9–10 октября в Мурманске пройдет Critical Writing Academy — мастер-класс для журналистов, арт-критиков и простых людей, интересующихся культурой Русского Севера. Олег Хадарцев, координатор проекта и креативный директор кураторской группы Fridaymilk, рассказал T&P о том, как экологические проблемы могут побудить художников к сотрудничеству.

Олег Хадарцев

креативный директор Fridaymilk

— Расскажите, пожалуйста, о программе Critical Writing Academy. Кто в ней участвует?

— Critical Writing Academy (CWA) — это сайд-программа в рамках одного большого трехлетнего проекта Dark Ecology (DE). Это мастер-класс для блогеров, культурных критиков и журналистов из Баренцева региона, пишущих о современном искусстве. В октябре мы на несколько дней собираем команду думающих и пишущих людей, которые впоследствии создадут персональные проекты — журналистские материалы, вдохновленные идеями Dark Ecology, — используя доступные им фото- и видеосъемки, текстовые инструменты. Некоторые из них примут участие во второй части проекта — ноябрьской арт-экспедиции Dark Ecology.

Для нас академия — это место для обмена идеями и опытом в рамках существующей концепции DE. Это не абстрактный мастер-класс для специалистов о том, как надо писать, и не утомительные презентации приглашенных специалистов. Все, кто приедет в Мурманск в октябре, имеют общий бэкграунд и опыт в написании критических текстов в сфере современного искусства. Надеюсь, мастер-класс соберет думающих людей, профессионалов, и даст им возможность поучаствовать в интереснейшем исследовательском проекте на стыке современного искусства, философии и науки в компании нескольких десятков артистов и исследователей со всего мира.

— Что представляет собой проект Dark Ecology? Насколько я знаю, создатели вдохновлялись работами Тимоти Мортона.

— Dark Ecology — это трехлетний исследовательский арт-проект на приграничной территории двух стран — Норвегии и России. Создатели проекта — независимый норвежский арт-куратор Хилде Метхи (Киркенес) и команда фестиваля Sonic Acts (Амстердам) совместно с участниками проектов Fridaymilk (Мурманск) и Love Cult (Петрозаводск), а также независимыми российскими и норвежскими партнерами.

Первая часть проходила в трех городах: норвежском Киркенесе и российских Никеле и Заполярном в октябре прошлого года. Одним из самых важных моментов в программе первой части проекта было выступление американского философа Тимоти Мортона, автора книги «Гиперобъекты, философия и экология после конца света» (2013). Мортон — человек, мысли которого послужили теоретической основой проекта.

Создатели Dark Ecology вдохновлялись идеей Мортона о «темной» экологии. Суть этой концепции в том, что не существует природы как таковой — есть только конкретные объекты, с которыми мы можем взаимодействовать, а человек перестает быть «мерой вещей» и сторонним наблюдателем, и воспринимается как один из этих объектов. Это похоже на фильмы жанра «нуар» — рассказчик начинает расследование якобы внешней ситуации, с якобы нейтральной точки зрения, лишь для того, чтобы обнаружить, что он сам замешан в происходящем. При этом понятие «темная экология» в каком-то смысле близко к понятию «темная материя» — и то, и другое говорит о присутствии чего-то, что ускользает от окончательного определения.

То, что мы сегодня знаем о влиянии человека на окружающую среду, приводит к переосмыслению концепций природы, экологии и связи человека с миром как в философии, так и в искусстве. Проблема такой переоценки особенно актуальна в Баренцевом регионе с его девственной природой, индустриальным загрязнением и шахтами открытого типа.

https://vk.com/darkecology

https://vk.com/darkecology

Ожидаемые эффекты глобального потепления влияют на местную экономику, ведь по мере таяния ледников растут перспективы эксплуатации топливных резервов под Баренцевым морем и торговли через Северное море. Люди, находящиеся по разные стороны границы, вынуждены идти на диалог. Именно эта ситуация и создает плацдарм для идей Dark Ecology и дает импульс к сотрудничеству художников и теоретиков для создания новых работ и концепций.

— Ваша программа предназначена для авторов Северо-Запада России. Расскажите, пожалуйста, про медиа этого региона. Чем они отличаются от других изданий?

