Если личностные границы порой кажутся зыбкими, то физические выражены куда более четко: сложно представить ситуацию, в которой человек не знал бы, где заканчивается его тело и начинается чужое. Но и тут в редких случаях можно пережить необычные ощущения: счесть посторонний предмет частью себя, пережить выход из тела или даже обменяться лицами с другим человеком. Французский нейрофизиолог Лоран Коэн в книге «Почему девочки разбираются в математике не хуже мальчиков. И еще 40 историй о человеческом мозге», которая скоро выйдет в издательстве «РИПОЛ классик», рассказывает об иллюзиях, связанных с восприятием тела. T&P публикуют отрывок из книги.

Резиновая рука

Я вижу перед собой розовую резиновую перчатку, одну из тех, в которых обычно моют посуду. Неужели этот простой и широко используемый в домашнем хозяйстве предмет поможет нам проникнуть в тайны мозга?

Я смотрю на свою левую руку. Справа от меня находится резиновая перчатка. В этом нет никакого сомнения. И это очень важный аспект осознания себя самого, ощущения своего собственного тела, границы которого мне хорошо известны. Мне также известно, что является его частью (левая рука) и что ею не является (рука или перчатка?). Это осознание границы между собственным телом и остальным миром присуще не только человеку. И именно поэтому животное никогда не будет грызть свою собственную лапу, хотя без колебаний набросится на часть плоти другого животного.

Со всем этим нельзя не согласиться, но при чем здесь резиновая перчатка?

Именно она продемонстрирует нам, что восприятие собственного тела на самом деле довольно нестабильное чувство. И вы можете сами в этом убедиться, проведя небольшой эксперимент у себя дома. Положите одну руку под стол, при этом постарайтесь сохранять ее неподвижность. В это время я кладу на стол перчатку как раз над тем местом, где должна была бы лежать ваша рука. Вы внимательно смотрите на перчатку, и в это время я начинаю одновременно ласкать и вашу руку, и перчатку. Я одновременно и одинаковым образом поглаживаю большой палец, тыльную сторону руки и перчатки и проделываю все это в течение пятнадцати секунд. Вскоре у вас возникнет ощущение, что перчатка — это ваша рука и что вы ощущаете физически прикосновение моей руки к перчатке. И перчатка становится частью сформировавшегося у вас образа собственного тела!

Вы спросите: «Как могло произойти, что в течение нескольких секунд перчатка настолько завладела нашим сознанием, что стала восприниматься как неотъемлемая часть нашего тела?»

Когда в обычных обстоятельствах вы видите, как что-то приближается к вашему телу и касается его, то ощущаете контакт именно в том месте, на которое устремлен ваш взгляд. То, что вы видите и чувствуете, накладывается одно на другое и совпадает. Во время проведения эксперимента с перчаткой, когда я дотрагиваюсь, например, до указательного пальца, ваш мозг это чувствует и говорит: «Меня трогают за указательный палец». Но одновременно с этим он видит, как касаются указательного пальца на перчатке. И поскольку оба ощущения — тактильное и визуальное — совпадают во времени, они интегрируются друг в друга и воспринимаются как одно событие. И единственное внятное объяснение этому явлению заключается в том, что указательный палец на перчатке есть не что иное, как ваш собственный палец.

Но если мы воспринимаем перчатку как собственную руку, не должно ли это как-то влиять на наше отношение к ней?

Да, такое случается, и мы имеем множество подтверждений тому, что фальшивая рука действительно интегрирована в схему нашего тела, в наши представления, которые сформировались в нас о самих себе. Например, если я во время действия этой иллюзии попрошу вас закрыть глаза и показать мне одной рукой другую, вы укажете не на вашу настоящую руку, а на перчатку. Кроме того, вы будете дорожить новой рукой, опасаться за ее целостность. И если кто-то решит уколоть ее иголкой, вы испугаетесь и захотите убрать перчатку куда подальше.

Короче говоря, когда фальшивой руке грозит какая-либо опасность, активизируются те же самые зоны мозга, как если бы речь шла о настоящей руке. Некоторые из этих зон соответствуют чувству страха, другие же активизируются с целью реализовать желание спрятать руку, например, за спину.

Но как мы воспринимаем эту новую руку? Как замещающую настоящую? Или наш мозг верит в то, что у нас теперь целых три руки: две настоящих и одна резиновая?

