе, участвуя в различных научных конкурсах и конференциях. Очень важно развить навыки исследовательской, проектной деятельности у обучающихся в различных областях естественных и гуманитарных наук. Конкурс, в финале которого мы участвовали, — это колоссальный опыт общения с учеными и ребятами, которые хотят посвятить науке жизнь. Самое главное в том, что это мотивирует тебя заниматься наукой».