— В регионе преобладают общественно-политические ресурсы с понятной редакционной политикой и структурой. В каждом из региональных центров есть одно-два основных издания — чаще всего это информационные агентства, которые агрегируют новости политики, социальной сферы, ЖКХ. Их событийная лента состоит из переписанных пресс-релизов и материалов, отвечающих тем или иным целям в рамках политики редакции.

Остальная часть — студенческие ресурсы, образованные на базе региональных университетов, и блоги отдельных людей или групп авторов, в которых можно найти что-то интересное помимо общественно-политической повестки или результатов практики студентов. Но это, скорее, редкие исключения.

В нашем регионе материалы, отражающие культурный контекст современности, оказались забытыми и ненужными. У нас до сих пор нет людей и мощных информационных ресурсов, которые могли бы считаться авторитетными в плане освещения современного искусства, анализа происходящего, выдачи субъективных мнений и оценок. Этих людей трудно найти даже под микроскопом.

Несколько лет назад в рамках ресурса Fridaymilk мы собрали сильную команду авторов, которую курировал Олег Соболев, музыкальный критик и бывший редактор afisha.ru. Вместе они создавали очень интересные материалы, но сейчас проект законсервирован — он стал слепком конкретного периода в нашей жизни, культурным и лингвистическим экспонатом. Это невероятный опыт, который мы получили, но, к сожалению, не стали развивать дальше. Именно этот проект и подтолкнул нас продолжить развитие альтернативной журналистики, связанной с современным искусством. Сама идея Critical Writing Academy назревала очень давно. Желание идеологов Dark Ecology с норвежской и голландской сторон совпало с нашими идеями и необходимостью объединить северные регионы нашей страны с зарубежными соседями.

— Как вы думаете, чего не хватает авторам вашего региона?

— Думаю, что им не хватает в первую очередь любви к своему региону. А если серьезно, то в каждом из российских субъектов, расположенных вокруг Баренцева моря, есть уникальная возможность для мифологизации происходящего вокруг. Миф может быть призмой, через которую можно пропускать происходящее в общественной и культурной жизни страны или региона, создавая свой собственный стиль или поддерживая общекультурную или общегеографическую мифологию, оставаясь трансграничным автором для всех остальных. К сожалению, пока мы видим только полное отрицание своих корней или неумение их использовать в своих интересах. Это огромная неосвоенная и незанятая ниша.

https://vk.com/darkecology

https://vk.com/darkecology

Еще одна проблема — постоянные «трудности перевода» и очень тяжелая коммуникация. Журналисту или критику, пишущему о культуре, как и любому артисту, который хочет реализовать свои творческие амбиции вне рамок района, города или паблика в одной из популярных соцсетей, просто необходимо знать иностранный язык, чтобы быть услышанным или для того, чтобы впитывать новые идеи и развивать свои.

— У Critical Writing Academy есть аналоги в России или за рубежом? На что вы ориентировались, когда запускали академию?

— Зарубежных или российских аналогов нет, но и чего-то невероятно инновационного мы не изобретали. Просто смешали и объединили несколько инструментов для эффективной коммуникации всех участников проекта: от панельных дискуссий и круглых столов до экскурсий для погружения в городскую среду. Все эти формы взаимодействия объединяет единая теоретическая база — философия проекта Dark Ecology.

— Какие исследования вы ожидаете получить от участников? Будут ли они связаны с повесткой региона?

— Именно «преподавания» не будет — это не является нашей задачей. Будет обмен опытом, общение и формирование некоего рабочего и межличностного пространства среди людей, говорящих на одном языке, понимающих друг друга и культурный контекст вокруг. При этом мы стремимся подчеркнуть и сохранить индивидуальность каждого автора.

В этом году объектом рассмотрения и изучения будет концепция Dark Ecology; в следующем это может быть что-то другое — например, конкретное событие или явление.

Мы надеемся найти общие точки отсчета для последующего диалога, проговорить те моменты, которые «проваливаются» или недостаточно освещены в работах каждого из авторов. Думаю, Critical Writing Academy может стать началом формирования региональной идентичности.

https://vk.com/darkecology

https://vk.com/darkecology