Архитектор и инженер медиа-лаборатории MIT Райан Чин рассказывает о городском автомобиле общественного пользования CityCar и других транспортных средствах, решающих проблемы мегаполисов.

О машине

Citycar — это двухместная машина, работающая на электрическом двигателе, которая предназначена для совместного использования. Это значит, что любой человек может использовать ее, проведя кредиткой.

Разработана с целью того, чтобы сократить количество частных больших и вредных машин на дороге, тем самым, уменьшив пробки хотя бы в какой-то части города.

Угол вращения колес равен 120 градусам, то есть машина может крутиться вокруг своей оси, что добавляет удобства в условиях ограниченных парковочных мест и пробок. Занимает всего ⅓ парковочного места. Весит около 500 кг.

Машина необычна еще и тем, что может «сжиматься»: корпус поднимается вверх, а колеса придвигаются к передним. Это возможно, поскольку машина электрическая, что упраздняет необходимость в руле и трансмиссии. В движение автомобиль приводят «колеса-роботы», внутри которых встроены электрические двигатели, водитель управляет колесами с помощью джойстика.

«Мы пытаемся переосмыслить использование транспортного средства, менять его форму и наполнение. Например, для ситикаров уже не столько необходимо иметь на приборной доске спидометр, сколько информацию о ближайших парковочных местах».

О проблемах

Райан считает, что основная проблема для массового распространения citycar и других проектов Smart cities — это люди и их привычки. Автомобили с электрическими двигателями делаются по образу и подобию обычных, хотя уже не ограничены требованиями, которые предъявляются к механическим. Райн говорит, что в лаборатории они пытаются переосмыслить использование транспортного средства, менять его форму и наполнение. Например, для ситикаров уже не столько необходимо иметь на приборной доске спидометр, сколько информацию о ближайших парковочных местах.

О дизайне

Правильный и красивый дизайн очень важен для машины общего пользования: он должен быть таким, чтобы нравиться всем. Райан проводит аналогию с IPod, который стал как будто отдельной товарной категорией, поскольку никто его не называет плейером. Разработчики хотят добиться того же эффекта, которого добилась компания Apple и не удалось достичь при коммунизме. Продукт одинаковый у всех, но его все хотят иметь. Прототип ситикара в 2010 году: . **В городах** В идеале, в сооветствии с концепцией команды MIT, стоянки для машин должны располагаться в местах, где конвергенция транспортных потоков максимальна: около станций метро, вокзалов, аэропортов, супермаркетов.

Среди городов, которые по мнению Райана могут стать первыми адапторами ситикаров: Нью-Йорк, Лондон, Париж, Сингапур.

О других проектах

В рамках проекта [Smart Cities](http://cities.media.mit.edu/) в лаборатории были разработаны еще два средства для удобного передвижения в городе. [RoboScooter](http://cities.media.mit.edu/projects/scooter.html) и Электрическое колесо для велосипеда, называемое также Велосипед 2.0 или Копенгаген-колесо, потому что оно впервые было представлено на конференции ООН по изменению климата в Копенгагене.
Разработчики планируют вывести колесо на рынок в 2011 году. Стоить будет в среднем $1000. Необязательно покупать новый велосипед, колесо может быть присоединено к любому старому.

В этом колесе расположены датчики, которые фиксируют скорость велосипеда и пробег, измеряют концентрацию окиси углерода и окислов азота в атмосфере, температуру и влажность воздуха, а также уровень шума. Эту информацию можно переслать городским планировщикам и экологам. К велосипеду подключается IPhone и модуль GPS. Так велосипедист может найти знакомых, находящихся поблизости, и отслеживать информацию о маршрутах и пробках.

Теории и практики спросили, что думает об идее ситикара Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ Транспорта и дорожного хозяйства:

«Технические новации MIT School of Architecture and Planning всегда оригинальны и дружественны к пользователю. Но они работоспособны и полезны исключительно в рамках обозначенного контекста. Вне контекста — это не более, чем забавные инженерные игрушки.

Ситикар представляет собой так называемую систему «car-sharing», которую придумали в Бремене в начале 1990-ых годов. Эта система предусматривает поочередное использование автомобилей, которые члены клуба могут брать и обязаны возвращать на фиксированные стоянки. Авторы этой идеи сравнивали свою модель с использованием тележек в супермаркетах. В настоящее время бременская модель нашла своих поклонников во многих городах Западной Европы, США и Канады.

Ситикары — маленькие и одинаковые. Это обстоятельство некритично для массы американцев, у которых автомобиль присутствовал в семье деда и даже прадеда. Известно, что для большинства автовладельцев в 3-4 поколении автомобиль — не предмет престижа и самоутверждения, а одно из многочисленных технических приспособлений типа газонокосилки или пылесоса. Большинство из сегодняшних российских автомобилистов — автовладельцы в первом или втором поколении. Мы еще не наигрались; нам еще долго надо кому-то и что-то доказывать.

Подведу итоги: массачусетская новинка относится (независимо от перспектив ее практического применения в Нью-Йорке, Лондоне, Париже и Сингапуре) примерно к 8-9 классу транспортного и социального самообучения города. Мы же с вами, условно говоря, второклассники».