Выступление Кена Робинсона «Как школы убивают креативность» на конференции TED посмотрели более 33 миллионов человек: кризис современной системы образования — тема актуальная. Ровно год назад в армянском Дилижане открылся UWC Dilijan — первый международный колледж системы UWC на постсоветском пространстве. Сооснователь и председатель совета управляющих школы Вероника Зонабенд рассказала T&P, какова глобальная цель UWC, из чего состоит система обучения и как под одной крышей живут ученики из Израиля и Палестины.

Вероника Зонабенд

партнер-учредитель, председатель Совета директоров UWC Dilijan College, учредитель фонда RVVZ

— Что привело вас к открытию колледжа?

— Идея создания международной школы в Дилижане пришла к нам с мужем (предпринимателем и филантропом Рубеном Варданяном — прим. ред.), когда мы стали думать об образовании наших детей. Нам были важны международный состав преподавателей и учащихся, высокий академический уровень и чтобы это было не просто обучение в классе, а баланс между академическими знаниями, социальной активностью и пониманием, какой должна быть личность. Проанализировав существующую систему образования, мы поняли, что она не отвечает современным требованиям, поскольку была создана под нужды индустриального общества. Мы же живем в постиндустриальном, а значит, и требования к школе должны быть иными. Я посетила около 20 школ по всему миру, а наш архитектор — более 40, мы изучали их опыт, ошибки и выбирали лучшие решения.

— Почему именно Дилижан?

— Мы решили, что лучшего места для строительства школы в Армении, чем Дилижан, не найти. Город сочетает в себе три важных качества: географическое положение (между двумя столицами — Ереваном и Тбилиси), нетронутую природу и хороший климат. А еще это место с богатой историей и культурой. Мы рассчитывали, что школа окажется якорным проектом, который «потащит» за собой другие. Сегодня же школа 21-го века существует в городе 19-го. Тем не менее изменения уже видны. Фонд развития Дилижана, который был создан и финансируется, в том числе, и нашим фондом, поддерживает Молодежный центр, который посещают порядка 300 местных школьников. Здесь они осуществляют проекты по социальному предпринимательству, изучают иностранные языки, занимаются танцами, стрит-артом, хоровым пением, театральным и изобразительным искусствами. Основная задача центра — способствовать формированию социально-активного поколения, которое станет драйвером роста и изменений в будущем. И уже есть результаты. Например, в этом году из числа финалистов из трехмиллионной Армении, отобранных для обучения в системе UWC, 10% были из маленького города Дилижана с населением чуть более 10 тысяч человек.

Первый колледж UWC открыл в 1962 году в Уэльсе немец Курт Хан. Его теория строилась на том, что все мы с рождения наделены высокими нравственными качествами, которые теряются из-за дурного влияния общества. Выход — в системе образования, которая дает не только академические знания, но и умение принимать решения, проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Предполагалось, что получить такое образование смогут дети из разных стран, что послужит развитию международных отношений.

— Почему вы решили присоединиться к международной системе United World Colleges (UWC)?

— Мы довольно долго вырабатывали концепцию, и когда я приехала в Женеву подавать документы на аккредитацию в Организацию международного бакалавриата (теперь IBO располагается в Гааге), мне сказали: «Ваша концепция и миссия почти полностью совпадают с UWC». Было еще одно счастливое совпадение. Во время встречи с Рубеном вице-президент по финансам ЕБРР, выпускник UWC Atlantic College и член совета UWC Манфред Шеперс рассказал ему об этой системе и о том, какие плюсы для России и постсоветского пространства принесет создание такой школы. Мы стали членом UWC, и уже с первого года своего существования школа стала по-настоящему международной: к нам приехали 94 студента из 48 стран. В этом году у нас учатся уже 190 подростков. В общей сложности наши студенты представляют 64 государства.

— Какие проблемы современной системы образования решает UWC?

— Существующая система образования должна измениться, поскольку она не стимулирует творческое начало и любознательный подход к миру. Зависимость от системы стандартизированного тестирования, основанного на выборе из предложенных вариантов ответа, не позволяет творчески подходить к процессу и искать нестандартные решения. Главное, что должна учитывать система образования, — это то, что все люди разные, поэтому нет и не может быть единственно правильного решения для всех.

