©Александр Имедашвили, NEWSGEORGIA

В пятницу в Московском Доме кино подвели итоги I Фестиваля российского кино, который прошел в ноябре 2010 года в Тбилиси. Фестиваль состоялся впервые после российско-грузинского конфликта в 2008 году, и, по словам русской службы BBC, вызвал неоднозначную реакцию. Тем не менее, на вечере в Доме кино был почти полный зал, а Эльдар Рязанов веселил публику рассказами про Георгия Данелию и заочно вручил ему приз имени его двоюродной сестры, Софико Чиаурели. Там же прошла премьера фильма молодого грузинского режиссера Левана Когуашвили Street days, который вышел в российский прокат как «Прогульщики». Теории и практики узнали, кому что известно о грузинском кино.

Первым спросили кинокритика Андрея Плахова:

«Взлет грузинского кино (его называли островком античности в современном искусстве), длившийся не одно десятилетие, сменился упадком, заставляя, порой, даже с ностальгией вспоминать о советских временах. Лучшие старые режиссеры уехали, новые не смогли почти ничего сделать в обстановке нестабильности и разрухи. И тем не менее, в самое последнее время запахло ренессансом, пускай пока не с большой буквы. «Другой берег» Георгия Овашвили и «Прогульщики» Левана Когуашвили, еще две-три картины сигнализируют о появлении нового поколения режиссеров. Они генетически вобрали в себя высокие художественные стандарты грузинского кино, но мироощущение у них не шестидесятническое, а современное, и реалии на экране тоже совсем другие, более жесткие, и поэтика, и стилистика тоже». Режиссер **Рамаз Чачанидзе** рассказал, откуда грузинские режиссеры берут средства для съемок:
«Насчет современного грузинского кино можно многое сказать. В Грузии много молодых и талантливых режиссеров, за год снимается 12-13 полнометражных картин, много короткометражек и анимационных фильмов. Государство дает часть денег на развитие киноиндустрии в стране. Еще часть денег дает частный сектор. Киностудиям тоже помогают — на сегодняшний день кино в Грузии свободно от налогов. Так что, посмотрим, что будет». Нам стало интересно, что думают о грузинском кино сами грузины, и мы поговорили с **Тамрико Квачадзе**, которая недавно преподавала в СПбГУ и управляла книжным магазином [«Порядок слов»](http://theoryandpractice.ru/organizers/1649-poryadok-slov), а сейчас живет в Тбилиси и пишет для журнала [«Сеанс»](http://seance.ru/):
«На первом фестивале российского кино людей было не очень много, кто-то говорил: «Пусть поедут в те села, где шла война, и покажут там свое кино». Многие радовались, что приехали российские режиссеры. Особого ажиотажа это событие не вызвало. Я лично почти все видела из программы, и ни разу не сходила. Смотреть на Рязанова и Тодоровского не очень интересно. А слушать о том, что, мол, политиканы все хотят испортить, но мы все равно любим друг друга — мы знаем про это. Грузины правда гостеприимны, но мы любим, когда гости стучатся в дверь, а не бомбят крыши, а потому даже самые ярые киноманы пропустили это событие. Люди сильно разочарованы событиями августа 2008 года. Хотя я ужасно обрадовалась фестивалю. Ждала Хомерики и Хлебникова. К сожалению, их не было. Но сам по себе факт приятный. Глядишь, и нашим режиссерам дадут российскую визу, и они смогут приехать в Россию. Пока что это практически невозможно. 
Слушать о том, что политиканы все хотят испортить, но мы все равно любим друг друга — мы знаем про это. Грузины правда гостеприимны, но мы любим, когда гости стучатся в дверь, а не бомбят крыши, поэтому даже самые ярые киноманы пропустили I Фестиваль в Тбилиси.
[Леван Тутберидзе](http://www.imdb.com/name/nm0992140/) — режиссер и сценарист, его фильм о вооруженном конфликте в Нагорном Карабахе [«Прогулка в Карабах»](http://ru.wikipedia.org/wiki/Прогулка_в_Карабах_(фильм)) считается культовым в Грузии.

Последнее время много думаю о грузинском кинематографе, потому что мой муж учится на кинорежиссера. Очень сложно молодым режиссерам. Как, наверное, везде. Но здесь, с одной стороны, за плечами большое грузинское кино, а с другой — сильный соблазн снимать средние комедии/мелодрамы, с большим количеством плохо скрытой рекламы крупных компании. Таких фильмов выходит достаточно. Мне они неинтересны.

Прошлый год однозначно стал годом «Прогульщиков» Левана Когуашвили. Большой прорыв и в смысле качества, и в смысле интереса к фильму в Европе, и в России.

В прошлом же году вышел фильм Левана Тутберидзе «Умру без тебя». Тутберидзе — режиссер, который сравнительно часто, раз в пять лет, снимает кино. И он, и многие другие режиссеры много времени тратят на обработку пленки и прочие технические детали, которые в Грузии невозможно осуществить — за всем этим им приходится ездить заграницу. Это замедляет и выпуск фильма, а также занимает большую часть бюджета.

13 — американский ремейк Гелы Баблуани на свой же одноименный фильм 2005 года. В главных ролях снялись Сэм Райли, Джейсон Стэтхэм, Микки Рурк и 50 Cent.

В 2010 вышел первый грузинский мистический триллер «Сезон» молодого режиссера Ираклия Самсонадзе, который оставил ощущение, что этот жанр еще не скоро поддастся грузинскому кинематографическому менталитету. В смысле успеха на фестивалях прорывом стал фильм «Другой берег» Георгия Овашвили о беженцах из Абхазии. Самые большие надежды кинематограф Грузии возлагает на Гелу Баблуани, который дошел до Голливуда со своим фильмом «13».