Телевизионный документальный фильм «Высота» Дмитрия Лавриненко, премьера которого состоялась летом на телеканале «Культура» и зимой на первом московском фестивале архитектурных фильмов, знакомит зрителя с английским архитектором Норманом Фостером и его многочисленными проектами по всему миру.

Название «Высота» понимать стоит не столько метафорически (как одну из характеристик архитектуры Фостера), сколько буквально — речь идет о его давней страсти к авиации: от полетов на планерах до вертолетов и реактивных истребителей, на которых 75-летний дедушка способен делать фигуры высшего пилотажа. На этой взаимосвязи призвания и хобби и строится картина режиссера Дмитрия Лавриненко.

В прошлом году о главном архитекторе мира вышел еще один документальный фильм — «Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?» Карлоса Каркаса и Норберто Лопеза Амаду, премьера которого состоялась на Берлинском кинофестивале.

Фостер лично оценивает целесообразность постройки того или иного сооружения не только стандартными методами, но и нестандартными — с высоты птичьего полета.

Примечательно, что в фильме ни разу не произносится слово хай-тек, зато много раз повторяется словосочетание «зеленый архитектор» — для Фостера очень важна экологическая сторона вопроса. Поэтому его проекты всегда выгодно отличаются своей эргономичностью: здания сами себя подпитывают электроэнергией при помощи солнечных батарей, сами себя проветривают и гармонично вписываются в любую городскую среду. Самое главное, взгляд Фостера всегда устремлен в будущее: реализованные при использовании инновационных технологий, его постройки имеют самые неожиданные и неочевидные формы. Не в последнюю очередь именно по этой причине архитектор, получивший у себя на родине титул лорда, многими признан лучшим в мире.

Лавриненко коротко рассказывает о детстве и юности Фостера: бедность, обучение на архитектурном отделении манчестерского университета, которое молодой человек оплачивал, работая вышибалой в кинотеатре, призыв в армию и последующий переезд в США, где он стал аспирантом Йельского университета. Окончательно предрешило будущий успех знакомство с архитектором Ричардом Роджерсом в конце 60-х. И того меньше Лавриненко говорит о влиянии, которое оказали на Фостера его старшие коллеги. Упоминается лишь очень важная для Фостера фигура Ричарда Бакминстера Фуллера, еще одного «зеленого архитектора». Больше всего внимания в «Высоте» уделено самим зданиям Нормана Фостера.

В частности, объясняется, как функционирует небоскреб Свисс Ре — знаменитый фостеровский «огурец». Зачем были сохранены хулиганские надписи, оставленные советскими солдатами во время Второй мировой, при реконструкции здания Рейхстага. Как изменилось проектирование банковских зданий после постройки в 1979 году объединенного банка Гонгконга и Шанхая. Зачем необходимо строить искусственный город в пустыне неподалеку от Абу-Даби с революционной для нашего времени инфраструктурой. Затрагиваются и многочисленные проекты Нормана Фостера, концепции которых он специально разработал для нашей страны: башня «Россия» на территории Москва-Сити, реконструкция острова «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге и т.д. В качестве причины, по которой эти заказы так и не были реализованы, приводится кризис, однако она, конечно, заключается в другом — обычное несовпадение менталитетов — у нас на такие вещи принято смотреть не с высоты, а свысока. И не дальше собственного носа.