Научиться мыслить творчески не мечтают только те, кто и так умеет это делать. Для людей, которым только предстоит открыть для себя мир собственных идей и изобретений, существует инстересная разработка — так называемая теория решения изобретательских задач. Она позволяет освоить алгоритм созидательной деятельности и научиться видеть далекие горизонты, которые лежат за пределами поставленных задач. T&P объясняют, как работает эта теория.

Генрих Альтшуллер

Генрих Альтшуллер

Теория решения изобретательских задач — ТРИЗ — появилась в СССР в середине XX века. Родоначальником подхода стал ученый, инженер и писатель Генрих Альтшуллер — горячий сторонник постоянства изобретательской деятельности, продолжавший работу даже в одном из лагерей Воркуты, куда попал за критику в адрес Иосифа Сталина. Теории изобретательсва были посвящены несколько работ Альтшуллера, которые уже при жизни ученого получили популярность в России и за рубежом, особенно в США и Японии.

ТРИЗ, по сути, ставит столь любимый в западных странах, а с недавних пор и в России, вопрос: как научиться изобретать? Для того, чтобы научиться делать это, теория предлагает изобретателям искать потребности и запросы. Как это делать, если вы не маркетолог? Ничего сложного: ведь в основе потребностей, если речь идет о технике, инженерии и других материальных вещах, как правило, лежат противоречия. Именно их решают дизайнеры, которые разрабатывают мебель ИКЕА, телефоны Apple, обувь Nike и другие сверхпопулярные товары. «Шкаф должен быть маленьким, но вместительным». «Мне нужен тонкий, но мощный аппарат». «Хочу, чтобы на пробежке ноги не мерзли и не потели». Анализ запроса дает идею, идея понуждает искать средства, а их применение приносит результат, — так что человек становится изобретателем несмотря на то, что изначально у него не было никаких озарений.

В поисках запроса потенциальный изобретатель может обратиться к уже существующим наболевшим проблемам. В рамках ТРИЗ такой подход некоторые специалисты называют «инновацией от боли». Само собой, если вы можете сделать роботизированные ноги (как послупил американский скалолаз и инженер Хью Герр) или составить цифровой фотографический атлас Земли (что удалось создателям GoogleMaps), ваши работы многим окажутся нужны. Однако часто новые изобретения сами создают потребность в себе, как это произошло с цифровой развлекательной техникой или социальными сетями. Полезность таких разработок может быть под вопросом, зато популярность не оставляет сомнений, так что инженеры могут долго наслаждаться славой.

Для использования ТРИЗ существует специальный алгоритм, который позволяет разложить весь процесс создания технического изобретения на составляющие. Человеку гуманитарного склада это, возможно, покажется излишним, однако люди с математическим и техническим складом мышления, могут посчитать такую детализацию весьма полезной.

© Elise

© Elise

Алгоритм решения изобретательских задач также разработал Генрих Альтшуллер. Он считал, что ключ к решению заключается в развитии способности видеть обстоятельства за пределами условий задачи (например, «Как построить достаточно высокий кран?»): так называемые надсистемы (скажем, строительную конструкцию, которую можно сделать горизонтальной, если не получается строить в высоту) и подсистемы (например, материал, из которого делают кран, который можно сделать прочнее).

Талантливый изобретатель, по мнению Альтшуллера, также видит прошлое и будущее систем, с которым работает: все краны, которые уже были созданы, и все дома, которые только хочется с их помощью построить. Кроме того, важно представлять себе, хотя бы теоретически, и антипод объекта: антикран, не кран, нечто, внешне вовсе не похожее на кран. Ведь смартфон тоже, по сути, является антикомпьютером, не компьютером: он плоский, а не объемный, маленький, а не большой, реагирует на прикосновения пальцев, а не на нажатия кнопок, и т. д. По мнению создателя ТРИЗ, замена системы антисистемой сразу приближает инженера к решению поставленных задач, даже если в результате он сделает что-то не настолько «анти», как предполагал в начале.

Кроме того, по Альтшуллеру, талантливый технический мыслитель должен быть динамичным. Он может увидеть любой предмет, с которым работает, в разном масштабе: представить себе гигантскую ДНК или крошечную МКС. Это позволяет привыкнуть к системному мышлению, — ведь, к примеру, молекула в крупном масштабе наводит на мысли о веществах, из которых должны быть изготовлены «хирургические инструменты» для работы с ней (например, знаменитые «генетические ножницы» CRISPR).

Конечно, чтобы получить полное представление о подходе Генриха Альтшуллера, нужно изучить его работы и испробовать методику. Однако вдумчивый подход ТРИЗ к таинственному вопросу о том, как рождается гениальная техническая идея, в любом случае заслуживает внимания, — даже если вы гуманитарий и не привыкли раскладывать мир на составляющие. Когда нам просто говорят: «Думай шире», — бывает не совсем понятно, что имеется в виду. Но если возникает алгоритм, все проясняется.