В ходе действия этой иллюзии было продемонстрировано, что температура настоящей руки несколько снижается. В каком-то смысле мозг перестает воспринимать настоящую руку как часть вашего тела и больше не поддерживает на должном уровне ее температуру, вследствие чего она становится холоднее.

Иллюзия резиновой руки показывает, что осознание собственного тела, понимание того, из чего оно состоит, — вещь довольно хрупкая и что мозг можно легко обмануть. Теперь мы знаем, почему при некоторых заболеваниях мозга нарушается восприятие собственного тела. Отдельные церебральные аномалии действительно воспроизводят ощущения, напоминающие иллюзию резиновой руки. Например, некоторые пациенты, страдающие гемиплегией (параличом левой половины тела в результате повреждения правого полушария мозга), искренне верят в то, что эта часть тела им не принадлежит. В этой связи я вспоминаю об одной своей пациентке, которая в ответ на мой вопрос, принадлежит ли ей рука (причем в этот момент я держал ее за левую, парализованную руку), сказала, что это не ее рука, а моя. Но при этом она правой рукой убрала ее, пригрозив, что ударит меня, если я не прекращу ее трогать. А есть и такие пациенты, которые, обнаружив, что левая половина их тела абсолютно инертна, жалуются на то, что в их постель положили постороннего человека. Так, один мой коллега рассказывал мне, что его пациент будто бы написал директору госпиталя жалобу, в которой сообщал, что персонал больницы дурно пошутил с ним, подложив к нему в постель… труп.

Теперь нашим читателям остается только приобрести пару перчаток, чтобы на собственном опыте убедиться в действии иллюзии резиновой руки. Небольшая подсказка: чем больше будет походить на настоящую руку то, что вы используете в качестве резиновой руки, тем лучше это сработает.

Обмен лицами

Каждый из нас хорошо знает свое тело. И нет ничего удивительного в том, что мы умеем отличать то, что принадлежит нашему телу, от того, что ему не принадлежит. Мне хорошо известно, что это моя рука, а эта — ваша. Мы все привыкли к внешнему виду нашего тела. Когда я смотрю на себя в зеркало, я понимаю, что это именно мое лицо и ничье другое. Меняются ли с годами наши представления о самих себе, или они раз и навсегда зафиксированы в нашем воображении?

Конечно, они должны, они просто обязаны меняться со временем. Например, по мере того как мы стареем, мы привыкаем (более или менее легко) к старению нашего лица, и представления, которые сложились у нас о собственном облике, постоянно подвергаются корректировке в силу происходящих в нем изменений. Кроме того, существуют разные трюки, позволяющие осуществлять манипуляции с образом собственного тела. Как мы уже видели в предыдущей главе, можно вызвать ощущение, что резиновая или любая другая перчатка, лежащая перед вами на столе, является вашей собственной рукой.

Но вернемся к нашему лицу. Поддается ли каким-либо манипуляциям сложившийся в нашем воображении образ собственного лица?

Недавно появилось весьма любопытное исследование, поставившее перед собой цель разобраться в этой проблеме. Не вдаваясь в подробности, скажу, что ученые решили выяснить, как можно заставить человека поверить в то, что он похож на кого-либо другого. На практике все выглядит довольно просто. Напротив друг друга сажают двух человек — двух женщин или двух мужчин. В то время как они смотрят друг на друга, экспериментатор, взяв в каждую руку по кисточке, гладит ими по лицам испытуемых, причем делает он это абсолютно одинаково и синхронно. Таким образом, участник эксперимента видит, как кисточка касается лица сидящего напротив человека, и в тот же момент он ощущает щекотание на собственном лице. Он видит, как кисточкой гладят щеку сидящего напротив, и одновременно чувствует, как гладят его щеку. Это точный эквивалент иллюзии с резиновой перчаткой: в каком-то смысле у участника эксперимента возникает чувство, что лицо сидящего напротив является отчасти и его лицом.

Читатель спросит меня, а не хочу ли я сказать, что испытуемые как бы присваивают себе лица напротив сидящих людей и что это меняет представления, которые у них сложились, относительно собственного лица. Все происходит именно так. Говоря точнее, можно сказать, что в ходе этой процедуры у вас возникает ощущение, что вы похожи на человека, сидящего напротив. А поддается ли все это каким-либо объективным объяснениям и оценкам?