В системе UWC детям дается больше возможностей для самостоятельного обучения, это касается и самостоятельного выбора графика и интенсивности занятий. Помимо серьезной академической нагрузки дети должны быть готовы к совершенно другому уровню социальной активности. Представьте, вы приезжаете в другую страну, живете и учитесь с представителями иных культур, с которыми, возможно, никогда в жизни не встретились бы. Очень часто в колледжи приезжают дети из государств, которые находятся в состоянии конфликта. Например, у нас учатся ребята из Палестины и Израиля, из Турции, что само по себе довольно необычно для школы в Армении, из Сирии, Афганистана, Пакистана и Индии, Ирана и США. И одна из наших задач — научить их слышать другую сторону, понимать друг друга и общаться.

Wikipedia

Wikipedia

Некоторые в 16 лет уже не способны что-либо воспринимать, но те, кто поступает в UWC, проходят очень жесткий отбор в своей стране. Конечно, все ребята приезжают со своим багажом. Многие из них происходят из семей с очень скромным достатком, есть даже дети из лагерей беженцев. К чему-то они готовы, а к чему-то нет, но изменения в этом возрасте происходят быстро. Например, мальчик из Палестины изначально был настроен довольно резко по отношению к Израилю и израильтянам, однако сейчас он спокойно общается со студентами из этой страны.

— Критерии отбора в UWC очень высокие. Как туда попасть детям, например, из лагерей беженцев, которым сложно выучить английский язык?

— У колледжей UWC необычная система отбора, основанная на оценке не существующего уровня, а потенциала подростка. К тому же, она построена на принципе так называемого слепого отбора (need-blind admission), то есть не учитывает финансовое состояние семьи. Система отбора не предполагает стандартизированных тестов. Безусловно, учитываются академические успехи кандидатов, а знание языка важно, потому что обучение во всех школах UWC ведется на английском. Но члены отборочных комитетов смотрят прежде всего на личность кандидата, его открытость, готовность что-то делать и желание повлиять на позитивные изменения в мире.

— Как происходит отбор студентов в колледж?

Системе UWC более 50 лет, она объединяет 16 школ по всему миру. Выпускников UWC можно найти в крупных корпорациях (например, среди партнеров McKinsey, при выборе которых компания дает выпускникам UWC дополнительные бонусы), палате общин и палате лордов британского парламента, ООН.

— Отбор кандидатов происходит через национальные комитеты UWC, которые существуют в 145 странах, причем в каждой стране по-разному. Каждый национальный комитет отбирает кандидатов не в конкретный колледж, а в систему в целом. Все 16 школ утверждают квоты для кандидатов из тех или иных стран и отправляют эту информацию в центральный офис UWC, оттуда она попадает в национальные комитеты. Получается, например, что в этом году национальный комитет России должен был отобрать 20 кандидатов для всех колледжей UWC, из них восемь — в UWC Dilijan, два человека — в UWC Atlantic College в Уэльсе и так далее.

Первый этап отбора — это заполнение онлайн-заявки, в том числе эссе на английском языке. Эту заявку рассматривают, как правило, три члена отборочного комитета, в который входят выпускники UWC, преподаватели колледжей либо люди, которые хорошо понимают эту систему и знают, какого типа студенты ей нужны. На этом этапе конкурс составляет порядка десяти человек на место. Следующий этап — Skype-интервью. Отсев здесь — порядка 30%. И уже на последнем этапе финалисты приезжают на очное интервью, которое занимает целый день. Он состоит из командных игр, психологических тестов, небольших письменных тестов на умение найти нестандартное решение задач по математике. Но главное, на что смотрят члены отборочного комитета, — это умение общаться, находить общий язык, слушать других. Очень важна также психологическая готовность детей, которым предстоит уехать из дома в незнакомое место и жить вместе с людьми, которых они никогда в жизни не видели. Это стресс, и не все на такое способны.

