В июне Третьяковская галерея объявила конкурс на создание концепции музея в ближайшие 10 лет. В рамках первого этапа были отобраны три компании, которые вошли в шорт-лист: британская Event communications вместе с канадской AEE, Lot & Cultures совместно с RAA (Канада) и знаменитое архитектурное бюро Рема Колхаса OMA АМО из Роттердама. О том, кто и как будет переделывать главный музей страны, телеканалу «Россия 24» рассказала генеральный директор музея Зельфира Трегулова.

Зельфира Трегулова

Искусствовед, куратор международных музейных выставочных проектов, с 2015 г. — генеральный директор Государственной Третьяковской галереи.

«Третьяковка вступила на путь системного развития и следования ожиданиям как общества, так и зрителей, и правительства, позднее других ведущих музеев страны. Эрмитаж, Пушкинский, Политехнический уже давно осуществляют эти программы. Мы понимали, что какое-то движение вперед возможно только на основе самого серьезного системного анализа существующей ситуации, существующих проблем и выведения точечных правильных рекомендаций, как решать ту или иную проблему во всех направлениях деятельности Третьяковской галереи. Поэтому был объявлен конкурс, и один из наших попечителей Виктор Вексельберг изъявил желание профинансировать эту программу развития немедленно.

Состоялось заседание жюри с участием Мартина Рота, представителей из Франции, из США, ведущих отечественных специалистов. Это было очень сложное, очень заинтересованное, очень открытое обсуждение без малейшего намека на какую бы то ни было ангажированность кого-либо из членов жюри. Мы признали победителем компанию Event communications, которой будет предложено разработать программу развития по всем возможным направлениям: и работа со зрителем, и экспозиции, хранение, образовательные программы, специальные программы с детьми, программы с разного рода категориями посетителей с ограниченными физическими возможностями, выход в виртуальное пространство, детализация превращения музея в крайне приветливое, дружелюбное пространство и далее везде.

Но при этом мы предложили (и это было общее решение жюри), что компания Event communications, которая не делала никаких предложений по архитектурно-пространственному решению, должна будет учесть в своей работе предложения архитектурного бюро Рема Колхаса OMA АМО, который не стал представлять свои предложения по вот всем этим направлениям, которые мы описали, а предложил комплексное архитектурно-пространственное решение, которое при этом решает очень многие из этих проблем.

Без такого смелого решения, которое может предложить только архитектор или человек уровня Рема Колхаса, нам действительно не осуществить рывок вперед. Не просто поступательное движение вперед, а рывок и прорыв, который выведет нас действительно в авангард музейного дела».