Ученые разработали довольно остроумную методику. Они занялись морфингом, то есть с помощью компьютера трансформировали фотографии двух сидящих напротив испытуемых, сделав из них нечто усредненное. В результате получились фотографии, составленные из 10% внешних данных одного участника и 90% процентов другого, из 20% одного и 80% другого и так далее. После сеанса с поглаживанием лица кисточками ученые представили участникам эксперимента сфабрикованные фотографии. При этом они спросили испытуемых, насколько каждое фото похоже на них самих или на сидящего напротив участника эксперимента. И как же оценили участники эксперимента эти фотографии?

Как правило, если вам показывают фотографию, состоящую на 40% из черт вашего собственного лица, а в оставшейся части представляющую черты лица кого-либо другого, вы скажете, что на этом фото вы не похожи на себя и что это не вы на фотографии. Зато после процедуры поглаживания испытуемые говорят, что изображенные на фото лица — хотя и содержат на 60% чужие черты — больше похожи на них самих. Их представление о собственном облике в ходе эксперимента изменилось, в них как бы встроились черты лица сидящего напротив человека.

В связи с этим возникает следующий вопрос: все ли люди в равной степени подвержены этому эффекту, или есть те, чьими представлениями о собственном лице легче манипулировать?

Тенденция встраивать черты чужого лица в представления о собственном облике сильнее проявляется у людей, в характере которых преобладает эмпатия, которые легко могут поставить себя на место другого человека. Этот факт был доказан в ходе эксперимента при помощи специальных анкет. Впрочем, совсем не удивительно, что мы все склонны в большей степени приукрашивать себя, чем обезображивать. Кстати, в процессе этого же эксперимента ученые выяснили, что чем красивее лицо сидящего напротив человека, тем больше мы хотим на него походить, присваивая себе чужие черты. Вывод: благодаря технологии синхронизированного поглаживания можно слегка изменить сложившееся у нас представление о собственном лице, и в нашем понимании оно в большей степени будет походить на лицо человека, сидящего напротив.

Выход из тела и астральное путешествие

В этой главе я предлагаю вам немного пофилософствовать и ничтоже сумняшеся ответить на простой вопрос — «кто мы?».

Если я скажу, что знаю, кем я являюсь, значит, я могу сказать, как меня зовут, могу вспомнить историю моей жизни, испытанные мною чувства, сферу, в которой я работаю. И все это я. Но еще до того, как все это было мною перечислено, я совершенно ясно ощущал, что мой дух, мое сознание, мое «я» встроены внутрь тела, которое занимает какое-то место в пространстве. Место, где находится мое тело и где находится мое «я», мне хорошо известно, потому что об этом мне говорят мои чувства: я вижу себя в нем, но я также получаю информацию, идущую изнутри, которую называют проприоцептивной. Это информация о положении частей моего тела и суставов, и я знаю все об этом даже с закрытыми глазами — благодаря тому, что получаю информацию от вестибулярной системы, расположенной в ушах и подтверждающей, что я нахожусь, к примеру, в вертикальном положении.

Так вот все эти ощущения, представляющиеся абсолютно очевидными (например, тот факт, что здесь и сейчас у вас на ногах надеты кроссовки), — не являются ли они на самом деле умозаключением, к которому пришел ваш мозг, основываясь на получаемой вами информации?

Совершенно верно. Являются. Однако в этих механизмах, как и во всем, что происходит в мозгу, могут возникать нарушения. Среди самых впечатляющих по своей странности ощущений относительно собственного тела, возникающих вследствие повреждений мозга, можно назвать следующие: например, человеку кажется, что у него появилась третья нога или третья рука, или его собственная половина тела принадлежит не ему, а соседу, врачу или еще кому-нибудь. Или он ощущает живой ампутированную руку. Думаю, этих примеров предостаточно.

Все это ужасно. Но может ли иллюзорно восприниматься все тело, а не только его части — например, рука или нога?