Кандидаты не знают, в какой именно колледж они попадут. В заявке они могут обозначить свои приоритеты, и отборочный комитет их учитывает, но не всегда желания кандидатов совпадают с решением. У нас были случаи, когда дети из России отказывались ехать в Дилижан, потому что рассчитывали поехать в Канаду или в Америку. Это говорит о неправильном понимании того, что из себя представляет UWC, и требуется время, чтобы рассказать людям об этой концепции. Кроме того, у UWC Dilijan College еще пока не наработан авторитет, но это поправимо.

— Подавляющее число студентов UWC Dilijan College учится по грантам. По какой схеме строится система грантовой поддержки?

— Как я уже говорила, на стадии отбора кандидатов никто не знает, в каком финансовом положении находится их семья и смогут ли они оплатить обучение. Когда кандидаты в колледжи UWC отобраны, комиссия решает, в какой колледж номинировать каждого из них, и сообщает им о своем решении. После этого, если выясняется, что семья не может оплатить обучение, кандидат может подать заявку на получение финансирования. В этом случае проводится тщательная проверка финансового состояния семьи, потому что средства на обучение привлекаются от доноров, и важно, чтобы они были выделены тем, кто в них действительно нуждается. По результатам проверки грантовый комитет, состоящий из представителей доноров, принимает решение, кому и в каком объеме будут предоставлены средства.

Размер поддержки варьируется от 0 до 100 процентов. Грант полностью или частично покрывает обучение и проживание в колледже, но в него не входят транспортные и личные расходы студентов. Однако иногда студенту оплачивается даже дорога до места учебы, если он из нуждающейся семьи. Поддержку оказывают многие институциональные и индивидуальные доноры из России, США, Европы, несколько доноров из Армении и армянской диаспоры. Основным донором является фонд Scholae Mundi.

— Насколько инвесторы готовы вкладываться в образовательный проект в сегодняшнее кризисное время?

— Средства привлекать достаточно сложно, особенно в современных условиях, но у нас есть накопленный авторитет и кредит доверия, в первую очередь к Рубену, поскольку заявленное нами реализуется. Как и в любом проекте, здесь многое зависит от личных отношений с людьми, от их доверия и желания вместе сделать что-то хорошее. Мы очень благодарны всем, кто нас поддержал. У нас есть группа сооснователей школы, которые поддерживают проект с самого начала, — Гагик Адибекян, Владимир Аветисян, Нубар Афеян и Олег Мкртчан. Всего UWC Dilijan College поддержали более 200 доноров. Сейчас мы прилагаем усилия, чтобы привлечь деньги в endowment — фонд целевого капитала школы, который позволит нам отбирать лучших студентов и давать столько стипендий, сколько необходимо.

— Сколько лет длится обучение по программе международного бакалавриата в колледжах UWC? Какие блоки обязательных дисциплин она включает?

— IB Diploma Program рассчитана на два года. Это одна из наиболее известных в мире и хорошо зарекомендовавших себя программ предуниверситетского образования для детей 16–18 лет, которая признается ведущими университетами мира. В рамках IB Diploma каждый студент изучает шесть предметов на выбор из следующих групп: родной и иностранные языки, человек и общество, естественные науки, математика, гуманитарные науки и искусство. Большинство предлагаемых предметов можно изучать на продвинутом уровне (Higher Level) или на стандартном (Standard Level). Помимо этого, кандидаты на получение диплома должны написать расширенное эссе, пройти курс теории знания (Theory of Knowledge) и принимать активное участие в программах комплекса Creativity, Action, Service (CAS — «Творчество, воплощение, служение»).

Wikipedia

Wikipedia

Если рассказывать об обычном дне в нашей школе, то уроки начинаются в 8:15 и заканчиваются в 15:30, а дальше идут практические и факультативные занятия. Кроме того, студенты заняты в CAS, обязательной части программы международного бакалавриата, влияющей на итоговую оценку. Особенность обучения в UWC в том, что здесь нет четкого разделения между обучением в классе и всей остальной деятельностью. Все, что бы студенты ни делали, связано с их социальной активностью, у них есть большой выбор, чем бы они хотели заниматься. В рамках CAS у каждого студента есть программа социально полезной деятельности. Они также могут разработать собственную программу мероприятий, полезных как для сообщества колледжа, так и для жителей города. Например, ребята участвуют в работе Молодежного центра Дилижана, о котором я уже говорила, и реализуют проекты с местными школьниками. Сейчас, например, они решили следить за чистотой в Дилижане, поделили город на сектора и убирают мусор. Или на волонтерских началах обучают местных детей английскому, работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья в центре инклюзивного образования. Многие студенты сами начали изучать армянский и русский языки.

