Что изменилось в российском вебе за 10 лет?

**Веб перестал быть российским.** В начале 2000-х мы пользовались только российскими продуктами, сегодня рынок интернационален. Зарубежные игроки, даже нишевые, теперь очень быстро «доходят» до России, это заставляет отечественного производителя «давать» продукт мирового уровня. Яндекс успешно конкурирует с Google, ВКонтакте с Facebook и тому подобное. Произведенные в России Evernote и Cut The Rope занимают первые строчки в рейтингах. Это — здорово! **Он перестал быть вебом (WWW).** 10 лет назад основной программой доступа в интернет был браузер. Единственным устройством — персональный компьютер. Теперь это самые разные устройства — телефоны, телевизоры, электронные книги, на которых установлены тысячи специализированных приложений. **Стал массовым.** 10 лет назад интернет в России был небольшим клубом по интересам. Интерес был, в основном, к самим цифровым технологиям. Сегодня интернетом в России пользуется несколько десятков миллионов человек. 10 лет назад Россию без интернета было представить просто, сегодня — невозможно. **Получил влияние.** Это связано прежде всего с тем, что среди национальных элит его проникновение близко к 100%, ну и, разумеется, с массовостью. **Веб стал модным.** 10 лет назад сидящих вечерам перед компьютером называли неудачниками, сегодня все помнят, сколько у кого друзей в Facebook, и кто в компании стал его первым пользователем.
10 лет назад интернет в России был небольшим клубом по интересам. Интерес был, в основном, к самим цифровым технологиям. Тогда Россию без интернета было представить просто, сегодня — невозможно.

Он стал безразмерным. 10 лет назад было ощущение, что все уже придумано, что «эпоха великих географических открытий» позади: почта, поиск, чаты — что еще может быть? Сейчас есть уверенность, что все только начинается.

Веб заработал свой кадровый кризис. В начале 2000-х желающих что-то делать в интернете было существенно больше, чем желающих оплачивать их труд. Сегодня работы значительно больше, чем тех, кто в состоянии ее делать.

Что сейчас самое главное в интернете?

**Массовая коллаборация.** Коллаборация сервисов — вы читаете Twitter через Facebook, отвечаете на почту с MS Exchange с помощью приложения Mail на iPhone, покупаете билеты в кинотеатр «Октябрь» на «Афише». Коллаборация людей – совместные покупки, обсуждение законов, открытые письма и так далее. **Массовый отказ от права на частную жизнь.** Все готовы публиковать информацию о своих интересах, вкусах, планах, местонахождении. Мало кто задается вопросом, кому эта информация доступна.   **Новые формы доступа.** Интернет теперь – это не только WWW, это – WWW, видео, напоминания, навигация. Приложения заменяют браузер. Не думаю, что заменят, но точно потеснят. **Облака.** Где лежит ваша почта? А ваши заметки (если вы пользуетесь Evernote)? А файлы (если вы пользователь Dropbox)? Данных на компьютере хранится все меньше, они мигригуют в «облака» — на далекие серверы — вы их не потеряете, даже если у вас украдут компьютер, они доступны с большинства устройств. Собственно, любой компьютер в течение 3 минут может превратиться в ваш персональный — достаточно «залогиниться» в нескольких сервисах, которыми вы пользуетесь. **Повсеместный интернет.** СИМ-карта в iPad, встроенный 4G модем. Еще 3 года назад интернет нужно было искать, теперь он везде. **Свободное время.** Свободного времени все больше, все чаще люди тратят его на создание каких-либо ценностей, не требуя каких-либо материальных вознаграждений. Статьи в Википедии и Хабрахабр, рецензии на «Афише», бесплатные приложения в AppStore и Android Market, Ушахиди. ##Расскажите об объединении Афиши и Рамблера. И что будет с Пикником «Афиши»?
Цели — «перезагрузить» Рамблер, смасштабировать «Афишу». Насчет Пикника — я продюсирую его 6 лет, начиная с первого в парке «Красная Пресня», и бросать не собираюсь — это колоссальное удовольствие и бесконечные перспективы. Что будет с Пикником? Сегодня мы — один лучших фестивалей в России, нам хочется взять следующую «высоту» и войти в лигу лучших европейских фестивалей. ##Какова ваша роль в проекте Sports.ru?
Я помогал его перезапускать, участвовал в разработке стратегии и поиске людей, писал бизнес-план, запускал продажи. Сейчас на мне только бизнес-планирование. Ну и, разумеется, в формировании стратегии принимаю активное участие.
Любой компьютер в течение 3 минут может превратиться в ваш персональный — достаточно «залогиниться» в нескольких сервисах, которыми вы пользуетесь.

Вы преподаете в Высшей школе экономики. Что и зачем?

Мой курс называется «Основы инновационно-инвестиционной деятельности», уже 3 года его читаю. Я рассказываю о том, как запускать проекты — на какие вопросы нужно искать ответы, как их искать, как подбирать команду, где искать инвестора, как с ним коммуницировать и так далее. Зачем? Чтобы качественных проектов и команд было больше. Во-первых, так интересней, во-вторых, в каких-то случаях мы (Афиша, Рамблер) им что-то можем предложить. Сейчас как раз одному такому проекту предлагаем.

Расскажите про интернет-маркетинг: какие приемы и инструменты маркетинга не работают в вебе?

В вебе не работает обман. Если заявленные качества вашего продукта не соответствуют действительности — об этом быстро станет всем известно. Во-первых, это требует от производителей более открытой коммуникациям. Во-вторых, и это куда более важно, такая прозрачность заставляет их концентрироваться на развитии самого продукта, а не на его рекламе. Бизнес быстро учится работать с интернетом. Несколько примеров — страница Чиптрипа в Facebook, банковские приложения для мобильных телефонов, Уралсиб в игре «Веселый фермер», впечатляющий рост CPC (cost per click) и CPA (cost per action) моделей.

Условия и возможности у бизнеса в интернете в России колоссальные. Это одна из самых быстрорастущих отраслей, множество пустых ниш, минимальная цена входа.