Да. Иногда возникает ощущение, что вы находитесь вне тела. Это явление называют «out-of-body experience», то есть «внетелесным опытом» или «иллюзией выхода из тела». Хотелось бы представить вашему вниманию одну историю на эту тему. Чтобы выяснить причину эпилептических припадков у пациентки, на поверхности ее правого полушария прикрепили электроды. В процессе исследования врачи заметили, что в результате стимуляции посредством одного из этих электродов париетальной области у пациентки внезапно возникло ощущение, что она парит в двух метрах от своей кровати. Ей казалось, что она видит собственное тело, лежащее на той же кровати двумя метрами ниже. У другой пациентки при схожих обстоятельствах электростимуляция вызвала чувство, будто за ее спиной, как приклеенный, находится некий фантом, хотя она его не видит. Стоило ей пошевелиться — и фантом точно имитировал все ее движения. Короче говоря, речь шла о ее двойнике, которого ее мозг воспринимал только отчасти.

Можно ли предположить, что в том случае, когда пациентка парила на высоте двух метров над кроватью, ее душа выходила из тела?

Это было бы довольно наивной попыткой объяснить пережитый пациенткой опыт чем-то сверхъестественным и волшебным. Давайте скажем так: пациентке казалось (она иллюзорно воспринимала), что ее «я» находится вне тела. Не нужно забывать, что наше обычное ощущение своего «я» формируется в нашей голове и является результатом обработки информации, произведенной мозгом, и что в случае повреждения мозга это обычное ощущение может трансформироваться в необычное, не совсем нормальное восприятие. Для многих из нас велико искушение воспринимать феномены такого типа, равно как и феномен «near-death experiences» (то есть странные ощущения, которые охватывают некоторых людей в момент приближения смерти), как доказательство того, что душа может существовать независимо от тела. На самом же деле речь идет о патологическом восприятии самих себя.

Думаю, что человеку очень интересно переживать эти путешествия вне тела. А есть ли какие-нибудь способы почувствовать на собственном опыте выход из тела, не будучи при этом ни эпилептиком, ни шизофреником, и не прибегая к употреблению специальных препаратов?

Да, такие способы существуют. В какой-то степени они позволяют представить себе, что такое «выход из тела». Первый такой способ был предложен американским психологом Джорджем Малкольмом Стрэттоном (1865–1957), который изобрел и проверил на себе изобретенное им в конце XIX века весьма сложное устройство, которое состояло из зеркала, установленного над головой, и другого зеркала, которое располагалось на уровне глаз. Расположив все это вышеописанным способом, Стрэттон, глядя перед собой, видел свое собственное тело, как если бы оно находилось у него над головой. В течение трех дней он гулял по улицам города, воспринимая мир через эту систему, рассматривая себя самого не как обычно (исходя из расположения глаз и вертикально), а парящим над собой и в горизонтальном положении. Через три дня он настолько привык к горизонтальному положению своего тела, что именно так и стал его воспринимать. Когда ученый шел по улице и чувствовал, как его правая нога касается земли, ему казалось, что это ощущение идет от правой ноги, которую, благодаря системе зеркал, он видел далеко от себя и в горизонтальном положении.

Я понимаю читателя, которому все это довольно сложно вообразить, но вы наверняка поняли, что благодаря зеркалам Стрэттон в конце концов стал воспринимать собственное тело именно так, как он его видел: над собой, наподобие пациента с иллюзорным ощущением планирования над кроватью.

Не так давно исследователи, вооружившись более современными техническими средствами, возобновили опыты Стрэттона. Вы стоите, в нескольких метрах позади вас я располагаю кинокамеру и снимаю вас со спины. Затем я показываю вам отснятую пленку, которую вы смотрите через видеоочки. Вы видите себя сзади, как если бы вы стояли в нескольких метрах перед самим собой. Чтобы вы лучше ощутили, что вы видите именно себя, я поглаживаю вашу спину кисточкой на длинной ручке — и, естественно, вы не можете не заметить, что точно такой же кисточкой дотрагиваются до спины вашего двойника, стоящего перед вами. Если говорить точнее, то, когда вы чувствуете прикосновение к вашей левой лопатке, вы видите, как та же кисточка касается левой лопатки вашего двойника. В результате у вас возникает полное ощущение того, что ваше собственное тело находится перед вами, вы видите его как бы извне.

«Что же из всего этого следует?» — спросите вы. Убеждение, что наше «я» является неотъемлемой частью нашего тела (которое представляется нам самой очевидной вещью в мире), — это результат слаженной работы нашего мозга. И пусть это будут поломки в его механике или хитроумные эксперименты, вызывающие сбои в его работе, но вот мы уже путешествуем вне собственного тела.