Отход ко сну — в 23:00, но в реальности далеко не все студенты ложатся спать в это время. У ребят большая нагрузка, что требует самоорганизации и умения управлять своим временем. Я как-то присутствовала при дискуссии, когда дети обсуждали необходимость продлить часы работы библиотеки после полуночи. Это показывает их отношение к учебе. Безусловно, они высоко мотивированы.

У нас очень интересный коллектив преподавателей. Часть из них раньше работали в других колледжах UWC, другие — в различных международных школах. Директор UWC Dilijan College Джон Паддифут более 20 лет проработал в Итонском колледже, одном из старейших учебных заведений в Европе, 10 лет из которых — заместителем директора. В настоящее время в школе преподают 38 учителей из 17 стран: Армении, России, Индии, Великобритании, США, Болгарии, Македонии, Аргентины, Германии, Швеции, Испании, Франции, Нидерландов, Словакии, Греции, Китая и Австралии.

— На ваш взгляд, какие главные качества нужно воспитывать в молодых людях сегодня?

— Главное — это чувство ответственности за себя и за мир, который тебя окружает. Важно не фокусироваться только на самом себе и своих интересах, а понимать, что ты являешься частью мира как в социальном, так и в экологическом смысле. И еще важно занимать активную жизненную позицию и рассчитывать на самого себя, а не ждать, что кто-то решит все проблемы.

Кабир Сетхи

Индия

«Для меня подача заявки стала самым сложным этапом отбора: многие вопросы заставили меня в корне пересмотреть, чего я хочу достигнуть в жизни. Думаю, главное — быть честным. Если ты притворишься человеком, которым на самом деле не являешься, чтобы только попасть в UWC, тебе настоящему будет сложно в этой системе.

В UWC делается упор на развитие личности, воспитание лучших качеств и служение обществу. Я чувствую, что здесь меня готовят быть не только хорошим студентом, но и хорошим человеком. Я научился общаться с людьми на том уровне, который раньше был мне недоступен, устанавливать содержательные отношения, понимать ценность дружбы.

Когда я только пришел в UWC Dilijan, моим любимым предметом была физика из-за ее черно-белой сущности: в физике есть только правильные и неправильные ответы, белое и черное, а серой зоны нет. Но на втором семестре я увлекся философией. Ученые-физики, совершая революционные открытия, часто не думают о том, что же в действительности хорошо для человечества. Философия дает возможность проанализировать эту серую зону, что мне очень нравится. Думаю, после колледжа я поступлю в технологический университет, но при этом не брошу заниматься философией».

Сона Маркосян

Армения

«Здесь важна каждая минута: нужно уметь управлять своим временем, чтобы со всем справляться. В UWC Dilijan я узнала много нового о людях других национальностей и их культуре, научилась их принимать, уважать взгляды, находить общий язык, прислушиваться к разным мнениям по одному и тому же вопросу. В будущем мне хотелось бы получить хорошее высшее образование и сделать что-то значимое для Армении и Дилижана».

Майке Пфайффер

Германия

«Учась в UWC, я чувствую себя намного самостоятельней, чем в моей предыдущей школе в Германии. Сама атмосфера здесь более неформальная, что позволяет нам общаться с нашими учителями более раскрепощенно. Я не чувствую, что нахожусь в постоянной соревновательной гонке, это снимает напряжение и делает учебу легче и эффективнее. Здесь я сумела развить в себе способность задавать вопросы и смотреть на вещи более критично. Думаю, что одно из ключевых умений — подвергать сомнению устоявшиеся представления. После колледжа я обязательно поступлю в университет, буду изучать все, что связано с политикой и, возможно, журналистикой. Но для меня гораздо важнее не то, куда я пойду учиться, а ощущение, что я меняю мир вокруг себя, где бы ни находилась».